Файл: Отчет к контрольной работе по дисциплине Маркетинговые исследования Вадютин Дмитрий Витальевич Гр. 074051.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание
Используя матричные модели «Boston Consulting Group» и «General Electric/McKinsey», определим характер стратегической позиции на рынке компании ОАО «Савушкин продукт», суть стоящей перед ней маркетинговой проблемы и рекомендуемое содержание ее будущей конкурентной стратегии.
1. Подготовим в MS Excel таблицу и введем в нее данные об объемах продаж продукции участников рассматриваемого рынка (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Данные об объемах продаж участников рынка
Компания | Объемы продаж в годах | ||||
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Савушкин продукт | | | 1681345 | 1950821 | 2173000 |
МИНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД №1 | | | 443808 | 504031 | 501000 |
Молочный мир | | | 450621 | 530784 | 608000 |
Лидский молочно-консервный комбинат | | | 401250 | 503160 | 599000 |
Туровский молочный комбинат | | | 180640 | 227395 | 365000 |
Слуцкий сыродельный комбинат | | | 651210 | 715025 | 925000 |
Другие компании | | | 3701526 | 3689484 | 3983200 |
Всего | | | 7512419 | 8122720 | 9156221 |
2. Рассчитаем с использованием формул 1.1 и 1.2 для ОАО «Савушкин продукт» и его основных конкурентов среднегодовые темпы роста продаж продукции на рынке молочной продукции в Республике Беларусь (таблица 2.5).
(1.1)
(1.2)
где: – объем реализации продукции i-й компанией в рассматриваемом году, руб.;
– объем реализации продукции i-й компанией в предшествующем году, руб;
T – длительность анализируемого периода, лет.
Рассчитаем аналогично среднегодовой темп роста продаж продукции этих компаний на рынке Беларуси в целом .
(1.3)
(1.4)
где: – объем реализации продукции всеми участниками рынка в рассматриваемом году, руб.;
– объем реализации продукции всеми участниками рынка в предшествующем году, руб.
3. Рассчитаем с использованием формулы 1.5 для всех участников рынка занимаемые ими на нем доли и установим компанию – ведущего конкурента ОАО «Приам» (таблица 1.2).
(1.5)
где: – объем реализации продукции i-ой компанией, руб.;
n– количество компаний.
4. Так как наибольшей долей рынка после «Савушкин продукт» обладает Слуцкий сыродельный комбинат, значение относительной доли рынка ОАО «Савушкин продукт» по формуле 1.6 должно быть рассчитано в отношении к Слуцкий сыродельный комбинат.
(1.6)
Аналогичным образом рассчитываются относительные доли рынка для других компаний, кроме Слуцкий сыродельный комбинат, для которой относительная доля рынка определяется в отношении ОАО «Савушкин продукт».
Таблица 1.2 – Среднегодовые приросты продаж продукции, доли рынка компаний
Компания | Объемы продаж в годах | Средне-годовой прирост продаж | Доля рынка в 2021 г. | |||||||
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | абсол. | относит. | ||||
Савушкин продукт | | | 1681345 | 1950821 | 2173000 | 13,71% | 23,73% | 2,35 | ||
МИНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД №1 | | | 443808 | 504031 | 501000 | 6,48% | 5,47% | 0,54 | ||
Молочный мир | | | 450621 | 530784 | 608000 | 16,17% | 6,64% | 0,66 | ||
Лидский молочно-консервный комбинат | | | 401250 | 503160 | 599000 | 22,22% | 6,54% | 0,65 | ||
Туровский молочный комбинат | | | 180640 | 227395 | 365000 | 43,20% | 3,99% | 0,39 | ||
Слуцкий сыродельный комбинат | | | 651210 | 715025 | 925000 | 19,58% | 10,10% | 0,43 | ||
Другие компании | | | 3701526 | 3689484 | 3983200 | 3,82% | 43,50% | | ||
Всего | | | 7512419 | 8122720 | 9156221 | 10,42% | 100,00% | |
5. Разместим в матрице «Boston Consulting Group» ОАО «Савушкин продукт» и ее конкурентов с учетом полученных значений относительных долей рынка и темпов роста продаж продукции.
Создадим пузырьковую диаграмму и отформатируем ее.
