ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К 10 веку нашей эры Россия была очень молодым, но быстро развивающимся государством. В чем же причина такого стремительного развития? Дело в том, что развитие практически любого государства зависит от развития ремесла. Русское ремесло развивалось в основном за счет активной торговли. В то время Русь граничила на юге с Византией - государством, имевшим двухтысячелетнюю историю и являвшимся огромным кладезем знаний. Конечно, Византия далеко опережала Россию в развитии и это связано с распределением потока товаров - из России поступало в основном сырье-меха, зерно, а из Византии-ремесла - различные приспособления, оружие, книги, картины. Но наряду с материальными благами Россия получала от Византии технологии, научные открытия, знания, культуру и ИДЕИ. Русский народ "всегда испытывал благоговейное уважение к Империи, к блестящим формам ее жизни, которые так поражали его воображение"; Таково постоянное отношение необразованных к образованным. "Они, пришедшие в Константинополь, были неизмеримо удивлены культурными достижениями византийцев, величием христианских церквей. "Не только надежда на своекорыстие могла привлечь нашу Русь в Константинополь, но и любопытство увидеть чудеса образованного мира; сколько чудесных историй принесли к их очагам те, кто посещал Византию. Как в результате восстали те, кто был в Константинополе, и как возгорелось желание других отправиться туда!"
Таким образом, процветающая Византийская империя показала пример того, что монотеистическая религия может сделать для развития государства. Как важно идейное единство людей, живущих в нем.
Следует также учитывать, что принятие христианства ввело Россию в семью европейских народов, а язычество обрекло на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, которые относятся к язычникам как к нелюдям. При этом следует иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел только в 1054 году.
Вероятно, сказались и какие-то личные соображения Владимира и какие-то эпизоды его жизни. Вероятно, он принял во внимание крещение своей бабушки Ольги, оставившей о себе добрую память. Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в конце концов заставило его задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было связано с его женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно подняло его авторитет, а следовательно, и укрепило княжескую власть.
2 Выбирая свою веру
Важна и так называемая проблема “выбора веры”, от решения которой во многом зависел весь ход русской истории.
Согласно летописям, по преданию о Владимире в Киеве были представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Принц отверг ислам. Описание магометанского рая и цветущих гурий пленило воображение сладострастного князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом, а запрещение пить вино по уставу безрассудным. -Вино, - сказал он, - это предисловие к русским.; "Радость России-пить, без питья России не быть", - якобы ответил он на искушения мусульман. Он не принял иудаизм, потому что у евреев не было своего государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Выслушав евреев, он спросил, где их родина. -В Иерусалиме, - отвечали проповедники, - но Бог в гневе своем рассеял нас по чужим землям." "А ты, наказанный Богом, смеешь учить других?" - сказал Владимир. "Мы не хотим потерять наше отечество, как вы", - не принял он предложения послов Папы, сославшись на то, что его бабушка тоже отвергла католицизм. Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого Всевышнего и ничтожестве идолов. Князь отвечал им: "Идите назад". Отцы наши не приняли веры от папы. Только проповедь представителя Православной Византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Безымянный философ, посланный греками, опровергая другие веры в нескольких словах, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового Заветов: историю сотворения Мира, Рая, греха, потопа, первых людей, избранного народа, искупления христианства, семи соборов и, наконец, показал ему картину Страшного Суда, с изображением праведников, идущих в рай, и грешников - осужденных на вечные муки. Пораженный этим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: "Добро добродетельным и горе нечестивым! "Крестись, - отвечал философ, - и будешь в раю с первым." Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись в Киев, послы презрительно говорили князю о богослужении магометан, с недостатком католического и византийского, заключая словами: “ни один человек, вкусив сладкого, уже не отворачивается от горького; а мы, узнав веру греков, не хотим другого”. Владимир все же хотел услышать мнение бояр и старцев. “Если бы греческий закон, - говорили они, - не был лучше других, то вашей бабушке Ольге, мудрейшей из всех людей, не пришло бы в голову принять его". Как относиться к этой легенде? Каковы истинные причины выбора веры? Очевидно, что за этой легендой стоят реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства.
Это, прежде всего, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, которая сформировалась задолго до Владимирского княжения.
Кроме того, князь, вероятно, учитывал международную обстановку, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические разногласия. Например, притязания папы на светскую власть, нежелание Католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, согласно которой князь был также главой религиозного культа.
Кроме всего прочего, православие было более терпимо к местным традициям, а Византия в то время была центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.
3 Крещение Руси
Владимир мог бы креститься в своей столице, где уже давно находились христианские церкви и священники; но князь хотел пышности и величия в этом важном действии: только греческие цари и патриарх казались ему достойными сообщить всему своему народу уставы нового богослужения. Гордость властью и славой также не позволила Владимиру унизиться, по рассуждению греков, искренним исповеданием своих языческих заблуждений и смиренно просить крещения: он решил, так сказать, завоевать христианскую веру и принять ее святость рукой победителя.
Собрав большое войско, великий князь отправился на кораблях к греческому Херсону, развалины которого до сих пор видны в Тавриде, близ Севастополя. Этот торговый город, построенный в глубокой древности уроженцами Гераклеи, сохранил свое существование и славу даже в X веке, несмотря на великие опустошения, произведенные дикими народами в окрестностях Черного моря, со времен Геродота скифами до козаров и печенегов. Он признавал верховную власть греческих императоров, но не платил им дани; он избирал своих начальников и подчинялся своим собственным республиканским законам. Его жители, торгуя на всех причалах Черного моря, наслаждались изобилием. Владимир, остановившись в гавани или Херсонском заливе, высадил войско на берег и окружил город со всех сторон. Издревле, привязанный к свободе, Херсон храбро оборонялся. Великий князь грозился простоять три года под их стенами, если они не сдадутся, но горожане отвергли его предложения, надеясь, быть может, получить скорую помощь от греков; они старались уничтожить все работы осаждающих и, сделав тайный ход, как говорит летописец, ночью уносили в город землю, которую русские насыпали перед стенами, чтобы окружить их валом, по древнему обычаю военного искусства. К счастью, в городе нашелся доброжелатель Владимиру по имени Анастас: этот человек пустил стрелу в русских, с надписью: за вами, на востоке, есть колодцы,
которые по подземным трубам дают воду херсонесам; вы можете забрать ее. Великий князь поспешил воспользоваться советом и приказал выкопать водопроводные трубы (следы которых до сих пор видны вблизи нынешних развалин Херсона). Тогда измученные жаждой горожане сдались русским.
Завоевав славный и богатый город, который веками умел отражать нападения варварских народов, русский князь еще больше возгордился своим Величием и через послов объявил императорам Василию и Константину, что хочет быть мужем их сестры, юной княгини Анны, или, в случае неудачи, взять Константинополь. Родственный союз со знаменитыми греческими царями, казалось, льстил его честолюбию. Империя, после смерти героя Цимисхия, стала жертвой мятежа и беспорядка: полководцы Склир и Фока не хотели подчиняться законным государям и спорили с ними о власти. Эти обстоятельства заставили императоров забыть обычное высокомерие греков и презрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь с помощью сильного русского князя спасти престол и корону, отвечали ему, что от него зависит быть их зятем; что, приняв христианскую веру, он получит и руку княгини, и царство небесное. Владимир, уже готовый к этому, с радостью согласился креститься, но сначала хотел, чтобы императоры прислали к нему сестру в залог доверия и дружбы. Анна ужаснулась: брак с князем народа, по словам греков, дикого и свирепого, казался ей жестоким пленом и ненавистнее смерти. Но политика требовала этой жертвы, и рвение к обращению идолопоклонников служило для нее оправданием или предлогом. Скорбящая княгиня отправилась в Херсон на корабле в сопровождении известных церковных и гражданских чиновников; там народ встретил ее как свою избавительницу со всеми признаками усердия и радости. Летопись говорит, что у великого князя тогда болел глаз и он ничего не видел; что Анна уговорила его немедленно креститься, и что он прозрел в тот самый момент, когда святой возложил на него руку. Бояре России, удивленные чудом, вместе с государем приняли истинную веру (в церкви Святого Николая). Василия Блаженного, стоявшего на городской площади, между двумя палатами, где жили великий князь и его невеста). Митрополит Херсонский и византийские пресвитеры совершили эту торжественную церемонию, за которой последовали обручение и брак княгини с Владимиром, что было благословенно для Руси во многих отношениях и очень радостно для Константинополя, ибо великий князь, как верный союзник императоров, немедленно послал к ним часть своего мужественного отряда, который помог Василию победить мятежного Фоку и восстановить тишину в Империи.
Это ему не понравилось: Владимир отказался от завоевания и, построив церковь в Херсоне-на холме, где горожане снесли землю из-под стен, вернул этот город греческим царям в знак благодарности за руку их сестры. Вместо пленных он вывел из Херсона несколько священников и того Анастаса, который помог ему овладеть городом; вместо дани он взял церковные сосуды, мощи святого Николая. Климент и Фивы, его ученик, также два идола и четыре медных коня, в знак их любви к искусству (эти, быть может, изящные произведения древнего искусства стояли во времена Несторова на площади старого Киева, близ нынешней Андреевской и Десятинной церкви). Наставленный Херсонским митрополитом в таинствах и нравственном учении христианства, Владимир поспешил в свою столицу, чтобы осветить народ светом крещения.
Разрушение идолов послужило подготовкой к этому празднику: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к конскому хвосту, избили палками и погнали с горы в Днепр. Чтобы ревностные язычники не сняли идола с реки, княжеские воины оттолкнули его от берегов и отнесли к тем самым порогам, за которыми он был выброшен волнами на берег (а это место издавна называлось Перуново). Изумленные люди не смели защищать своих мнимых богов, но проливали слезы, бывшие для них последней данью суеверия: ибо Владимир на другой день велел провозгласить его в городе всем русским людям, богатые и бедные должны были креститься - и люди, уже лишенные предметов древнего поклонения, устремлялись толпами на берег Днепра, утверждая, что новая вера должна быть мудрой и Святой, когда великий князь и вельможи избрали ее старой верой своих отцов. Там появился Владимир, сопровождаемый советом греческих священников, и по данному знаку бесчисленное множество людей вошло в реку: большие стояли в воде по грудь и шею; отцы и матери держали на руках младенцев; священники читали крестильные молитвы и пели славу Всевышнего. Когда торжественный обряд был завершен, когда святейший собор назвал всех киевлян христианами, тогда Владимир, в радости и восторге сердца устремив взор к небу, громко произнес молитву: "Создатель земли и неба! Благослови этих новых детей твоих; да познают они тебя, истинного Бога; утверди в них истинную веру. Помоги мне в искушениях зла, и я с достоинством прославлю твое святое имя..."В этот великий день, - говорит летописец, - возрадовались земля и небо.
Что касается крещения киевлян, то источники дают противоречивые указания на его время. Наряду с традиционной датой 988 года исследователи обосновывают как более ранние, так и более поздние даты, в частности 990 год. В повести временных лет крещение Киева происходило в реке, по Житию Владимира - притоке Днепра Почайне. Крещение Владимира, получившего христианское имя Василий в честь святого покровителя императора Василия II-Василия Великого.