ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда почитаемых богов, их публичным надругательством со стороны княжеских слуг, строительством храмов на местах, где стояли языческие идолы и храмы. Вскоре на развалинах мрачного язычества в России появились знаки христианской веры, принятые государем, его детьми, вельможами и народом, и алтари истинного Бога заняли место идолопоклоннических требищ. Великий князь построил в Киеве деревянную церковь Святого Николая. Василий, на том месте, где стоял Перун, и призвал из Константинополя искусных зодчих для постройки каменного храма во имя Божией Матери, где в 983 году благочестивый варяг и его сын пострадали за веру. В самом Киеве в 989 году Владимир заложил первую на Руси каменную церковь во имя Пресвятой Богородицы, возведенную византийским зодчим, так как русские в то время, да и много позже, не умели строить больших каменных зданий. Эта церковь называлась Десятинной, так как князь Владимир давал ей в дар десятую часть своего дохода. Между тем ревностные служители алтарей, священники, проповедовали Христа в различных областях государства. Многие крестились, рассуждая, без сомнения, так же, как и киевляне; другие, привязанные к древнему закону, отвергали новый: ибо язычество господствовало в некоторых странах Руси вплоть до XII века. Владимир, кажется, не хотел насиловать свою совесть; но он принял самые лучшие, самые надежные меры для уничтожения языческих заблуждений: он старался просветить русских. Для того чтобы утвердить веру на знании божественных книг, которые были переведены на славянский язык Кириллом и Мефодием в IX веке и, несомненно, давно были известны киевским христианам, Великий князь основал школы для юношества, которые были первым основанием народного образования на Руси. Это благодеяние в то время казалось ужасной новостью, и знаменитые жены, у которых они неохотно брали детей учиться, оплакивали их как умерших, ибо считали писательство опасным колдовством.

Распространение христианства осуществлялось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильственным путем, при сопротивлении не только священства, но и различных слоев населения. Митрополит Киевский Иларион признавал, что крещение в Киеве было вынужденным: "никто не противился княжескому приказу, угодному Богу, и крестились они если не по своей воле, то из страха перед человеком, который приказывал, потому что его религия была связана с властью.” В других городах замена традиционного культа новым встретила открытое сопротивление. В Новгороде существует легенда о введении там христианства епископом Иоакимом Корсуняниным и княжескими воеводами Добрыней и Путятой, когда "Путята крестом мечом, а Добрыня огнем". Таким образом, христианизация Древней Руси была противоречивой. Если киевская община, повинуясь авторитету княжеской власти, принимала новую веру безропотно, то другие области, например, Новгородская, должны были креститься "огнем и мечом". Язычество долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местным условиям, совмещала праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна-с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий праздник Масленица. В результате произошел синтез православия и язычества, что привело к образованию так называемого “двоеверия”, или русского православия. Постепенно языческие элементы были вытеснены из него, но многие из них сохранялись долгое время.


Заключение



Установление монотеистической религии способствовало укреплению великокняжеской власти, ликвидации "дофеодальной раздробленности", присущей Руси вплоть до конца Х века, когда ряд восточнославянских земель имел своих князей под покровительством Киева.

Христианство играло исключительно большую роль в идеологическом обосновании власти киевских князей. "С момента крещения на князя" смотрит... всемилостивое око благого Бога." Князь возводится на престол самим Богом."

Становление христианства на Руси как государственной религии оказало большое влияние на различные сферы общественной и духовной жизни страны. Ликвидация местных и племенных различий в отдельных регионах России и формирование древнерусской нации с единым языком, культурой и этнической идентичностью ускорились. Ликвидация местных языческих культов также способствовала дальнейшей этнической консолидации, хотя различия в этой области продолжали сохраняться и проявились позже, когда в период феодальной раздробленности, усугубленной татаро-монгольским нашествием, отдельные части Руси оказались изолированными друг от друга или попали под власть иноземных завоевателей.

Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многом древнерусская культура приобрела принципиально новые черты и черты. Подобно тому, как христианизация Руси явилась фактором, значительно ускорившим формирование единой древнерусской нации из восточнославянских племен с их различными культами, христианство также способствовало консолидации древнерусского сознания-как этнического, так и государственного. Следует также отметить, что христианство, принеся славянскую письменность на Русь, не могло не укрепить сознание единства происхождения славян и славянской общности. Чувство этой общности часто переплеталось с древнерусским этническим самосознанием. В ней описаны многие памятники древнерусской литературы. По этому поводу Нестор Летописец говорил: "Будь один язык словенеск... А словенский язык и русский язык-это одно."

В то же время в области культуры с принятием христианства связаны и определенные негативные аспекты. Устная литература, литература Древней Руси дохристианского времени была богата и разнообразна. А то, что значительная его часть была утрачена, не попала на пергамент и бумагу, - это определенная вина церковных кругов, которые, конечно, отрицали языческую культуру и, как могли, боролись с ее проявлениями.



С принятием христианства на Руси появилась и литература. Славянская письменность появилась в Киеве и других русских центрах раньше, но до конца X века она не получила широкого распространения. И только в XI веке, главным образом со времен княжения Ярослава Мудрого, появляется древнерусская литература. И здесь роль христианской Церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей были выходцами из христианской среды, тесно связанной с Византией и Болгарией.

Но самым важным последствием принятия христианства было то, что оно послужило мощным стимулом для приобщения Руси к византийской культуре. Через Византию влияние мировой цивилизации, включая наследие древнего мира и Ближнего Востока, стало все активнее проникать в Древнюю Русь.