Диаграмма приобретает следующий вид (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Пузырьковая диаграмма, подобная матрице «Boston Consulting Group»
Вывод: Как видно из рисунка 1.1, центр круга, построенного для ОАО «Савушкин продукт», находится в правом верхнем углу правого верхнего квадранта (находящегося правее вертикальной оси для значения 1,0 и выше горизонтальной оси для значения 10%). Следовательно, она занимает на рынке конкурентную позицию, которую условно принято называть «Звезды». Что касается других компаний, то ММЗ №1 относится к «Собакам», остальные занимают позицию «Трудного ребенка».
6. Создадим в MS Excel таблицу для расчета значений конкурентных статусов компаний в соответствии с методикой И. Ансоффа.
7. Рассчитаем значения КСК для каждой компании по формуле 1.7.
(1.7)
где: Ii, Siи Рi– соответственной объем стратегических капиталовложений, оценка действующей стратегии и оценка потенциала (уровней возможностей) i-ой компании;
Iкри Iо– соответственно критический и оптимальный объемы капиталовложений;
Sои Pо– соответственно оценка оптимальной стратегии и оценка оптимального потенциала (уровней возможностей) компании на рассматриваемом рынке.
При этом, значения и вычисляются и заносятся в ячейки, в соответствии с формулами 1.8 и 1.9.
(2.8)
где: n – количество параметров действующей и оптимальной стратегии компании;
αi– степень соответствия i-го параметра действующей стратегии компании стратегии оптимальной.
(2.9)
где: m – количество учитываемых функций компании;
βi– степень соответствия группы функций существующего потенциала компании параметрам оптимального.
Представим рассчитанные данные в таблице 1.3.
Таблица 1.3 – Расчет конкурентного статуса компаний на рынке молочной продукции Республики Беларусь
Показатели | Значения для компаний | |||||
Савушкин продукт | ММЗ 1 | Молочный мир | Лидский молочно-консервный комбинат | Туровский молочный комбинат | Слуцкий сыродельный комбинат | |
Стратегические капиталовложения, тыс. руб.: | | |||||
критические | 1 000 | |||||
оптимальные | 110 000 | |||||
конкретной компании | 106 758 | 1 730 | 1 420 | 21 450 | 62 400 | 79 420 |
Оценка уровня стратегических капиталовложений компаний | 0,97 | 0,01 | 0,00 | 0,19 | 0,56 | 0,72 |
Показатели будущей эффективности действующей стратегии: | | | | | | |
уровень качества продукции | 0,8 | 0,77 | 0,72 | 0,65 | 0,66 | 0,74 |
эффективность инвестиций | 0,95 | 0,62 | 0,6 | 0,74 | 0,86 | 0,88 |
уровень предпринимательства | 0,9 | 0,76 | 0,77 | 0,62 | 0,69 | 0,71 |
эффективность производства и сбыта | 0,95 | 0,81 | 0,8 | 0,7 | 0,74 | 0,68 |
эффективность сети обслуживания (сервиса) | 0,85 | 0,71 | 0,68 | 0,66 | 0,7 | 0,7 |
перспективы лидерства в продукции и технологии | 0,82 | 0,64 | 0,65 | 0,45 | 0,64 | 0,66 |
Оценка будущей эффективности действующей стратегии | 0,88 | 0,72 | 0,70 | 0,64 | 0,72 | 0,73 |
Показатели потенциала (уровня возможностей) компании: | | | | | | |
общее управление | 0,9 | 0,8 | 0,76 | 0,84 | 0,78 | 0,8 |
финансовое управление | 0,92 | 0,7 | 0,78 | 0,88 | 0,62 | 0,72 |
маркетинг | 0,88 | 0,68 | 0,64 | 0,78 | 0,6 | 0,8 |
производство | 0,92 | 0,74 | 0,74 | 0,84 | 0,72 | 0,62 |
НИОКР | 0,7 | 0,58 | 0,82 | 0,83 | 0,76 | 0,54 |
Оценка потенциала (уровня возможностей) | 0,86 | 0,70 | 0,75 | 0,83 | 0,70 | 0,70 |
Конкурентный статус компании | 0,74 | 0,00 | 0,00 | 0,10 | 0,28 | 0,36 |