ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Историко-филологический факультет

Кафедра истории

Контрольная работа

по дисциплине: «История»

на тему «Крещение Руси»

Выполнил ст. гр.

Проверил


Чита 2023

Содержание





Введение

3

1

Причины принятия христианства

7

2

Выбирая свою веру

12

3

Крещение Руси

14




Заключение

20




Список использованной литературы

25

























































Введение



В 988 году великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы древнерусского государства-города Киева крестили в водах Днепра византийских митрополитов и священников. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи "Повесть временных лет" (историкам известна и другая дата-989 год), считается годом принятия Русью христианства. С 988 года христианство стало государственной религией Киевской Руси. Принятие новой религии имело свои предпосылки.

Восточные славяне были язычниками-они поклонялись богу неба Сварогу, богу плодородия Рода, богу солнца Даждьбогу, богу богатства и скотоводства Белесу, богу грома и молнии Перуну, приносили им жертвы, воздвигали идолов - каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называют язычество религией языческого строя. Многобожие, обожествление сил природы, идея равенства богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза. К концу десятого века. В жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возросла великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья установили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества препятствовало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей укрепить свою власть и авторитет. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получили в язычестве необходимого идеологического осмысления.


Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от древней веры и принятия одной из религий, утвердившихся среди ее западных, северных или восточных соседей. Во-первых, была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980 г.), проведенная великим князем киевским Владимиром, не увенчалась успехом. Покровитель великокняжеской дружины, бог Перун, был провозглашен верховным богом Руси. Князь создал пантеон из шести главных богов, их идолы были воздвигнуты в Киеве возле княжеского терема. Реформа носила половинчатый характер и не имела серьезных положительных последствий. "Повесть временных лет" содержит легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам и иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства-православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабушка князя Владимира.

Летопись свидетельствует о строительстве христианской церкви Ильи Пророка в языческом Киеве. Крещению Руси предшествовал брак князя Владимира и византийской княгини Анны в городе Корсунь. Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестил себя и крестил дружину, детей Киевских, князь Владимир осуществил значительные по значению и последствиям реформы. Из Киева новая религия-мирно или насильственно-распространилась по всей территории Древнерусского государства на многие десятилетия и даже столетия. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась Константинопольскому патриарху, учреждала церковные округа-епископства, строила церкви, создавала монастыри.

Принятие христианства в качестве государственной религии-одно из важнейших событий в истории России. В новой религии и исповедовавшей ее церкви княжеская власть получила надежную опору-духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались и межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое чувство единства и общности. Постепенно формировалась общерусская идентичность-важный элемент единства древнерусского народа. Христианство с его монотеизмом, признанием Бога источником власти и порядка в обществе, внесло серьезный вклад в укрепление феодальных отношений, складывавшихся в Киевской Руси. Крещение Руси превратило ее в равноправного партнера средневековых христианских государств и тем самым укрепило ее внешнеполитические позиции в тогдашнем мире. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. Богослужебные книги на славянском языке приходили на Русь из Болгарии и Византии, и число знавших славянскую письменность и грамоту увеличивалось. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Россию к древним греко-римским и христианским традициям, стало в то же время одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной и духовной истории нашей страны.



Языческие верования наших предков вообще мало известны. Как и все арийцы, русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали своих предков.

Языческое мировоззрение наших предков, не достигшее большого развития и не имевшее внутренней силы, должно было легко поддаться посторонним религиозным влияниям. Если славяне легко смешивали суеверия диких финнов с их суевериями и попадали под влияние финских шаманов "волхвов" и "волхвов", то христианская вера должна была еще больше влиять на тех славян, которые могли ее знать.

Торговые отношения с Грецией облегчили России знакомство с верой Христовой. Варяжские купцы и воины, которые раньше и чаще славян ходили в Константинополь, стали там раньше славян принимать христианство и принесли новое учение на Русь, передав его славянам. В царствование Игоря в Киеве уже существовала христианская церковь Святого Николая. Ильи, так как, по словам летописца, в Киеве "много бобеш варязи христиан". В дружине самого князя Игоря было много христиан. Жена князя, святая княгиня Ольга, тоже была христианкой.

Словом, христианская вера стала хорошо известна киевлянам еще при первых варяжских князьях. Правда, Святослав был холоден к греческой вере; и когда его сын Владимир был еще в Киеве, еще были языческие " идолы "(идолы) и еще были человеческие" требы " или жертвы перед ними. Летописец рассказывает, как при Владимире языческая толпа киевлян однажды (983 г.) убила двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца добровольно принести сына в жертву "богам". Но все же, несмотря на эти мучения христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться и вообще делало большие успехи. Князь Владимир принял новую веру, имея полную возможность познакомиться с ней и познать ее превосходство и внутреннюю силу.


