ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Автомобильные двигатели Методические указания к курсовому проектированию для студентов специальности
2 Методика выполнения теплового расчета двигателя
2.1 Техническое задание на тепловой расчет
2.4 Параметры окружающей среды и остаточных газов
2.5 Расчет параметров в конце процесса впуска
2.9 Индикаторные и эффективные параметры рабочего цикла, основные параметры цилиндра и двигателя
2.10 Построение индикаторной диаграммы двигателя
2.11 Построение круговой диаграммы фаз газораспределения
3 Методика построения внешней скоростной характеристики
4 Порядок выполнения динамического расчета кривошипно-шатунного механизма двигателя
4.1 Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма
4.3 Расчет суммарных сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме
4.4 Расчет сил, действующих на шатунную шейку коленчатого вала
4.5 Построение графиков сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме
4.6 Построение диаграммы износа шатунной шейки
4.7 Построение графика суммарного крутящего момента двигателя
4.8 Порядок выполнения динамического расчета на эвм
5 Содержание информационных разделов пояснительной записки
6 Рекомендации по выбору и расчету механизмов и систем двигателя
2 Методика выполнения теплового расчета двигателя
Тепловой расчет производится на режиме номинальной мощности.
Целью теплового расчета является определение аналитическим путем основных параметров, характеризующих двигатель в целом (среднее эффективное давление, удельный эффективный расход топлива, эффективный коэффициент полезного действия), его основных размеров (литраж, рабочий объем цилиндра, ход и диаметр поршня) и построение индикаторной диаграммы.
2.1 Техническое задание на тепловой расчет
В задании указывается марка автомобиля и тип двигателя внутреннего сгорания устанавливаемый, на данное транспортное средство.
По заданному автомобильному двигателю и транспортному средству, принимаются исходные данные и численные значения таких величин, как:
1) m – полная масса автотранспортного средства (АТС), кг;
2) – максимальная линейная скорость, которую может развивать автотранспортное средство, км/ч;
3) ne – номинальная частота вращения коленчатого вала ДВС, мин-1;
4) тип проектируемого двигателя – бензиновый (карбюратор или впрыск) или дизельный;
5) i – число цилиндров;
6) – степень сжатия;
7) – число тактов двигателя, = 4;
8) – коэффициент избытка воздуха [2];
9) k – коэффициент короткоходности (отношение хода поршня S к его диаметру D), k = S/D.
10) Номинальная мощность двигателя, кВт и соответствующая ей частота вращения коленчатого вала двигателя;
11) Максимальный крутящий момент двигателя и соответствующая ему частота вращения коленчатого вала двигателя.
Все данные принятые по автомобильному двигателю представляются в виде таблицы. В таблице обязательно указывается хода поршня S и его диаметру D.
В списке литературы дается ссылка на источник информации.
2.2 Топливо
Для бензинового двигателя в соответствии с заданным значением степени сжатия определяется марка бензина по таблице 2.1 (по СТБ 1656-2011 или ГОСТ 32511-2013).
Таблица 2.1 – Выбор марки бензина
Степень сжатия |
8,5…9,5 |
9,5…12,0 |
12,0…15,0 |
Марка бензина |
АИ-92-К5-Евро |
АИ-95-К5-Евро |
АИ-98-К5-Евро |
Для дизельного двигателя выбирается дизельное топливо экологического класса К4 или К5 (по СТБ 1658-2012): для работы в летних условиях – марка Л (сорт C или B), в зимних – марка З (сорт F). Обозначение: ДТ-З-К5, сорт F.
Средний элементарный состав топлива (С, Н, О – массовые доли углерода, водорода и кислорода в 1 кг топлива соответственно):
– бензина: С = 0,855; Н = 0,145; молярная масса = 115 кг/ кмоль;
– дизельного топлива: С = 0,870; Н = 0,126; О = 0,004.
Низшая теплота сгорания топлива Нu , МДж/кг, находят по формуле
Нu = (33,91 С + 103,01 Н – 10,89 О). (2.1)
2.3 Параметры рабочего тела
Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива , кмоль возд./ кг топл., находят по формуле
. (2.2)
Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива , кг возд./ кг топл., находят по формуле
. (2.3)
Количество горючей смеси , кмоль гор. см./ кг топл., для бензинового двигателя находят по формуле
. (2.4)
Количество свежего заряда , кмоль гор. см./ кг топл., для дизельного двигателя находят по формуле
. (2.5)
Количество отдельных компонентов продуктов сгорания бензина находят по формулам:
;
;
; (2.6)
;
.
Количество отдельных компонентов продуктов сгорания дизельного топлива находят по формулам:
;
;
; (2.7)
.
Общее количество продуктов сгорания бензина находят по формуле
. (2.8)
Общее количество продуктов сгорания дизельного топлива:
. (2.9)
2.4 Параметры окружающей среды и остаточных газов
Давление и температура окружающей среды при работе двигателя без наддува принимаются равными МПа и = 293 К соответственно.
Давление , МПа, и температура , К, окружающей среды при работе двигателя с наддувом находят по соответствующим формулам:
= (1,5...2,5) ; . (2.10)
Давление остаточных газов , МПа, находят по формулам:
– для двигателя без наддува
= (1,05...1,25) ; (2.11)
– для двигателя с наддувом
= (0,75...0,98) . (2.12)
Температура остаточных газов для бензинового двигателя принимается равной = 900...1100 К, для дизельного двигателя – = 600...900 К. Большие значения соответствуют высоким частотам вращения, меньшие – низким.
2.5 Расчет параметров в конце процесса впуска
Давление газов в цилиндре , МПа, находят по формулам:
– для двигателя без наддува
= ; (2.13)
– для двигателя с наддувом
= , (2.14)
где потери давления на впуске, МПа. При этом
– для бензинового двигателя
= (0,05...0,20) ; (2.15)
– для дизеля без наддува
= (0,03...0,18) ; (2.16)
– для дизеля с наддувом
= (0,03...0,1) . (2.17)
Коэффициент остаточных газов находят по формулам:
– для двигателя без наддува
= ; (2.18)
– для двигателя с наддувом
=, (2.19)
где – температура подогрева свежего заряда, К.
Принимают для бензинового двигателя = 0...20 К, для дизельного двигателя без наддува – = 10...40 К, для дизельного двигателя с наддувом – = –5...+10 К.
Значение для бензиновых двигателей изменяется в пределах 0,04...0,10, для дизельных двигателей без наддува 0,02...0,05 (при наддуве значение коэффициента остаточных газов снижается).
Температура в конце впуска , К, находят по формулам:
– для двигателя без наддува
; (2.20)
– для двигателя с наддувом
. (2.21)
У современных четырехтактных бензиновых двигателей изменяется в пределах 320...370 К, у дизельных двигателей без наддува – 310...350 К, у дизельных двигателей с наддувом – 320...400 К.
Коэффициент наполнения находят по формулам: