Файл: Рабочая программа учебной дисциплины оп. 02 Электротехника.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Усольский аграрно-промышленный техникум»
филиал п. Тайтурка
Утверждено приказом
директора ГБПОУ УАПТ
№228/1од от 31.08.2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
По профессии: Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования(по отраслям)
Код профессии: 13.01.10
Квалификация: Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования(по отраслям)
Срок освоения ППКРС при очной
форме получения образования
- 3 года 10 месяцев на базе
основного общего образования
Профиль получаемого профессионального
образования – технический
п. Тайтурка 2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины Электротехника разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Организация-разработчик: ГБПОУ «Усольский аграрно-промышленный техникум»
Разработчик: | Поваринцев С. В. преподаватель дисциплин профессионального цикла. |
| |
| |
| |
Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии
“_____”____________201_г. № ____________________
(дата) (номер протокола)
Председатель комиссии _______________________
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 7 |
| 12 |
| 14 |
-
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины Электротехника является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих ГБПОУ «Усольский аграрно-промышленный техникум» по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
В учебном плане ППКРС по профессии 13.01.10 «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (по отраслям) место учебной дисциплины «Электротехника» — в составе общепрофессионального учебного цикла, обязательной части ФГОС по профессии 13.01.10 «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (по отраслям).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
уметь:
-
контролировать выполнение заземления, зануления; -
производить контроль параметров работы электрооборудования; -
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании; -
рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов; -
снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации; -
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; -
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
знать:
-
основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей; -
сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов; -
типы и правила графического изображения и составления электрических схем; -
условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин; -
основные элементы электрических сетей; -
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения; -
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки; -
способы экономии электроэнергии; -
правила сращивания, спайки и изоляции проводов; -
виды и свойства электротехнических материалов; -
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.
И соответствовать общим и профессиональным компетенциям (ОК и ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за свою работу.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний .
ПК 1.1. Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки.
ПК 1.2. Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.
ПК 1.3. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта.
ПК 1.4. Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования.
ПК 2.1. Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.
ПК 2.2. Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала.
ПК 2.3. Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты.
ПК 3.1. Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудовния.
ПК 3.2. Производить техническое обслуживание электрооборудования сгласно технологическим картам.
ПК 3.3. Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае обнаружения его неисправностей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часов.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ -
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 46 |
в том числе: | |
практические занятия | 18 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 56 |
Промежуточная аттестация в форме - Экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел 1. Электрические и магнитные цепи | | | ||||
Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока | Содержание учебного материала | 7 | ||||
1 | Введение. Предмет и содержание курса; Роль электрической энергии в жизни современного общества; значение и место курса «Электротехника» в подготовке квалифицированных рабочих по профессии « Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». | 1 | 1 | |||
2 | Понятие об электрической цепи Классификация материалов на основе электрических свойств и их общая характеристика. | 1 | 1 | |||
3 | Характеристика электрических цепей постоянного тока Понятие электрической цепи постоянного тока, ее основные элементы. Понятие электрического тока, напряжения, сопротивления. Обозначение, единицы измерения. | 1 | 1 | |||
4 | Правила графического изображения и сборки электрически цепей. Способы соединения сопротивлений. Закон Джоуля-Ленца. Работа, мощность электрического тока. Законы Ома и Кирхгофа.. | 1 | 1 | |||
