Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сельское хозяйство в России и основные проблемы
1.1. Сельское хозяйство в России
1.3. Государственный контроль за АПК
Глава 2. Современная аграрная политика России и контрсанкции
2.1. Сущность аграрной политики и ее регулирование в современной России
Глава 3. Настоящая оценка введения санкций
Кроме того, стратегия устойчивого развития приоритетных отраслей российской экономики, в том числе аграрного сектора, имеет большое значение для России в условиях введения санкций рядом государств. Эта стратегия должна основываться на реалиях текущей политической, экономической и социальной ситуации в России, опираться на существующий научно-технический потенциал, действующую законодательную базу и ставить цели с учетом их приоритетности в рамках развития экономической инфраструктуры государства и требований внутреннего рынка.
Пресловутая секторальная «санкционная атака» на российскую экономику, в результате которой был введен полный запрет (до 5 августа 2016 года в соответствии с Указом Президента № 320 от 24 июня 2015 года) на импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров из Соединенных штатов, Соединенных Штатов и Соединенных Штатов. страны ЕС, Австралия, Канада и Королевство Норвегия существенно актуализировали проблему импортозамещения, едва ли не впервые по праву поставив ее в ряд стратегических приоритетов Национальной аграрной политики. Следует отметить, что наряду с ростом цен на продовольственные товары введение Россией контрмер вызвало ряд политических и экономических микроконфликтов между основными странами-членами Таможенного союза (с 1 января 2015 г.- Евразийский экономический союз), которые в совокупности представляют собой реалистичную основу для увеличения риска осложнений противоречия в основном связаны с отсутствием концептуального соглашения между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан относительно; введение Российской Федерацией продовольственного эмбарго и ограничений в целях блокирования реэкспорта и транзита запрещенных товаров из Беларуси в Казахстан и другие страны.[3]
Кроме того, представляется справедливым констатировать наличие ряда оппортунистических настроений в торгово-экономической политике ЕАЭС со стороны стран-членов Союза, стремящихся извлечь максимальную выгоду из политики контрмер, в первую очередь защитного характера, введенной Россией (в одностороннем порядке, в правовых рамках и без ссылок на перспективными направлениями развития аграрной политики и аграрного сектора экономики являются: поощрение сельскохозяйственных товаропроизводителей к внедрению и использованию инноваций; формировать модель государственно-частного партнерства в АПК (как правового, так и экономического); формировать терминальные логистические комплексы; развивать лизинговые операции в агропромышленном комплексе; укреплять конкурентные позиции на внутреннем и внешнем рынках сельскохозяйственной продукции, в том числе укрепляя и развивая производственные мощность международных торговых отношений.
2.2. Введение контрсанкций
Россия обладает огромным сельскохозяйственным потенциалом – одним из крупнейших в мире. На его долю приходится более половины черноземов, 20% запасов пресной воды, 9% пахотных земель в мире. Агропромышленный комплекс - одна из важнейших отраслей российской экономики. В нем сосредоточено около 13% основных производственных мощностей, 14% рабочей силы, производится около 6% валового внутреннего продукта. Обеспечение функционирования эффективного агропромышленного комплекса является одним из фундаментальных условий стабильности страны.
Однако на сегодняшний день; сельскохозяйственная промышленность недостаточно развита для производства и сбыта всех товаров, на которые обращают внимание потребители. Таким образом, эмбарго, которое привело к значительному сокращению ассортимента предлагаемой продукции, потребовало принятия мер по развитию промышленности для компенсации потерь, вызванных ограничениями на импорт.
