Файл: Контрольная работа Дисциплина Право социального обеспечения к 40. 02. 01. 255 01 23 Выполнил студент Боштан С. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Современное состояние социального обеспечения

Система социальной защиты в Российской Федерации представляет собой комплекс мер, включающих следующие формы защиты:

2.1 Категориальных социальных выплат, пособий и т.п., т.е. социальной поддержки отдельных категорий населения без учета их нуждаемости;

2.2 Адресных мер поддержки населения, то есть мер социальной

поддержки населения, осуществляемых на основе проверки

нуждаемости;

Страховщиками по различным видам обязательного социального страхования выступают Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

Деятельность Фонда социального страхования РФ включает:

выплаты в случае временной нетрудоспособности;

пособия и выплаты в связи с материнством;

выплаты при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

пособие на погребение;

родовые сертификаты;

обеспечение граждан – получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

Льготы часто имеют натуральный характер, что затрудняет их денежный учет и приводит к недофинансированию обязательств по их предоставлению.

К числу расходных обязательств субъектов РФ, финансируемых из региональных бюджетов, отнесены меры социальной поддержки:

1) ветеранам труда;

2) труженикам тыла;

3) реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;

4) другим категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актам и региональными программами субъектов Российской Федерации1.

2. Субсидии гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставляемые в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ2;

3. Современное реформирование социального обеспечения в России

4. Практическое задание

Список использованных источников

2. Современное состояние социального обеспечения


Система социальной защиты в Российской Федерации представляет собой комплекс мер, включающих следующие формы защиты:

  1. Выплаты в рамках обязательного социального страхования;

  2. Меры социальной поддержки населения, которая состоит из:

2.1 Категориальных социальных выплат, пособий и т.п., т.е. социальной поддержки отдельных категорий населения без учета их нуждаемости;

2.2 Адресных мер поддержки населения, то есть мер социальной

поддержки населения, осуществляемых на основе проверки

нуждаемости;

  1. Социального обслуживания населения.

Обязательное социальное страхование – одна из основных форм социальной защиты населения, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ (ред. от 0101.2019 г. №306) «Об основах обязательного социального страхования». Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию1.

Страховщиками по различным видам обязательного социального страхования выступают Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.


Деятельность Фонда социального страхования РФ включает:

  1. выплаты по обязательному социальному страхованию:

выплаты в случае временной нетрудоспособности;

пособия и выплаты в связи с материнством;

выплаты при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

пособие на погребение;

  1. выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  2. выполнение государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ:

родовые сертификаты;

обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами(кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета;

обеспечение граждан – получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

Хотя Российская Федерация не ратифицировала Конвенцию МОТ № 102 (1952 г.) «О минимальных нормах социального обеспечения»1, меры социальной защиты в связи с материнством, временной нетрудоспособностью, несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями в значительной мере соответствуют, а иногда и превосходят требования данной Конвенции. Так, например, по положениям Конвенции необходимо, чтобы выплата по болезни составляла не менее 45% заработка, при нетрудоспособности при телесном повреждении на производстве – 50% заработка, при беременности и родах –45% заработка. В России пособие по временной нетрудоспособности даже при страховом стаже до 5 лет составляет 60% среднего заработка, пособие по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 100% среднего заработка, пособие по беременности и родам – 100% среднего заработка. Правда, ряд нормативов имеет верхний предел и, следовательно, не полностью применим для граждан, получающих высокую заработную плату. Система льгот в настоящее время на федеральном и региональном уровнях сохраняется значительное число льгот, пособий и дотаций, предоставляемых по категориальному принципу. Основные недостатки категориальных льгот состоят в следующем:
  1. 1   2   3   4   5

Льготы часто имеют натуральный характер, что затрудняет их денежный учет и приводит к недофинансированию обязательств по их предоставлению.

  • Льготы предоставляются отдельным категориям населения независимо от нуждаемости, и, как показал ряд исследований, они предоставляются в основном небедному населению. По оценкам Всемирного банка, на льготы расходуется около 90% всех средств на социальную поддержку населения, и они практически не способствуют сокращению бедности1. Отдельные категории граждан Российской Федерации за особые заслуги и достижения имеют право на дополнительное материальное (социальное) обеспечение. Данная выплата также осуществляется из средств федерального бюджета. По данным Пенсионного фонда РФ, на1 октября 2018 г. получателями дополнительного материального (социального) обеспечения являлись более 1,1 млн человек. Дополнительное материальное (социальное) обеспечение регулируется Федеральным законом от 04.03.2002 № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией». Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ (ред. от 01.03.2020 г. №35) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 873. Эти нормативные акты устанавливают право на получение материнского (семейного) капитала для семей где родился ребенок.

    К числу расходных обязательств субъектов РФ, финансируемых из региональных бюджетов, отнесены меры социальной поддержки:

    1) ветеранам труда;

    2) труженикам тыла;

    3) реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;

    4) другим категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актам и региональными программами субъектов Российской Федерации1.

    Кроме того, меры социальной поддержки в виде денежных выплат, предоставляют гражданам из числа отдельных категорий регионы (полное или частичное возмещение затрат на приобретение товаров и услуг, имеющее целевой характер). Одной из форм социального обеспечения является адресная социальная помощь. К основным формам адресной социальной поддержки в Российской Федерации относятся следующие виды поддержки, являющиеся расходными обязательствами субъектов РФ: 1. Ежемесячное пособие на ребенка, предоставляемое в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ (ред. от 01.01.2020 г. №81) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»2;

    2. Субсидии гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставляемые в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ2;

    3. Государственная адресная социальная помощь, за исключением выплат, заменивших льготы отдельным категориям граждан денежными выплатами и социальными услугами в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (ред. от 01.01.2020 г. №35) «О государственной социальной помощи»3. Размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ст. 16 Федеральногозакона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ (ред. от 01.01.2020 г. №81) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»). Выплата ежемесячного пособия на ребенка производится за счет средств бюджетов субъектов РФ (статья 4 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ (ред. от 01.01.2020 г. №81) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»). Тем неменее значительная часть регионов России придерживается размеров и порядка выплаты ежемесячного пособия на ребенка, установленных той редакцией закона, когда выплата ежемесячного пособия производилась за счет федерального бюджета. Пособие выплачивается детям в возрасте до 16 лет (учащимся общеобразовательных учреждений − до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 18 лет) из семей с душевым денежным доходом ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ1. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. В Российской Федерации в 2018 г. субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг получало около 4,3 млн семей, средний размер субсидии составил 809 руб. в месяц2. Получателями государственной адресной социальной помощи малоимущим могут быть семьи и одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Порядок оказания, размеры, виды государственной адресной социальной помощи определяются субъектами РФ, они же финансируют соответствующие расходы. Обычно такая помощь предоставляется гражданам с денежным доходом ниже прожиточного минимума, при этом регионы могут повышать уровень дохода, при котором назначается данный вид помощи. Основными формами выплат являются ежемесячное или ежеквартальное пособие, назначаемое на небольшой срок (от 3 месяцев до полугода), и разовая помощь в трудной жизненной ситуации (при различных в разных регионах критериях определения трудной жизненной ситуации).