| Практические занятия: №1,2,3 | 3 | | |||
5 | Расчет электрических цепей с последовательным, параллельным, смешанным соединение электрических сопротивлений. | 1 | 2 | |||
6 | Решение задач на определение работы и мощности в цепях постоянного тока. | 1 | 2 | |||
7 | Сборка элементарных электрических цепей. | 1 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Заполнить матрицу (таблицу) «Физические величины электрических и магнитных цепей» (1час) 2.Оформить плановый конспект по теме «Электростатика» (2ч) 3. Решить домашнюю самостоятельную работу по теме «Соединение сопротивлений. Закон Ома для участка цепи» (2ч) 4. Решить домашнюю самостоятельную работу по теме «Закон Джоуля-Ленца» (1 час) 5.Решить домашнюю самостоятельную работу по теме «Закон Ома для полной замкнутой цепи» (1час) 6. Подготовка к экзамену. Ответить на вопросы к экзамену по теме «Электрические цепи постоянного тока» (1час) | 7 | 3 | ||||
Тема 1.2. Магнитные цепи. Электромагнетизм | Содержание учебного материала | 5 | | |||
8 | Магнитные цепи Понятие, основные характеристики магнитного поля. Классификация, элементы и характеристики магнитных цепей. | 1 | 1 | |||
9 | Закон полного тока. Процессы намагничивания и перемагничивания ферромагнитных материалов. | 1 | 1 | |||
10 | Электромагнитная индукция Закон электромагнитной индукции, ЭДС индукции, ЭДС самоиндукции. ЭДС взаимоиндукции, вихревые токи. | 1 | 1 | |||
| Практическое занятие: №4,5 | 2 | | |||
11 | 1.Решение задач по теме « Магнитная индукция» | 1 | 2 | |||
12 | 2.Решение задач по теме «Электромагнетизм» | 1 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Создать электронную презентацию по предложенным темам (2ч) «Магнитное поле электрического тока» «Понятие о природе магнетизма» «Магнитная индукция» «Напряженность магнитного поля» «Магнитный ток» «Магнитная проницаемость» «Электромагниты и их применение» «Электромагнитная индукция» «Явление самоиндукции» «Индуктивность» «Явление взаимоиндукции» «Вихревые токи» 2. Решить домашнюю самостоятельную работу по теме «Электромагнетизм» (1ч) 3. Подготовка к экзамену. Ответить на вопросы к экзамену по теме «Магнитные цепи. Электромагнетизм» (1 час) | 7 | 2 | ||||
Тема 1.3. Электрические цепи переменного тока | Содержание учебного материала | 7 | | |||
13 | Электрические цепи однофазного переменного тока | 1 | 1 | |||
14 | Понятие, получение и параметры переменного тока. Фазы переменного тока и сдвиг фаз. | 1 | 1 | |||
15 | Активное, индуктивное, емкостное и полное сопротивление цепи переменного тока. | 1 | 1 | |||
16 | Резонансные режимы работы цепи. Виды мощностей и коэффициент мощности цепи переменного тока. | 1 | 1 | |||
17 | Электрические цепи трехфазного переменного тока. Понятие и принцип получения трехфазной ЭДС. | 1 | 1 | |||
18 | Схемы соединения трехфазных цепей, назначение нулевого провода. Соотношения междуфазного и линейного напряжения и токов. | 1 | 1 | |||
| Практические занятия:№6 | 1 | | |||
19 | Расчет параметров цепей переменного тока | 1 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Решить электронный тест по теме «Переменный электрический ток» (2ч) 2. Создать электронную презентацию по предложенным темам. (2ч): - «Резонанс тока, условия возникновения, его применение» - «Резонанс напряжения, условия возникновения и его применение» - «Получение однофазного переменного тока» - «Получение трехфазного переменного тока» - «Активные и реактивные элементы в цепи переменного тока» 3. Подготовка к экзамену. Ответить на вопросы к экзамену по теме «Электрические цепи переменного тока» 4.Виды мощностей и коэффициент мощности цепи трехфазного тока. | 7 | 3 | ||||
Раздел 2. Электротехнические устройства | | | ||||
Тема 2.1. Электроизмерительные приборы и электрические измерения | Содержание учебного материала | 6 | | |||
20 | Основные сведения об электрических измерениях и электроизмерительных приборах Виды и методы электрических измерений (прямые и косвенные). Погрешности измерений. Основные характеристики электроизмерительных приборов. Классификация электроизмерительных приборов. | 1 | 1 | |||
21 | Электромеханические измерительные приборы Понятие, основные конструктивные элементы электромеханических электромеханических измерительных приборов. Устройство, назначение, основные достоинства и недостатки приборов магнитоэлектрической, электромагнитной, электродинамической, электростатической, индукционной систем. | 1 | 1 | |||
22 | Электронные измерительные приборы Понятие об электронных измерительных приборах. Устройство и принципы действия аналоговых и цифровых электронных приборов. | 1 | 1 | |||
23 | Электрические измерения электрических и неэлектрических величин Измерение электрических величин: тока, напряжения, электрической мощности и энергии, сопротивлений, индуктивностей, емкостей. Общие принципы измерения неэлектрических величин. Преобразователи неэлектрических величин. | 1 | 1 | |||
| Практические занятия:№7,8 | 2 | | |||
24 | Чтение технических характеристик электроизмерительных приборов. | 1 | 2 | |||