Правительство Российской Федерации опубликовало список продовольственных и сельскохозяйственных товаров, импорт которых был запрещен в связи с введением контрсанкций. В него входили: говядина (свежая, охлажденная и замороженная); свинина (свежая, охлажденная или замороженная); мясо и субпродукты домашней птицы; соленое, соленое, сушеное или копченое мясо; рыба и ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные; молоко и молочные продукты; овощи, корнеплоды и съедобные клубни; фрукты и орехи; колбасы и аналогичные продукты из мяса, субпродуктов или крови, а также продукты, приготовленные на их основе; готовые продукты, в том числе сыры и творог на основе растительных жиров; молочные продукты и продукты на основе растительных жиров.[6]
В целях преодоления негативных последствий санкций и обеспечения отечественного производства части ранее импортированной продукции в сельскохозяйственном секторе была разработана и принята специальная программа развития сельского хозяйства до 2020 года.
Кроме того, 27 марта 2015 года приказом Министерства сельского хозяйства России № 24р утвержден перечень инвестиционных проектов, направленных на развитие импортозамещающих отраслей. Список включает в себя 464 проекта, связанных с сельским хозяйством, в том числе 49 проектов по строительству и модернизации теплиц, 48 проектов по строительству и модернизации овощехранилищ, 4 проекта по переработке фруктов и ягод, 166 проектов по молочному животноводству и переработке молочной продукции, 79 проектов по переработке овощей. 65-птицеводство, 53-мясное животноводство.[6]
По мнению многих экономистов санкции стали толчком к расширению развития российского сельхозпроизводства. В условиях санкций российские предприятия получили возможность для наращивания объёмов производства. Ограничительные меры Запада против России подготовили хорошую почву для развития данного сектора экономики. Однако импортозамещающее производство растёт довольно медленными темпами, а по отдельным категориям продукции наблюдается его спад в 2016 году.
Сокращение конкуренции на внутреннем рынке, а также ослабление курса рубля в результате санкций и импортных ограничений привели к росту цен на отечественную сельскохозяйственную продукцию. Так, по данным Росстата цены на продовольственные товары по итогам третьего квартала 2017 года в среднем увеличились на 2,8% по сравнению с 2016 годом. В частности, средние потребительские цены на молочную продукцию возросли на 3,1-8,8% (в зависимости от вида продукции), на свинину – на 0,1%, на говядину – на 1,5%.
Глава 3. Настоящая оценка введения санкций
3.1. Санкции и ограничения, введенные в настоящее время
«Новые санкции, которые последовали в этом году, беспрецедентны по масштабам. Количество ограничений превышает количество, когда-либо введенных в отношении любой другой страны. Речь идет об индивидуальных и секторальных санкциях против страны, но, прежде всего, они направлены против всех граждан», - заявил 7 апреля 2022 года премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин, выступая в Государственной Думе с отчетом о работе правительства.
В настоящее время санкции затрагивают государственный долг и инвестиции, банковский сектор, резервы Центрального банка Российской Федерации, дипломатические отношения, деятельность международных организаций, транспорт, СМИ и интернет, науку, культуру, спорт, международную торговлю, частные лица и компании. Обсуждается введение новых пакетов санкций.[14]
1) Санкции затрагивают не только Россию
Санкции и ограничения, введенные в отношении Российской Федерации, наносят серьезный удар по всей мировой экономике, включая страны, которые вводят санкции. В других странах также растет инфляция, дорожают энергоносители и продукты питания, возникают проблемы с функционированием ряда предприятий и так далее. Это меняет конъюнктуру мирового рынка, баланс сил, общепринятые основы взаимодействия и т. д.
2) Кризис политический, а не экономический
Тот факт, что нынешний кризис оправдан политическими решениями, определяет его "искусственный характер" и непредсказуемость. Но также оставляет шанс на его относительно быстрое завершение в случае устранения созданных барьеров. В то же время, чем глубже описанные выше системные преобразования, тем меньше шансов на быстрое выздоровление.
