ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью) |
|
(Наименование учебного структурного подразделения) |
|
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
|
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание № 1
по учебному курсу «Общепсихологический практикум»
(наименование учебного курса)
Вариант __ (при наличии)
Обучающегося | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | | |
| | |
Преподаватель | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Практическое задание 1
Тема 1. Методология и методы исследования в психологии
Задание
На основе анализа психологической литературы, выделите основные методы исследования в психологии и их особенности. Заполните таблицу.
Название метода | Особенности метода |
сравнительный | заключается в сопоставлении различных объектов или различных сторон одного объекта изучения в некоторый момент времени. Снятые с этих объектов данные сравниваются между собой, что дает основание к выявлению отношений между ними. Подход позволяет изучать пространственное многообразие, взаимосвязи и эволюцию изучаемых явлений. |
лонгитюдный | заключается в длительном и систематическом изучение одного и того же объекта. Подобное продолжительное отслеживание объекта (обычно по заранее составленной программе) позволяет выявить динамику его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие. |
комплексный | предполагает организацию комплексного исследования какого-либо объекта. По существу это, как правило, междисциплинарное исследование, посвященное изучению объекта, общего для нескольких наук: объект один, а предметы исследования разные. |
Практическое задание 2
Тема 2. Эмпирические методы в психологии
Задание
На основе анализа психологической литературы, выделите основные психические познавательные процессы и методы, с помощью которых можно изучить эти процессы. Заполните таблицу.
Психический процесс | Методы изучения психического процесса |
Ощущение | клинические методы; экспериментально-психологические методы. |
Восприятие | клинические методы; экспериментально-психологические методы. |
Память | Проба на запоминание; Пиктограмма, Тест Бентона, Субтесты. |
Мышление | Метод наблюдения; Метод беседы; Анкетирование; Лабораторный эксперимент; Тестирование ; Самонаблюдение; Моделирование мыслительных процессов ; Психофизиологические методы. |
Воображение | Сравнительный метод; лонгитюдный метода; экспериментально-генетический метод; анализ продуктивной деятельности; экспиремент. |
Речь | Метод психо-логопедического обследования; объективное наблюдение; сравнительный метод; комплексный метод; самонаблюдение; эксперимент; метод обработки, лонгитюдный метод. |
Внимание | Методы наблюдения; счёт по Крепелину; шкала Векслера; таблицы Шульте; косвенные методы; коррекатурная проба. |
Практическое задание 3
Тема 3. Типы измерений и типы данных в психологических исследованиях
Задание
На основе анализа психологической литературы, выделите основные измерительные шкалы в психологии и их основные особенности. Заполните таблицу.
Измерительная шкала | Особенности измерительной шкалы |
Шкала наименований (номинальная шкала) – 4 этапа развития | простейшая из шкал измерения. Числа (равно как буквы, слова или любые символы) используются для различения объектов. Отображает те отношения, посредством которых объекты группируются в отдельные непересекающиеся классы. Номер (буква, название) класса не отражает его количественного содержания. Все эти переменные не отражают отношений больше/меньше, а значит являются шкалой наименований. Особым подвидом шкалы наименований является дихотомическая шкала, которая кодируется двумя взаимоисключающими значениями (1/0). Пол человека является типичной дихотомической переменной. |
Порядковая (ранговая) шкала | отображение отношений порядка. Единственно возможные отношения между объектами измерения в данной шкале – это больше/меньше, лучше/хуже. |
Интервальная шкала | помимо отношений указанных для шкал наименования и порядка, отображает отношение расстояния (разности) между объектами. Разности между соседними точками в этой шкале равны. Большинство психологических тестов содержат нормы, которые и являются образцом интервальной шкалы. Коэфициент интеллекта, результаты теста FPI, шкала градусов цельсия – всё это интервальные шкалы. Ноль в них условный: для IQ и FPI ноль – это минимально возможный балл. Если бы мы не создавали условный ноль в шкале, а использовали реальный ноль как начало отсчета, то получили бы шкалу отношений, но мы знаем, что интеллект не может быть нулевым. |
Шкала отношений | шкала отношений имеет нулевую точку, которая характеризует полное отсутствие измеряемого качества. Данная шкала допускает преобразование подобия (умножение на константу). Определение нулевой точки - сложная задача для психологических исследований, накладывающая ограничение на использование данной шкалы. С помощью таких шкал могут быть измерены масса, длина, сила, стоимость (цена), т.е. всё, что имеет гипотетический абсолютный ноль. |