Файл: Бюрократические и адаптивные организационные структуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ
«УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»
Факультет электронного обучения
курсовая работа
по дисциплине
«Менеджмент (по отраслям)»
на тему
«Бюрократические и адаптивные организационные структуры»
Работу выполнила студентка |
группы ОКК-1611КМР |
Направление подготовки: Коммерция |
Мельникова Вера Константиновна |
Научный руководитель: |
|
МОСКВА
2017
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Организационные структуры управления и их типы 6
1.1 Организационная структура управления 6
1.2 Звенья управленческой структуры 6
Глава 2 Бюрократические и адаптивные организационные структуры. Их преимущества и недостатки 9
2.1 Бюрократические структуры управления предприятий 9
2.1.1 Линейная организационная структура управления 13
2.1.2 Функциональная организационная структура 15
2.1.3 Линейно - штабная организационная структура предприятия 17
2.1.4 Линейно-функциональная структура управления 19
2.1.5 Дивизиональная (филиальная структура). 21
2.2 Адаптивные структуры управления предприятий 25
2.2.1 Проектная организационная структура управления 25
2.2.2 Матричная организационная структура управления 28
2.2.3 Сетевая организационная структура управления 30
2.2.4 Бригадная (кросс-функциональная) система управления. 33
Заключение 36
Список использованной литературы: 38
Введение
Основой благосостояния общества является менеджмент. Если менеджмент эффективный, то и предприятия результативны и развиваются. Успешные предприятия делают нашу экономику стабильной, а общество в целом богатым. Поэтому основной целью менеджмента является эффективное управление предприятием.
Основной функцией менеджмента является функция организации, заключающаяся в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми отделами компании, определении порядка и условий функционирования организации. Функция организации осуществляется по двум направлениям: через административно-организационное управление и через оперативное управление.
Одной из центральных характеристик организации является ее структура. Структурное деление - способ систематизации деятельности для облегчения достижений целей организации. Без скоординированного распределения полномочий между главными структурными подразделениями их совокупность не будет представлять собой отлаженный механизм. Решение о целях принимается руководителями высшего звена, которые используют при этом информацию средних и низших уровней управления, а в более крупных организациях даже предлагают самим определять структуру подчиненных им подразделений, добиваясь того, чтобы она не входила в противоречие либо с общими принципами, либо с общей структурой организации. Наиболее оптимальной структурой считается та, которая наилучшим способом позволяет организации взаимодействовать с окружающей средой, целесообразно распределяя задачи, как между функциональными областями, так и работниками, усилия которых направлены на удовлетворение потребностей окружающей среды.
Административно-организационное управление означает определение структуры компании, установление взаимосвязей и распределение функций меж всеми подразделениями, передача прав и установление ответственности меж всеми сотрудниками аппарата управления. Оперативное управление гарантирует функционирование компании в соответствии с определенным и утвержденным планом. Оно заключается в цикличном или же нескончаемом сопоставлении практически приобретенных итогов с намеченным планом, и дальнейшей их корректировке. Оперативное управление плотно связано с текущим планированием.
Организационная структура компании это ее организация, состоящая из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед компанией и ее подразделениями задачами и целями, а также распределением меж ними функций. Организационная структура учитывает распределение функций и обязанностей на принятие решений между руководящими сотрудниками компании, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию компании.
Проблема улучшения организационной структуры управления подразумевает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя и работника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Главной задачей здесь является увеличение эффективности управления.
Организационная структура ориентирована в основном на установление определенных взаимосвязей между отдельными подразделениями компании, распределения меж ними ответственности и прав. В ней реализуются всевозможные требования к совершенствованию систем управления, которые отражаются в определенных принципах.
Организационные структуры управления промышленными организациями различаются огромным разнообразием и определяются различными объективными критериями и факторами.
В современной теории менеджмента выделяют два основных типа управления организациями: бюрократический и адаптивный. Они основаны на принципиально разных положениях и имеют специфические характеристики, которые позволяют определять сферы их рационального использования и перспективы развития в будущем.
Глава 1. Организационные структуры управления и их типы
1.1 Организационная структура управления
Организационная структура управления — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.
Организационная структура управления направлена на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.
Организационная структура управления – это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Организационная структура управления определяется составляющими ее звеньями и уровнями управления. Эта структура должна обеспечивать устойчивость связей между элементами управления и надежность функционирования системы в целом.
Звенья управленческой структуры различаются объемом полномочий, масштабами и характером решаемых задач, потребностью в информации. Совокупность звеньев определенного уровня образует управленческую ступень.
1.2 Звенья управленческой структуры
Выделяют следующие основные звенья управленческой структуры:
-
Звенья общего управления (дирекция); -
Звенья линейного управления (органы руководства подразделениями основной деятельности); -
Звенья функционального управления (например, плановый отдел).
Необходимо учесть, что управленческая структура, как и организация в целом, состоит не только из официальных подразделений (должностей) и заранее предписанных связей между ними, но и совокупности неофициальных группировок, лидирующих личностей, их неформальных контактов. Только с учетом их роли можно получить представление о полной структуре управления.
Meжду звeньями упрaвлeнчecкoй cтруктуры ocущecтвляeтcя пocтoяннoe взaимoдeйcтвиe, и прежде всего aдминиcтрaтивнoe. Егo cуть в тoм, чтo вышecтoящиe звенья управленческой структуры вoзлaгaют нa нижecтoящиe пoлнoмoчия и oтвeтcтвeннocть, пeрeдaют распоряжения, инструкции, координируют и кoнтрoлируют их выпoлнeниe.
Взаимодействие между звеньями управленческой структуры бывает либо прямым либо косвенным. Прямое основано на контактах сторон; а косвенное на том, что одна из сторон создает условия, при которых другая, несмотря на отсутствие каких либо рапоряжений, выполняет требующиеся от нее действия.
Если при контактах между элементами управленческой структуры отсутствует промежуточное звено, говорят о непосредственном взаимодействии; однако сегодня в крупных организациях оно возможно в ограниченных масштабах, и в большинстве случаев субъекты контактируют опосредованно, через кого-то - заместителей или низовых руководителей.
Взаимодействие можно также разделить на информационное, заключающееся в обмене сведениями, необходимыми для принятия решений, и техническое, сводящееся к участию субъектов управленческой деятельности в различных организационных мероприятиях.
При образовании аппарата управления, наряду с принципами проектирования организационных структур управления, должна в полной мере учитываться и специфика деятельности подразделений организации, их соподчиненность и взаимосвязь, что выражается в выборе типа организационной структуры управления для каждой организации. Различают следующие типы организационных структур управления:
Организационные структуры подразделяют на бюрократические и адаптивные (органические).
Бюрократические структуры характеризуются высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, многочисленными нормами и правилами поведения.
В качестве недостатка этих структур отмечается преувеличение значимости определенных правил и норм, процедур, в результате чего организация утрачивает гибкость.
Адаптивные (гибкие) структуры в отличие от бюрократических структур могут эффективно реагировать на происходящие изменения (в технологии, например).