3) Отрасль АПК неоднородна
АПК включает четыре основных направления деятельности: сельское хозяйство (животноводство и растениеводство), переработка сельскохозяйственного сырья (пищевая промышленность и первичная переработка для легкой промышленности), обеспечение средствами сельскохозяйственного производства и материальными ресурсами (сельскохозяйственное строительство, производство удобрений, химикатов,).), инфраструктурный блок (транспортировка, хранение и т. д.). Из-за неоднородности разные сегменты АПК испытывают разные трудности из-за введенных санкций.
3.2. Влияние ряда ограничений
Влияние ряда ограничений является инертным. Запас прочности во многих сегментах АПК достаточно высок. Компании могут долго работать над запасами, существующими контрактами и т. д. Тем не менее, с сохранением напряженности и введением новых ограничений они также начнут испытывать трудности.
Таким образом, не только российская, но и мировая экономика в настоящее время находится под санкционным давлением. Никаких формальных ограничений в отношении социально значимых отраслей, включая сельское хозяйство, не вводится, но это не означает, что промышленность не испытывает на себе их негативного воздействия. В то же время, благодаря многолетней целенаправленной работе по восстановлению и развитию сельского хозяйства, на момент обострения кризиса в 2022 году отрасль находилась в довольно сильном положении. В частности, удалось серьезно увеличить поголовье свиней и птицы и перейти на самообеспечение этими видами мяса, увеличить валовые сборы с основных культур в растениеводстве, модернизировать парк сельскохозяйственной техники, начать технологическую трансформацию отрасли и т.д.
С 1 мая во всех регионах Российской Федерации начались весенние посевные работы. К ним фермеры подготовились заранее, что позволяет им двигаться более быстрыми темпами, чем в прошлом году. В апреле, по данным министерства сельского хозяйства Российской Федерации, обеспеченность семенами составила 103%, обеспеченность сельскохозяйственной техникой-около 95%, минеральных удобрений накоплено 2,8 млн тонн, что на 140 тыс. тонн больше, чем в прошлом году.
Кроме того, чтобы облегчить положение аграриев в связи с введенными ограничениями, в 2022 году государство выделило на поддержку АПК рекордную сумму в 0,5 трлн руб., что в 1,5 раза больше, чем планировалось на этот год изначально. Дополнительные средства будут направлены в первую очередь на финансирование программы развития сельского хозяйства. В частности, льготные кредиты, субсидии по кредитам системообразующим предприятиям, Росагролизинг, субсидии пекарям, транспортная логистика, поддержка животноводческих центров и создание предприятий для развития национальных фондов птицеводства.[12]
Несмотря на принятые меры, положение предприятий аграрного сектора нельзя назвать стабильным.
Во-первых, как мы выяснили выше, многие ключевые отрасли, поддерживающие сельское хозяйство, зависят от импорта. Казалось естественным опираться на достижения развитых стран, особенно в тех секторах, где развитие требует значительных финансовых или интеллектуальных ресурсов. После первого раунда санкционного давления в связи с присоединением Крыма в 2014 году пришло понимание необходимости развития основных поддерживающих отраслей в стране, но существенно изменить ситуацию не удалось. Сегодня в каждом сегменте сельскохозяйственного рынка есть «болевые точки " — направления, которые очень сильно зависят от импорта и в то же время необходимы для обеспечения деятельности предприятий. В растениеводстве это семена и средства защиты растений, в животноводстве — кормовые добавки и витамины, генетический материал, вакцины и ветеринарные препараты.
Во-вторых, существует ряд общих проблем, которые усложняют деятельность фермеров. Речь идет о разрыве привычных сбытовых и логистических цепочек, повышении цен на них; изменениях условий поставок: требованиях предоплаты, разрыве или пересмотре контрактов, срыве сроков; проблемах с поставками запчастей к существующему оборудованию; риске неполучения критических продуктов. Кроме того, практически все машиностроение зависит от поставок импортных комплектующих, что сказывается на производстве нового отечественного оборудования и сельскохозяйственной техники.[10]
Рассмотрим несколько из перечисленных выше проблемных сегментов.