Файл: Зачет АНТРОПОЛОГИЯ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1 Предмет, задачи и методы антропологии. Место антропологии в системе наук, ее научное и практическое значение.

Вопрос 2. Зарождение антропологических знаний: представление о происхождении человека в древнем мире, средневековье и в эпоху Возрождения.

Вопрос 3. Формирование эволюционных идей в антропологии. Идея антропогенеза до ч. Дарвина.

Вопрос 4. Дарвин об эволюции животного мира. Человеческая родословная по Дарвину.

Вопрос 5. Место человека в системе животного мира.

Вопрос 6. Данные зоологии, генетики и других наук о животном происхождении человека.

Вопрос 7. Общая эколого-географическая и морфофизиологическая характеристика приматов.

Вопрос 8. Система отряда приматов.

Вопрос 9. Человекообразные обезьяны и их происхождение. Современные антропоиды.

Вопрос 10. Факторы и критерии гоминизации.

Вопрос 11. Симиальная теория антропогенеза.

Вопрос 12.Человек как примат.

Вопрос 13. Основные этапы эволюции приматов. Прародина человечества.

Вопрос 14. Методы реконструкции филогенеза приматов и гоминид.

Вопрос 15.Эволюция гоминоидов (ранние этапы).

Вопрос 16. Поздние этапы эволюции гоминоидов.

Вопрос 17. Первые представители рода «человек» в Восточной Африке.

Вопрос 18.Биологические предпосылки очеловечивания

Вопрос 19. Поздние этапы эволюции гоминид. Австралопитеки.

Вопрос 20. Методы реконструкции филогенеза приматов и гоминид. Периодизация кайнозойской

Вопрос 21. Древние люди – неандертальцы.

Вопрос 22. Ископаемые люди современного физического типа – кроманьонцы.

Вопрос 23. Ранние этапы социогенеза.

Вопрос 24. Понятие о расах и видовое единство человечества. Нация и раса.

Вопрос 25. Классификация человеческих рас.

Вопрос 26. Основные факторы расообразования.

Вопрос 28. Изменчивость расовых признаков в пространстве и времени.

Вопрос 29. Проблема адаптивности расовых признаков.

Вопрос 30. Кривая роста человека.

Вопрос 32. Пубертатный скачок роста.

Вопрос 33. Факторы регулирующие рост человека.

Вопрос 34. Генетический контроль роста.

Вопрос 35. Биогеографические (природные) факторы

Вопрос 36. Социально-экономические факторы.

Вопрос 37. Взаимодействие наследственности и среды в регуляции скорости роста.

Вопрос 38. Эпохальные колебания темпов развития человека.

Вопрос 39. Зависимость эмоционального развития человека от темпов физического развития.

Вопрос 40. Зависимость интеллектуального развития человека от темпов физического развития.

Вопрос 41.Типы телосложения Мезоморфный тип телосложения, характеристика, прогноз развития

Эктоморфный тип телосложения, особенности развития

Медицинская классификация типов телосложения.

Вопрос 42. Физическое созревание и эмоциональное развитие человека.

Вопрос 43. Темп роста и интеллект человека.

Вопрос 44. Морфологические аспекты конституции тела человека.

Вопрос 45. Функциональные аспекты конституции.

Вопрос 46. Понятие о биохимической индивидуальности. Морфофункциональные взаимоотношения.

Вопрос 47.

Вопрос 48. Медицинские аспекты конституции

Вопрос 49. Понятие о физическом развитии

Вопрос 50. Экологические аспекты конституции./

Вопрос 28. Изменчивость расовых признаков в пространстве и времени.

Расовые признаки в целом значительно менее пластичны, чем, например, физическое развитие, обилие жироотложения, упругость мускулатуры и другие нерасовые признаки. Известно, что европеец, негр, монгол полностью сохраняют свой расовый тип в течение всей своей жизни, даже если они родились в иной географической среде, вдали от ареала происхождения своей расы.

С тех пор как в науке стали приписывать происхождение человеческих рас влиянию внешней среды, естественно, стали также пытаться доказать, что каждая раса лучше всего приспособлена к тем географическим условиям, в которых она образовалась.

Человек связан с природной средой не прямо, а через посредство общества и материального производства.

Человек приспосабливает среду к своим потребностям, чем и избавляется, в отличие от всех живых существ, от необходимости перестраивать себя, т.е. приспосабливать свои органы к среде.

Примеры адаптивной изменчивости человека очень многочисленны. В первую очередь возникает вопрос о возможности распространения на человека «экологических правил», установленных для животных. После длительной дискуссии на эту тему его можно считать решенным положительно. Более того, помимо экологических правил Аллена, Бергмана и Глогера, для человека было установлено новое правило Томсона и Бакстона, выражающее зависимость ширины носа от климатических показателей.

Вопрос 29. Проблема адаптивности расовых признаков.

Считается, что в тропической области был полезен темный цвет кожи. Это применительно и для южных европейцев, у которых он темнее, чем у северных. Пигмент активно поглощает ультрафиолетовые лучи, а также защищает кожу от красных и желтых лучей. Жесткие, толстые, курчавые волосы образуют вокруг головы своеобразную пористуюоболочку – воздушную прокладку, плохо проводящую тепло к коже и сосудам головы при сильном солнечном нагревании. Большие ширина ротовой щели и площадь слизистой поверхности губ негра полезны в тропиках для усиления потери влаги, а, следовательно, понижения температуры вдыхаемого воздуха. Узковысокая форма черепа более благоприятна в условиях сильной инсоляции, чем плоскоширокая. Крупные размеры и сильное выступление носа имели значение для европеилов, живших в высокогорье, где разреженность воздуха требовала большой площади носового отверстия, а низкая температура благоприятствовала увеличению объема согревающей камеры носа. Вертикальное лицо европеидов и северных монголоидов полезно, т.к. делает более крутым изгиб пути вдыхаемого воздуха и тем самым предохраняет носоглотку от переохлаждения. Узкие глазная щель монгола предохраняет глаза от пыли, переносимой степным ветром, и от действия отраженной солнечной радиации на заснеженных пространствах. Ту же роль в отношении глаз играет внутренняя складка глаза (эпикантус). Отложения жировой клетчатки на лице у монголоидов защищает лицо от обморожения. Ягодичное отложение жира у бушменов Африки является приспособлением к засушливому климату. Короткие конечности у народов Крайнего Севера уменьшают охлаждающую поверхность тела, а длинные конечности народов Восточной Африки в условиях засушливых и жарких областей увеличивают ее



Вопрос 30. Кривая роста человека.

В некоторых случаях природу физиологических процессов точнее можно оценить по их ускорению, а не скорости протекания. Скорость прироста лучше, чем абсолютные значения длины тела, отражает состояние ребенка в каждый отдельный период: достигнутые длина и масса тела во многом определены характером ростовых процессов в предыдущие годы. Исходя из этого, исследователи предпочитают строить графики не только роста, но и прироста длины и массы тела за определенный промежуток времени.

Такой подход позволил выявить несколько периодов отчетливо выраженного ускорения роста.

Скорость роста длины тела плода максимальна в первые четыре месяца внутриутробного развития, максимальная скорость прироста массы наблюдается позже — на 34-й неделе. Между 36-й и 40-й неделями гестационного (внутриутробного) периода (т.е. к моменту родов) скорость роста плода замедляется; полость матки целиком заполнена. Сразу же после рождения скорость роста вновь увеличивается, особенно у генетически крупного ребенка.

В целом после рождения скорость роста снижается, но это замедление незадолго до конца ростового периода сменяется ускорением. Такой «ростовой скачок» наблюдается у девочек в возрасте между 10,5 и 13,5 годами, а у мальчиков — двумя годами позже: между 12,5 и 15,5 годами. Часто (но не всегда) небольшое увеличение скорости роста наблюдается у детей между 6 и 8 годами: его называют «полу- ростовым» скачком.

В период «второго детства» (если следовать принятой в отечественной науке терминологии) темпы роста девочек выше, чем у мальчиков (половое созревание у девочек начинается примерно на два года раньше). Примерно в 10-летнем возрасте девочки обгоняют мальчиков по длине и массе тела (I перекрест ростовых кривых). В подростковом периоде скорость роста у мальчиков становится выше, и они обгоняют девочек (II перекрест ростовых кривых, 13,5 — 14 лет).

Изменения темпов роста касаются не только длины и массы тела, но и отдельных тканей (костной, мышечной, жировой) и органов. Особенно наглядно это проявляется в юношеском периоде, когда организм вступает в пору полового созревания.

Вопрос 31. Пренатальный период продолжается от момента образования зиготы до начала родовой деятельности. Обычно он соответствует продолжительности доношенной беременности и составляет 9 календарных месяцев, или 10 лунных месяцев, или 40 недель, или 280 дней.


Внутриутробный период длится от самого момента зачатия и до рождения. Он делится на две фазы: эмбриональный период (первые два месяца) и фетальный (с 3 по 9 месяц). У человека весь внутриутробный период составляет около 280 дней, в котором зародышем (эмбрионом) называется развивающийся организм в первые 2 месяца внутриутробной жизни. С 3 же месяца он называется плодом.

Плодный период (Фетальный период)-Заключительный период пренатального развития, который продолжается с начала 3-го месяца (считая с момента зачатия) до родов. В течение этого периода происходит созревание плода и начинается функционирование всех органов.

Плод — развивающийся в материнской утробе человеческий организм с 8-й недели развития и до момента рождения.

Критические или сенситивные периоды - определенные периоды внутриутробного развития, когда зародыш особенно чувствителен к повреждающим агентам.

Выделяют несколько критических периодов:

1) предимплантационный или трубный, период эмбриогенеза (1-я неделя беременности);

2) период большого органогенеза, включающий и формирование плаценты(от 3 до 8 недель);

3) стадия усиленного роста головного мозга(15-20 неделя);

4) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочевого аппарата(20-24 неделя пренатального периода)


Вопрос 32. Пубертатный скачок роста.

Пубертатный скачок роста – это общее явление, варьирующее по интенсивности и продолжительности у разных детей. Максимальная скорость роста длины тела в среднем составляет около 10 см в год для мальчиков и немного меньше для девочек. У мальчиков пубертатный скачок роста происходит в среднем между 12 1/2 и 15 1/2 годами, а у девочек – на два года раньше.

Практически пубертатный скачок касается почти всех костных и мышечных размеров, хотя и не в равной мере. Скачок роста длины тела происходит главным образом за счет роста туловища, а не конечностей. Скачок в увеличении мышечной массы происходит через 3 мес., а скачок веса – через 6 мес. после скачка роста длины тела.

Пубертатный скачок распространяется и на сердечную мышцу и на все остальные органы. Некоторое пубертатное ускорение роста имеет место, по-видимому, даже у такого органа, как глаз, который к моменту рождения ребенка оказывается ближе всего к дефинитивному состоянию. О наличии подобного скачка свидетельствует выраженный миопический сдвиг, приуроченный именно к данному периоду. Миопия неуклонно прогрессирует, начиная с 6-летнего возраста (или даже раньше), вплоть до достижения взрослого состояния. Резкий сдвиг, характерный для пубертатного периода, можно объяснить тем, что ускорение роста глазного яблока в направлении зрительной оси выражено сильнее, чем в вертикальном направлении.

Точно не установлено, наблюдается ли пубертатный скачок в развитии мозга. Незначительный пубертатный скачок имеется в росте лицевого скелета.

Вопрос 33. Факторы регулирующие рост человека.

1 группа – биотические факторы, то есть факторы, относящиеся к живой природе. Это наследственность, микробное окружение, присутствие различных паразитов и тому подобное;

2 группа – абиотические факторы, то есть факторы неживой природы. К ним относятся климат, химический состав почвы, воды, пищи, воздуха, радиационный фон, интенсивность электромагнитных полей и излучений.

Вторая классификация, делящая факторы по их принадлежности к внутренней или внешней среде, является наиболее распространённой и общепризнанной во всём мире. В частности, этой классификацией пользуются при изучении показателей здоровья и качества жизни больших популяций людей (населения стран, областей и других) и определения зависимости этих пока-

зателей от различных условий проживания и национальных особенностей. В соответствии с этой классификацией все факторы делятся на эндогенные (относящиеся к внутренней среде организма) и экзогенные (относящиеся к среде обитания).