Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сельское хозяйство в России и основные проблемы
1.1. Сельское хозяйство в России
1.3. Государственный контроль за АПК
Глава 2. Современная аграрная политика России и контрсанкции
2.1. Сущность аграрной политики и ее регулирование в современной России
Глава 3. Настоящая оценка введения санкций
| Российский государственный социальный университет |
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Экономика»
Развитие и перспективы сельского хозяйства в условиях санкций
_____________________________________________________
(тема реферата)
ФИО студента | Лукина Надежда Ивановна |
Направление подготовки | Журналистика |
Группа | ЖУР-Б-2-Д-2-2022 |
Москва 2022
Содержание
1
Введение 2
Глава 1. Сельское хозяйство в России и основные проблемы 4
1.1. Сельское хозяйство в России 4
1.2. Основные проблемы 5
1.3. Государственный контроль за АПК 7
Глава 2. Современная аграрная политика России и контрсанкции 8
2.1. Сущность аграрной политики и ее регулирование в современной России 8
2.2. Введение контрсанкций 11
Глава 3. Настоящая оценка введения санкций 13
3.1. Санкции и ограничения, введенные в настоящее время 13
3.2. Влияние ряда ограничений 14
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Введение
Сельское хозяйство как отрасль мировой экономики играет важную роль в жизни человека. Его основная цель - удовлетворить потребности населения в питании и сырьевой промышленности. Сельское хозяйство является, так сказать, матерью и опорой всех других профессий.
Актуальность работы в том, что роль сельского хозяйства в экономике любой страны высока, а в нашей стране эта роль жизненно важна. Даже наиболее промышленно развитые страны вкладывают значительные средства в этот конкретный сектор экономики. Россия исторически является аграрной страной, поэтому сельское хозяйство является одним из важнейших секторов национальной экономики. Он дает человеку жизненно важные продукты питания, основные продукты питания и сырье для производства потребительских товаров. Уровень жизни и благосостояние населения во многом зависят от развития сельского хозяйства: размер и структура производства продуктов питания, доход на душу населения от потребления товаров и услуг и социальные условия. В связи с этим важность этой отрасли возрастает. Первые санкции против России были введены 6 марта 2014 года, но они носили скорее символический характер и больше походили на недружественный жест Запада, чем на реальный удар по экономике. Следующие шаги ограничений, введенных в отношении Российской Федерации, стали гораздо более масштабными и могут нанести серьезный ущерб российской экономике в среднесрочной перспективе. От санкций пострадали правительственные чиновники, крупные банки, энергетические и оборонные компании; кроме того, европейские, американские, японские, канадские и австралийские компании приняли решение ограничить поставки технологий, оружия, полезных ископаемых и других товаров на российский рынок.
Цель настоящей работы выявить проблемы и попытаться обозначить перспективы развития российского сельского хозяйства.
Глава 1. Сельское хозяйство в России и основные проблемы
1.1. Сельское хозяйство в России
Сельское хозяйство является приоритетной отраслью российской экономики, поскольку позволяет обеспечить продовольственную безопасность страны. Важной задачей для экономики России является активное развитие собственного агропромышленного комплекса, который сможет конкурировать с АПК мирового уровня. Создание такого АПК позволит отрасли поставлять сырье, а жителям страны - продукцию высокого качества и по доступным ценам. 1 августа 2014 года президент России Владимир Путин подписал указ о запрете импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкции в отношении России. Под запрет попали мясо, рыба, молочные продукты, овощи и фрукты, орехи и другие продукты.[5]
Публикация этого указа усилила напряженность на российском продовольственном рынке. Мнения делятся на две группы:
- некоторые считают, что эта ситуация даст стимул отечественным сельхозпроизводителям увеличить производство;
- сторонники второй части считают, что в настоящее время отечественные производители не в состоянии самостоятельно удовлетворить потребности жителей России в продуктах питания.
До введения санкций импорт продовольствия в Россию составлял 43 миллиарда долларов. Если не принимать во внимание алкогольную продукцию, около 50% этой суммы поступило из ЕС, Канады, Японии, Австралии и США.
Основным торговым партнером Российской Федерации был ЕС - товарооборот с этими странами равен 370 миллиардам долларов (для сравнения: с США всего 26 миллиардов долларов).) около 62% импорта сыров и творога приходится на Россию. Европейский Союз, 15% молока, 37% мяса, 25% фруктов, 39% готовых мясных и рыбных продуктов, 31% масла.
Таким образом, ограничив доступ стран Европейского Союза к продовольственному рынку Российской Федерации, производители этих стран потеряли рынок, но, с другой стороны, открыли его для таких стран, как Турция, Китай, Бразилия, Аргентина. Поскольку процедура выхода на рынок не является одномоментной, у местных сельхозпроизводителей есть шанс опередить их, заключив договоры поставки с сетевыми магазинами. По большей части введение санкций может привести только к изменению финансовых потоков для оплаты продуктов питания из Европы в Азию и Латинскую Америку.
1.2. Основные проблемы
Основная проблема в этой ситуации заключается в том, что российская продукция не может достойно конкурировать с зарубежными качественными характеристиками, а для создания продукции импортного уровня необходима дорогостоящая модернизация производства. Это может быть решено путем предоставления государственных субсидий.
По оценкам экспертов, в 2013 году погектарные субсидии для товаропроизводителей составили около 15 млрд руб. в странах ЕС в среднем на 1 га выделяется 365 евро, в России этот показатель составляет около 300 рублей. это неприемлемо, поскольку в некоторых странах рассматриваемая цифра достигает 954 евро (Финляндия). Эту проблему можно решить за счет увеличения субсидий по секторам наряду с параллельным осуществлением других программ и мероприятий по поддержке сельскохозяйственной промышленности.[3]
Существует ряд проблем, которые препятствуют развитию отечественного агропромышленного комплекса в условиях применения санкций в отношении стран-членов Европейского Союза.