25 | Подключение амперметра и вольтметра. | 1 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Решить электронный тест по теме «Переменный электрический ток» (1ч) 2. Создать электронную презентацию по предложенным темам. (2ч): - «Резонанс тока, условия возникновения, его применение» - «Резонанс напряжения, условия возникновения и его применение» - «Получение однофазного переменного тока» - «Получение трехфазного переменного тока» - «Активные и реактивные элементы в цепи переменного тока» 3. Подготовка к экзамену. Ответить на вопросы к экзамену по теме «Электрические цепи переменного тока» (1 ч) | 7 | 2 | ||||
Тема 2.2. Трансформаторы и электрические машины | Содержание учебного материала | 8 | | |||
26 | Трансформаторы. Понятие, назначение, классификация. Характеристики однофазного и трехфазного трансформаторов. | 1 | 1 | |||
27 | Обозначения на монтажных и принципиальных схемах. Схемы замещения трансформатора. | 1 | 1 | |||
28 | Электрические машины переменного тока. Понятие, классификация, принцип работы, характеристики, Пуск, торможение и остановка асинхронного и синхронного двигателей. Принципиальные схемы управления, обозначения на монтажных и принципиальных схемах. | 1 | 1 | |||
29 | Электрические машины постоянного тока. Понятие, классификация, принцип работы, характеристики. Пуск торможение и остановка двигателя постоянного тока. | 1 | 1 | |||
| Практические занятия:№9,10,11,12 | 4 | | |||
30 | Чтение схем включения двигателей постоянного тока. | 1 | 2 | |||
31 | Чтение технических характеристик трансформаторов | 1 | 2 | |||
32 | Расчет технических параметров трансформаторов и электрических машин | 1 | 2 | |||
33 | Сборка схемы с однофазным двигателем. | 1 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Заполнить матрицу (таблицу) сравнения электрических двигателей. 2.Подготовить сообщения на предложенные темы - «Электрические двигатели постоянного тока в железнодорожном транспорте»; - «Схемы пуска асинхронного двигателя» - «Шаговые электродвигатели»; - «Электрические двигатели в быту» - «Общие сведения о электроприводе» 3.Составить тематический конспект лекции по теме «Трансформаторы» Устройство трансформаторов принцип работы, режимы работы. 4. Решить задачи по теме «Трансформаторы»: 5. Подготовка к экзамену. Ответить на вопросы к экзамену по теме « Трансформаторы и электрические машины» 6.Регулирование частоты вращения, принципиальные схемы управления, обозначения на монтажных и принципиальных схемах | 7 | 2 | ||||
Тема 2.3. Электрические и электронные устройства, приборы, аппараты | Содержание учебного материала | 6 | | |||
34 | Полупроводниковые устройства, приборы, аппараты.Понятие о полупроводниковых электротехнических материалах как основа для изготовления полупроводниковых приборов и устройств. | 1 | 1 | |||
35 | Принцип работы диодов, транзисторов, тиристоров. | 1 | 1 | |||
36 | Принципиальные схемы выпрямления однофазного переменного тока. Принципиальные схемы выпрямления трёхфазного переменного тока. | 1 | 1 | |||
37 | Интегральные микросхемы. Оптоэлектронные устройства. | 1 | 1 | |||
| Практическое занятие:№13,14 | 2 | | |||
38-39 | Изучение графических и буквенных обозначений полупроводниковых и фотоэлектрических устройств Чтение электрических схем с электрическими и электронными устройствами | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Составить кроссворд по теме «Электрические и электронные устройства, приборы, аппараты» 2.Подготовка к экзамену. Ответить на вопросы к экзамену по теме «Электрические и электронные устройства, приборы, аппараты» Фотоэлектрические устройства и приборы Понятие, классификация, применение, устройство, принцип работы, обозначения на схемах | 7 | 2 | ||||
Раздел 3. Электроснабжение потребителей | | | ||||
Тема 3.1. Производство, передача и распределение электрической энергии | Содержание учебного материала | 4 | | |||
40 | Электрические сети Общее понятие об электрических сетях. Назначение, основные элементы, классификация | 1 | 1 | |||
41 | Электрическая энергия Устройства получения и передачи электрической энергии. Качество и экономия электрической энергии. | 1 | 1 | |||
| Практические занятия: №15,16 | 2 | | |||
42 | Чтение схем электроснабжения | 1 | 2 | |||
43 | Расчет проводов по допустимому нагреву, расчет падения напряжения и потерь напряжения в линиях электроснабжения | 1 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Подготовить сообщения на предложенные темы. (2 час.): - «Конденсационные паротурбинные станции» «Теплоэлектростанции» «Атомные электростанции» «Ветроэлектростанции» «Солнечные электростанции»«Геотермальные электростанции. Применение энергетических систем.» | 7 | 2 | ||||
Тема 3.2. Элементы техники безопасности | Содержание учебного материала | 3 | | |||
44 | Меры безопасности при работе с электрооборудованием. Назначение, устройство и принцип работы заземления и зануления. | 1 | 1 | |||
| Практическое занятие:№17,18 | 2 | | |||
45-46 | Расчет заземляющих устройств | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Подготовить сообщения на предложенные темы. (2 час.): «Действие электрического тока на организм» - «Основные причины поражения электрическим током» «Виды заземления» ПТБ при работе с электрооборудованием | 7 | 2 | ||||
| Экзамен | 6 | 3 | |||
Всего: | 102 | | ||||
| | | ||||
| | |