Файл: Анализ системы физической культуры в профессиональных учебных заведениях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Суть неоднозначности состоит в том, что принципиальная необходимость посещать занятия по физкультуре воспринимается и далеко не всеми учениками, и далеко не всеми родителями. Многие школьники физкультуру просто игнорируют, многие не могут осваивать физическую (практическую) составляющую программы в силу особенностей здоровья, многие не проявляют достаточной степени ответственности в своем отношении к данной учебной дисциплине, а кто-то полагает, что в силу проблем со здоровьем ему положено полное освобождение от физкультуры.

Итак, физическая культура – это обязательный предмет для всех школьников нашей страны. Отметка о результатах освоения физкультуры должна содержаться в любом аттестате, любого выпускника, любой российской школы. Это, по сути, означает, что освобождения от физкультуры в широком смысле не существует, и никто не может рассчитывать на официальное право не изучать данный предмет.

В то же время освобождение от физкультуры все же имеет место, представляя собой лишь право изменения индивидуального плана освоения данного предмета. Изменения в данном случае весьма вариативны и возможны исключительно в том случае, если освобождение от физкультуры подтверждают официальные документы В частности, школьник может быть на основании медсправки о здоровье отнесен к специальной группе здоровья, занятия в которой проходят по упрощенной программе.

Кроме того, не исключается и полная отмена для кого-либо из учеников физической (практической) составляющей физической культуры. Получить освобождение от физкультуры в данном случае означает перейти к теоретическому изучению предмета. Именно здесь идут в ход письменные тесты, устные опросы и защита школьниками рефератов.

Таким образом, физкультура в любом случае останется обязательным предметом. Никому нельзя рассчитывать получить полное и окончательное освобождение от физкультуры. Более того, даже тот школьник, у которого есть медсправки, указывающие на необходимость изменения индивидуального плана занятий по физическому воспитанию, все равно получит освобождение от физкультуры только на один учебный год, как максимум. Если же учащийся действительно не в состоянии изучать физическую культуру ни в теоретическом, ни в практическом направлении, то такой учащийся должен быть освобожден не только от данного предмета, но и от всех форм традиционного учебного процесса. Другими словами, полное и окончательное освобождение от физкультуры есть, по сути, необходимость перехода на домашнее обучение, экстернат или же перевод в образовательное учреждение специализированного типа.


Впрочем, проблема на сегодняшний день часто кроется не только и не столько в незнании или несоблюдении действующих правил освоения программы по физической культуре, сколько в самой элементарной лени современных учащихся. Для них бывает подчас слишком обременительно нести с собой спортивную форму, переодеваться, а потом еще и выполнять какие-то упражнения, причем выбранные не ими, а педагогом.

Соответственно, нередко школьнику необходимо, в первую очередь, стать более ответственным, дисциплинированным и исполнительным. Это дает основания полагать, что проблемы физкультуры в российских школах напрямую связаны с проблемами системы образования вообще. В этой связи и решение указанных проблем должно происходить целенаправленно, комплексно и широко.

Занятия спортом как внутри, так и вне учебных заведений научит детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм, его возможности и пределы, а также совершенствоваться, чтобы быть более подготовленным к взрослой жизни. От того как подросток был физически подготовлен в течение учебного процесса, в последствии зависит и будущая деятельность человека.

Понравится ли ему постоянно быть со спортом по жизни, и он будет прививать эту любовь в своем кругу общения, или же он оставит мнение о том, что это занятие «не для него» и оставит всякое желание продолжать какие-либо физические нагрузки.

От этого решения зависит качество жизни подрастающего поколения, которое впоследствии сменит нас. Часть подростков, которые с детства увлечены спортом, во многом это заслуга родителей, которые с любовью отнеслись к своим детям и старались гармонично их развивать с самого раннего периода жизни.

Физическая культура и спорт - это не только умение бить ногой по мячу, умение быстро бегать, прыгать выше всех или способность обхитрить и обойти противника, это достижение своей цели, это сила, выносливость, воля и энергия, это одни из главных формирующих ступеней в развитии здорового организма ребенка.

Основой физической культуры является движение, двигательное действие, физическое упражнение. Под влиянием различных упражнений укрепляется здоровье, улучшается физическое развитие, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества и создаются условия для осуществления умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.


Теоретическая основа, преподнесенная на занятиях детям, включает в себя не только знания как выполнять те или иные упражнения, а также основы правильного питания, соблюдения личной гигиены, составления режима дня, техники безопасности при занятии со спортивным снаряжением, а также умение применять эти знания в повседневной жизни.