Первый - это продолжительность санкций. Понятно, что сельскохозяйственное производство может значительно увеличиться в течение года. Но это предполагает привлечение новых кредитов. На эти деньги необходимо строить новые коровники и свинофермы, хранить продукцию, оплачивать расходы по ее облагораживанию и часто строить новую дорогу от фермы до соседнего крупного населенного пункта. Все это не учитывает одного важного фактора - продолжительности производственного процесса в преобладающей части отраслей сельского хозяйства. Невозможно будет вырастить продуктивных коров из молодняка, а садовые деревья не будут собраны в течение одного года.
Есть и вторая проблема. Как известно, вместо западных товаров российский рынок постепенно заполняется продуктами питания из развивающихся стран. Нет никаких оснований полагать, что эти продукты смогут составить российским производителям меньшую конкуренцию, чем европейские продукты, попавшие под эмбарго. Не исключено, что в течение короткого периода времени в некоторых сегментах рынка возникнет дефицит продуктов из-за спешки, в которой были одобрены санкции. Несомненно, наши импортеры найдут новых партнеров, поставки продовольствия стабилизируются, и цены могут даже снизиться. И это произойдет как раз в тот момент, когда инвестиции отечественных производителей принесут результаты.
Третья проблема - это так называемая «голландская болезнь», которой уже давно подвержена национальная экономика. Все, что производится в Российской Федерации, достаточно дорого. Затраты российских производителей намного выше, чем в развивающихся странах. В результате импорт из Латинской Америки и Юго-Восточной Азии обходится дешевле, чем внутренний импорт, даже с учетом транспортных расходов. Поэтому, чтобы оставаться конкурентоспособным, российскому производителю необходимы субсидии из бюджета.
Однако в условиях дефицита бюджета при резком падении мировых цен на нефть возможности субсидирования сельскохозяйственного сектора практически отсутствуют. Чтобы поддержать отечественного производителя сельскохозяйственной продукции, потребуется либо повысить налоги, либо привлечь средства из других отраслей, либо высвободить больше денег, увеличив и без того высокую инфляцию. Маловероятно, что государство решится на какую-либо из этих мер, поскольку все они имеют негативные макроэкономические последствия.
1.3. Государственный контроль за АПК
Государственный контроль за АПК предусматривает создание инновационной инфраструктуры, в основном, за счет использования экономичных методов:
- защита российского продовольственного рынка от импорта, а также сельскохозяйственного сектора от высокомонополизированных отраслей, которые создают средства производства для сельского хозяйства и покупают его продукцию;
- сохранение и модернизация роли государства как заказчика и инвестора в условиях переходного периода;
- помощь в развитии рыночной инфраструктуры;
- поддержание государственного сектора АПК;
- развитие социальной сферы села;
- развитие аграрных наук и подготовка кадров в области сельского хозяйства.
Среди перспективных направлений развития аграрной промышленности необходимо выделить следующие:
- поощрять сельскохозяйственных производителей внедрять и внедрять инновации;
- формирование модели государственно-частного партнерства в АПК (как правового, так и экономического);
- создание терминальных логистических комплексов;
- развитие лизинговых операций в агропромышленном комплексе.
Одним из важнейших вопросов развития аграрной политики остается внедрение и использование в деятельности терминала-логистические комплексы, а также их модернизация. Они помогут транспортировать и хранить сельскохозяйственную продукцию в надлежащих условиях.
Для реализации этого направления развития аграрной политики необходима не только финансовая поддержка государства, но и законодательная консолидация терминальных и логистических комплексов.
В сельскохозяйственном секторе использование лизинга может оказать существенное влияние на логистику и производственные процессы сельскохозяйственных производителей. На сегодняшний день лизинг может служить источником отечественные сельхозпроизводители. Кроме того, при формировании терминальных логистических комплексов в сельскохозяйственной отрасли лизинг может быть использован в качестве одного из инструментов.
Государственно-частное партнерство-это инновационный способ сотрудничества между государством и частным бизнесом на взаимовыгодных условиях. Этот метод сотрудничества в последнее время широко распространен в Российской Федерации и реализуется путем заключения концессионных соглашений, создания кластеров и особых экономических зон, реализации деятельности Инвестиционного фонда России и трактуется как государственно-частное партнерство.
Глава 2. Современная аграрная политика России и контрсанкции
2.1. Сущность аграрной политики и ее регулирование в современной России
Современная аграрная политика связана с разработкой и реализацией экономической стратегии и тактики эффективного развития всего агропромышленного комплекса в соответствии с требованиями объективных экономических законов.
Сущность аграрной политики и основы ее правового регулирования в современной России закреплены в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ. Этот закон определяет основные цели, принципы и меры реализации аграрной политики, ее правовое обоснование и сопровождение. Таким образом, в соответствии с вышеупомянутым законом государственная аграрная политика является неотъемлемой частью экономической и социальной политики государства и направлена на устойчивое развитие; сельское хозяйство и сельские районы.[1]
Специфика правовых и экономических факторов в аграрном секторе экономики заключается в их прямой взаимозависимости. Следует, что, изменения, происходящие на политическом и правовом уровнях, приводят к изменениям в социально-экономической сфере, и наоборот. Кроме того, в рамках реализации государственной аграрной политики решается ряд вопросов, связанных с продовольственной безопасностью, обеспечением продовольственной безопасности и развитием аграрного сектора экономики. На сегодняшний день вопрос обеспечения продовольствием Российской Федерации не только актуален, но и имеет решающее политическое значение.