1 Причины принятия христианства



Большое значение для укрепления княжеской власти имело крещение Руси. Созрели необходимые предпосылки: налаживались торговые пути с востоком, организовывались протесты против жертвоприношений, развитие государства шло в сторону феодализма. После тщательного знакомства с основными монотеистическими религиями Владимир решил сделать выбор в пользу православия. Вероятно, главной причиной такого решения была политическая ориентация на Византию - одно из самых могущественных государств Европы и Азии того времени, где православие было господствующей религией.


Крещение Руси началось в 988 году, после крещения самого Владимира и его свиты. Несмотря на то, что этот процесс был сложным и драматичным (так как значительная часть населения Руси не хотела расставаться с верой в языческих богов), принятие Русью христианства во многом способствовало дальнейшему укреплению и развитию Руси.

Власть киевского князя укрепилась, так как приобрела божественный характер. Международный престиж России значительно возрос. Христианизация Руси способствовала ее просвещению и развитию культуры. Расцвет Руси приходится на княжение Ярослава Мудрого, пришедшего к власти в 1019 году после ожесточенной междоусобной борьбы за власть со своими братьями Святославом и Мстиславом. При Ярославе Мудром Россия стала одним из сильнейших государств Европы. Это отразилось не только на военных успехах, но и на изменениях внутри государства. Была принята "Русская правда" - первый письменный свод законов, имевший большое значение для развития правовых институтов в зарождавшемся русском обществе. Идет дальнейшее развитие экономики. В церковной организации произошли большие перемены. Церковь стала феодальной организацией, в ее пользу собирался налог - "Десятина" - десятая часть налогов, назначаемых князьям, и дань отдавалась на нужды церкви. Главой церкви был митрополит, назначенный из Византии патриархом. Первая христианская церковь, построенная в Киеве, называлась Десятинной. В руках церкви находился суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. В этот период на Руси появились первые монастыри, самым значительным из которых был Киево-Печерский монастырь. Монастыри были центрами культуры и просвещения, где создавались первые русские летописи. Отличительной чертой времени Ярослава Мудрого было распространение книжности, которая стала выходить за пределы монастырей.

Принятие христианства имело огромное значение для дальнейшего развития России. Она способствовала завершению объединения восточных славян, укрепляла международный престиж Руси, экономические и культурные связи с другими христианскими государствами, влияла на развитие политических и правовых отношений в Древней Руси. Россия была признана цивилизованным государством.

Религия является цементирующим центром формирования государства.

Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к миру христианских ценностей. Среди славян христианство пробивалось довольно медленно.


Разрушение привычного образа жизни в период постоянных миграций в первом тысячелетии нашей эры создало предпосылки для усвоения более универсальных верований. Христианство на Руси распространялось как многолетняя работа по введению религии, где добровольно, где насильственно в течение нескольких столетий. Можно предположить, что в первом веке нашей эры славянские земли посетил апостол Андрей с миссией распространения христианства. Создатель славянской письменности, св. Кирилл, в одном из славянских племен обративший около 200 семей в христианство, по-видимому, в первом веке не было так много ярых ревнителей язычества.

Знаменитое "крещение Руси", положившее начало становлению русской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов.
Со временем древнеславянские племена " по мере классового расслоения стали переходить к государственным формам жизни, и также возникли условия для превращения племенных культов в государственные. И, как известно, к 9 веку сформировалось Киевское государство. Физико-географическое объединение восточных славян обусловило более тесное межплеменное взаимодействие, а также смешение различных культурных, материальных и религиозных ценностей. В связи с этим естественно возникали трения между различными племенами, вызванные различными ценностными взглядами. Таким образом, объективная необходимость возникла и в религиозном объединении народов Киевской Руси. Как всегда, следуя русскому менталитету, эта попытка объединения была предпринята силой. Так киевский князь Владимир пытался создать национальный пантеон и государственный культ: "Согласно летописи, в 980 году он собрал на одном из холмов Киева целый сонм идолов различных богов (Перуна, Велеса, Дажбога, Хорса, Стрибога, Мокоши) и приказал им молиться и приносить жертвы. Некоторые исследователи, склонные к гиперкритике, полагали, что эти "владимирские боги" были с самого начала княжескими или дружинными богами и их культ не имел корней в народе. Но это маловероятно. Солнечные божества Хорс, Дажбог и другие, женская богиня Макошь, были, по-видимому, также народными божествами; Владимир только пытался сделать их официальными богами своего княжества.  Однако, по-видимому, эта попытка не удовлетворила Владимира. Причиной его провала стала попытка изменить язычество в частном порядке, заставив людей верить в того, в кого они не верят. Однако сама сущность политеизма осталась нетронутой. Язычество к моменту образования сильного централизованного и сплоченного Киевского государства уже изжило себя и требовалась совершенно иная религия, способная дать княжеству идейное единство, объединяющее людей в служении единому богу. Именно такая религия, как христианство, наиболее подходила для решения задачи установления религиозного единства государства, а также соответствовала складывавшимся феодальным отношениям. К этому следует добавить, что гуманное христианство легко сливалось с внутренним, духовным содержанием русского человека. То есть Владимир стремится укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей путем создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и укреплению княжеской власти. Только единобожие могло объединить страну и осветить авторитет единственной княжеской власти.