Физическое воспитание на прямую связано с развитием умственных способностей ребенка. Исходя из задач воспитания творчески мыслящего подрастающего поколения, проблема взаимосвязи умственной и физической деятельности особенно актуальна в настоящее время. Для приемлемой умственной деятельности организма необходимо оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

При сниженной физической деятельности, кровь в сосудах застаивается и не до поступает к нужным частям тела, вследствие этого в головной мозг поступает ограниченное количество кровяных телец, а это приводит к снижению возбудительного процесса и торможению в коре больших полушарий. Возникают условия для повышения утомляемости, снижения работоспособности.

Заниматься спортивной нагрузкой 3 раза в неделю только на занятиях, порой недостаточно, поэтому существует великое множество дополнительных спортивных секций: танцы, гимнастика, плавание, бокс, борьба, баскетбол, регби, теннис, лыжи, коньки, сноуборд, ролики, скейтборд и т.д. Хорошая физическая подготовка в более сознательном возрасте требуется при поступлении на обучение в военную службу, службу спасения, полицию, федеральную или иную государственную службу. Поэтому, вся физическая нагрузка отлично преподнесенная ребенку, в последствии поможет ему самоутвердиться и во взрослой жизни быть здоровым.

1.3 Совершенствование учебных программ по физической культуре в новых условиях


Актуальность проблем физического воспитания студенческой молодежи обусловлена рядом факторов, в числе которых главными следует считать изменяющиеся условия физкультурно-спортивной деятельности, влияние социальных параметров общества непосредственно на студента, усиление роли физической культуры в подготовке специалиста. Сфера образования все активнее обеспечивается научно-методическими разработками, инновационными педагогическими исследованиями и технологиями,
результатами которых являются эффективные процессы реализации творческого потенциала личности студента в овладении им необходимыми формами и средствами физической культуры для своей дальнейшей жизнедеятельности.

Типовая учебная программа «Физическая культура» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • макет образовательного стандарта высшего образования первой ступени

  • образовательный стандарт «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин»

  • макет типовой учебной программы дисциплины социально-гуманитарного цикла высшего образования первой ступени»;

При составлении рабочих учебных программ кафедры руководствуются Инструкцией о работе кафедр физического воспитания и спорта высших учебных заведений

Место учебной дисциплины «Физическая культура» в системе социально-гуманитарных знаний определяется предметом ее изучения, которым являются системные закономерности и особенности процесса формирования физической культуры личности студента-выпускника, совокупность знаний, умений и навыков физкультурно-оздоровительной деятельности в интересах укрепления физических и духовных сил личности, достижения ею жизненных и профессиональных целей.

Целью учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе является формирование социально-личностных компетенций студентов, обеспечивающих целевое использование соответствующих средств физической культуры и спорта для сохранения, укрепления здоровья и подготовки к профессиональной деятельности.

Универсальность физической культуры как учебной дисциплины заключается в ее интерактивности. Поэтому для разработчиков учебной программы как рабочего варианта (рабочих программ) весьма важными аргументами будут не только обобщенные (общие) знания и умения в области физической культуры, но и концептуальные основы физического
воспитания в меняющихся условиях окружающей среды:

  • период адаптации обучения студента;

  • период становления, стабилизации и взаимосочетание учебно-профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности;

  • период сформированности деятельности физической культуры выпускника вуза, период самоопределения личности и т. п.

Кафедра физического воспитания и спорта высших учебных заведений разрабатывает рабочие учебные программы по физической культуре на основании типовой программы с учетом имеющейся материально-технической базы, кадрового потенциала и направленности учебного заведения. Рабочие учебные программы отражают специфику профиля вуза, специальности, собственных научно-методических предпочтений и профессионального опыта профессорско-преподавательского состава.

Содержание учебной программы основывается на следующих концептуальных позициях:

  • общеобразовательной направленности процесса физического воспитания;

  • интегративности функций физической культуры;

  • системности учебно-воспитательного процесса;

  • профессионально-прикладной направленности физического воспитания;

  • нормативном и методическом обеспечении образованности студентов в области физической культуры и спорта;

  • этапной и итоговой аттестации студентов по физической культуре.

Программный материал по физическому воспитанию базируется на приоритетных компонентах физической культуры, ее материальных и личностных ценностях, формирующих содержательную направленность обучения, воспитания и образования студента.

Функции физического воспитания студента, отражаемые в учебной программе, представляют собой ряд методически обоснованных аспектов: