Файл: Бюрократические и адаптивные организационные структуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2 Бюрократические и адаптивные организационные структуры. Их преимущества и недостатки
2.1 Бюрократические структуры управления предприятий
менеджмент организационный бюрократический адаптивный
Первым в истории сформировался бюрократический тип. Соответствующую теорию подхода к построению организационных структур придумал в начале 20 века немецкий социолог М. Вебер. Им была предложена нормативная модель рациональной бюрократии, которая кардинально изменила раньше действовавшие системы коммуникации, структуры работы, отчетности, оплаты труда, отношений на производстве. В основе данной модели - представление о предприятиях как об "организованных организациях", которые предъявляют строгие требования к людям, а также к структурам, в рамках которых они действуют. Основными концептуальными положениями нормативной модели рациональной бюрократии являются:
-
четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов; -
наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей; -
иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; -
дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей; -
осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.
Основные типы организационных структур управления можно разделить на бюрократические и адаптивные. Характеристики этих структур представлены в табл.1.
Таблица 1 Сравнительные характеристики адаптивных и бюрократических организационных структур управления
Невозможно сказать, что одна группа структур хуже другой. Всё зависит от условий в которых функционирует предприятие. В табл. 2 приведено сравнение условий наиболее благоприятного применения двух рассматриваемых групп структур.
Таблица 2 Условия эффективного применения бюрократических и адаптивных организационных структур управления
На больших предприятиях применяют все типы структур, т.е. для корпораций характерны множественные структуры, так называемые организационными структурами управления конгломератного типа.
Ключевые понятия бюрократического типа структуры управления - ответственность , рациональность и иерархичность. Вебер полагал, что основа и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей в ней работающих. Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода.
Такие структуры управления как бюрократические доказали свою эффективность, особенно в сверхкрупных и крупных организациях, в которых нужно обеспечить слаженную работу крупных коллективов работников, работающих за одну цель. Данные структуры дают мобилизовать энергию людей и кооперировать их труд в решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако им свойственны недостатки, явно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития. Ясно, что бюрократический тип структуры не способствует увеличению потенциала людей, каждый из которых использует исключительно те свои способности, которые непосредственно требуются для выполняемой работы. Очевидно: коль быстро вопросы стратегии и тактики развития предприятия разрешаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты только исполнением решений "спускаемых сверху", исчерпывается общий управленческий интеллект (который рассматривается сегодня как основной критерий эффективного управления).
Ещё один изъян структур бюрократического типа – это невозможность с их помощью управлять процессом изменений, направленных на усовершенствование работы. Функциональная специализация элементов структуры приводит к неравномерному их развитию с различной скоростью. В итоге образуются противоречия между отдельными частями структуры, в их действиях и интересах - несогласованность, в результате чего замедляется прогресс на предприятии.
Бюрократические организационные структуры (классические, формальные, механистические, традиционные) характеризуются жесткой иерархией власти в организации, формализацией используемых процедур и правил, централизованным принятием решений, четко определенной ответственностью в деятельности. К бюрократическим организационным структурам управления относятся: линейная; линейно-штабная; функциональная; линейно-функциональная; дивизиональная.
Рассмотрим различные организационные структуры управления согласно этапам модели развития организации Л. Грейнера в порядке их усложнения .
2.1.1 Линейная организационная структура управления
Самой простой структурой является линейная организационная структура управления, представленная на рис. 1.
Принцип иерархии является главным принципом построения линейной организационной структуры управления, а также здесь четко применяется принцип единоначалия. Этот вид структур характеризуется одномерностью связей (Б не зависит от А), в них имеют развитие исключительно вертикальные связи. Руководитель в линейной структуре выполняет все функции в линейном звене (производственные задачи, распределения ресурсов , управление персоналом, и т.д.). Проблемы, касающиеся 2-х линейных руководителей, решаются только через руководителя фирмы.
Рис. 1. Линейная организационная структура управления
И – исполнитель
К достоинствам данной ОС относятся:
-
простота и четкость подчинения; -
полная ответственность руководителя; -
оперативность принятия решений; -
быстрая реакция подразделения на прямые указания вышестоящего руководителя, получение нижестоящими звеньями согласованных между собой распоряжений и заданий.
Недостатки проявляются четче при увеличении масштабов деятельности организации:
-
информационная перегрузка руководителя за счет большого потока документов и количества контактов с подчиненными; -
высокие требования к руководителю, который должен обладать обширными знаниями по всем сферам деятельности в организации (финансы, юриспруденция, информационные технологии и т.д.); -
структура негибка, т.е. не позволяет решать стратегические задачи, обусловленные меняющимися условиями внешней и внутренней среды предприятия.
Каждый руководитель в линейной структуре управления обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности.
Такая организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, из которого следует, что право отдавать распоряжения имеет исключительно вышестоящая инстанция. Соблюдение данного принципа должно обеспечивать единство управления. Она образуется в итоге построения аппарата управления из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчиненный имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчиненных. Два руководителя не имеют права непосредственно связываться друг с другом, они обязаны это делать используя ближайшую вышестоящую инстанцию. Данную структуру зачастую называют однолинейной.
Линейная структура управления применяется в мелких и средних компаниях, которые осуществляюют несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
2.1.2 Функциональная организационная структура
Реализует тесную связь административного управления с использованием функционального управления. Она основана на формировании подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления. К ним относят: сбыт, исследования, производство, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть связаны иерархически нижние звенья управления с разными более высокими звеньями управления. Передача указаний, поручений, сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи.
В функциональной ОС организационные блоки выделяются на основании отдельных этапов технологической цепи, либо функций ─ отдельных видов производственной деятельности (отсюда и название ─ функциональная структура). Среди часто встречающихся функциональных подразделений используются такие укрупненные блоки, как финансы, производство, и маркетинг и т.д. Руководитель каждого блока решает только определенную группу задач. В общем виде функциональная структура имеет вид (рис. 2). Такую организационную структуру называют многолинейной.
Рис. 02. Функциональная организационная структура управления
И – исполнитель
Функциональная структура управления производством направлена на выполнение циклично повторяющихся задач, не требующих срочного принятия решений. Функциональные службы не редко имеют в своем составе специалистов высокой квалификации, которые выполняют конкретные виды деятельности в зависимости от возложенных на них задач.
Логика этой формы ─ это централизованно координируемая специализация. В ней сложно просчитать вклад каждого элемента ресурсов в конечный итог и общую прибыль. Для функциональной структуры управления свойственно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет определенную четкую задачу, т.е. создается аппарат специалистов, которые отвечают только за отдельный вид работы.
Достоинствами такой структуры являются:
-
высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций (снабжение, производство ,кадры, сбыт, и т.д.); -
возможность для совершенствования и контроля внутренних издержек; -
логичность, понятность.
Перечисленные достоинства проявляются, если внешняя среда компании стабильна, имеется гарантированный и платежеспособный потребитель, предприятие остается монопродуктовым, монорыночным и небольшим.
Недостатки проявляются в следующем:
-
нарушается принцип единоначалия, в результате снижается ответственность исполнителей за работу, так как каждый исполнитель получает указание от нескольких руководителей; -
трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами; -
стремление функциональных подразделений заменить общеорганизационные цели своими узкими функциональными целями, что приводит к трудностям для организации в целом и перекладыванию ответственности в случае неудачи.
2.1.3 Линейно - штабная организационная структура предприятия
Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать один из ее недостатков, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования.
В основе линейно-штабной структуры управления (рис 3) лежит линейная структура, но при линейных руководителях создаются штабы, которые специализируются на выполнении определенных управленческих функций. Данные службы не имеют права принятия решений, а только обеспечивают силами своих специалистов, более квалифицированное исполнение линейным руководителем его обязанностей. Работа функциональных специалистов ведет к поискам наиболее рациональных путей решения задач. Конечное принятие решения и передача его подчиненным для выполнения осуществляется линейным руководителем. В условиях данной структуры сохраняется принцип единоначалия. Задачей линейных руководителей является координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации.
Рис. 03. Линейно-штабная организационная структура управления
И – исполнитель
Линейно-штабная структура включает в себя специальные подразделения -штабы, которые не обладают правами принятия решений и руководства какими-то нижестоящими подразделениями, а только способствуют определенному руководителю в исполнении отдельных функций, в основном, функций стратегического планирования и анализа. В остальном, данная структура соответствует линейной.