Крещение имело не менее важные последствия в области образования. Здесь, конечно, важнее было то, что еще за сто лет до крещения Киевской Руси христианство было принято в Болгарии и что греческие миссионеры, воевавшие там и в Чехии с католическими влияниями, способствовали развитию славянской азбуки и переводу христианских религиозных книг на славянский язык. Таким образом. Киевская Русь сразу после крещения получила письменность на славянском языке. Уже при Владимире была предпринята попытка организовать школу. Учеников насильно отбирали из детей "народной чади", то есть из верхних слоев дворни.

Вся светская литература находилась под знаком церкви, так как феодальная наука Византии была клерикальной, но все же расширяла горизонт, пробуждала мысль, подталкивала к самостоятельной работе. И действительно, произведения, переведенные с греческого, становятся источниками собственной, киевско-новгородской литературы. Эта родная литература создается представителями наиболее образованной части населения-духовенством, воспитанным на византийских литературных образцах. Священник княжеского села Берестова Иларион говорит своим замечательным словом "о благодати" с точки зрения требований византийской риторики, заканчивая красноречивым и очень хорошо построенным панегириком в честь "блаженного" князя Владимира и его сына Ярослава.

В период, определяемый концом X и XI вв., когда в Приднестровье развивались феодальные отношения, христианство являлось большой социальной силой, способствовавшей ускорению и углублению этого процесса: оно было носителем в Киевской Руси высокой феодальной культуры Византии и способствовало установлению культурных связей с западноевропейскими государствами.


Крещение оказало огромное влияние на культурную жизнь страны, в частности на развитие техники в Киевской Руси под влиянием греческого христианства. В сельском хозяйстве это выразилось в значительном увеличении техники садоводства. Этому, несомненно, способствовало возросшее потребление овощей, которое стимулировалось как многочисленными постами, установленными христианским аскетическим учением, так и требованиями монашеской жизни. Тот факт, что значительная часть культуры многих овощей была привезена из Византии вместе со студийным уставом, свидетельствует о происхождении названий многих из них.

Влияние византийского христианства в области строительной техники еще более очевидно. Мы познакомились с каменным строительством в Киеве на примере церквей, построенных по приказу князей греческими зодчими. От них они научились технике кладки стен, снятию сводов и куполов, использованию колонн или каменных столбов для их поддержки и т. д. Способ закладки древнейших Киевских и новгородских церквей-греческий. Не случайно названия строительных материалов в древнерусском языке все заимствованы у греков. А первые каменные здания светского характера, такие как каменный терем, были, вероятно, построены теми же греческими архитекторами, которые строили церкви, и что самое древнее здание этого типа было приписано легендой первой христианской княгине-Ольге. Другим примером светского сооружения могут служить "Золотые ворота", воздвигнутые Ярославом, от которых сохранились только развалины, не дающие представления об их былом великолепии.

Это же влияние было превзойдено добавлением христианства на развитие ремесел. Техника каменного судоходства, о чем свидетельствует замысел мраморных капителей Софийского собора с переплетающимися листьями-крестами и гробницей Ярослава в стиле древнехристианских саркофагов, заимствована из Византии для церковных целей. Греческие мозаики стали использоваться для украшения церковных зданий и, возможно, дворцов. То же самое надо сказать и о фресковой живописи. Если в области мозаики и фресок Киевская Русь долгое время оставалась зависимой от греческих мастеров, то "и в некоторых видах искусства и промышленности русские ученики, - отмечает И. Грабарь, - были наравне со своими греческими учителями, поэтому трудно отличить перегородчатые произведения от византийских образцов. "Это работы эмаль (эмаль) и скани (филигрань). "Хорошо выдержанный стиль византийских образцов, а их предметный материал в большинстве случаев церковный".


Влияние византийского крещения особенно ярко проявилось в Арктике. Образцы архитектурного искусства Киевской Руси и в раннехристианские времена, вдохновленные лучшими образцами византийского строительства и в период его расцвета, дошли до нас, поражая и своей художественной ценностью. Источники, из которых черпали греческие зодчие (а на что именно греческие зодчие строили первые храмы, у нас есть абсолютно точные указания и современная литература), творческие мотивы их построек, а также Киев, Новгород, Чернигов-это такие шедевры мирового искусства, как Собор Св. Николас. Софии и так называемой Кахри-Джами с ее галереями, заполненными мозаиками, до Константинопольского собора Святого Николая. Святая София и Салоники, собор и Дафна, близ Афин.

Крещение Руси вплотную ввело ее не только в семью христианских славянских государств, но и вообще-в систему христианских стран Европы с их культурными достижениями. Русская культура обогатилась также достижениями стран Ближнего Востока, имеющих глубокие исторические традиции, и, конечно, культурными сокровищами Византии. Россия извлекала выгоду из союза с Византией, но в то же время Россия продолжала то, что должна была постоянно противостоять политическим и церковным притязаниям Византийской империи, которая стремилась этим подчинить Россию своему господству. Тем не менее Владимир, креститель Руси, чувствовал, что его власть будет полна опасностей для других христианских народов мира.

Список использованной литературы


  1. "Введение христианства в России" Институт философии АН СССР; под ред. А. Д. Сухова. - М.: Мысль, 1987

  2. Соловьев С. М. "К истории древней Руси" (сост., автор, предисловие, примечание, А. И. Самсон.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 1993.

  3. Платонов С. Ф." Лекция по русской истории " - М.: Высшая школа экономики, 1993.

  4. Учебник "История России" -2-е изд. перепечатка. И доп./ А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Т. А. Сивохина-М.: ТК ВЕЛЬБИ, изд-во проспект, 2003.

  5. Учебник "История России" / Р. А. Асланов, В. В. Керров, М. Н. Мосейкин, Т. М. Смирнова; под ред. В. В. Керова, - М.: 2003.