Файл: Контрольная работа Дисциплина Право социального обеспечения к 40. 02. 01. 255 01 23 Выполнил студент Боштан С. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Современное состояние социального обеспечения

Система социальной защиты в Российской Федерации представляет собой комплекс мер, включающих следующие формы защиты:

2.1 Категориальных социальных выплат, пособий и т.п., т.е. социальной поддержки отдельных категорий населения без учета их нуждаемости;

2.2 Адресных мер поддержки населения, то есть мер социальной

поддержки населения, осуществляемых на основе проверки

нуждаемости;

Страховщиками по различным видам обязательного социального страхования выступают Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

Деятельность Фонда социального страхования РФ включает:

выплаты в случае временной нетрудоспособности;

пособия и выплаты в связи с материнством;

выплаты при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

пособие на погребение;

родовые сертификаты;

обеспечение граждан – получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

Льготы часто имеют натуральный характер, что затрудняет их денежный учет и приводит к недофинансированию обязательств по их предоставлению.

К числу расходных обязательств субъектов РФ, финансируемых из региональных бюджетов, отнесены меры социальной поддержки:

1) ветеранам труда;

2) труженикам тыла;

3) реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;

4) другим категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актам и региональными программами субъектов Российской Федерации1.

2. Субсидии гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставляемые в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ2;

3. Современное реформирование социального обеспечения в России

4. Практическое задание

Список использованных источников


Спецификой Российской Федерации является то, что существований в СССР уровень социальной защиты человека и предоставления социальных услуг был одним из самых высоких в мире. Сложившаяся в СССР система социальной защиты и социальных услуг, основанная на социалистических принципах общественного распределения из централизованных фондов, гарантировала практическую защиту от всей совокупности социальных рисков, относительно приемлемый для большинства населения уровень жизни и удовлетворяла основной набор социальных потребностей граждан. Проблема состоит в том, что старые механизмы социальной защиты и социального обслуживания не соответствуют рыночным отношениям и в условиях рынка являются неэффективными1.

Парадокс социальных и экономических реформ на постсоветском пространстве состоит в том, что большинство вновь образованных государств, в том числе и Россия, не смогли в новых условиях отказаться от сложившейся в СССР системы социальных гарантий и государственных механизмов их обеспечения. Это привело к тому, что, с одной стороны, система социальной защиты оказалась фактически неспособной решать поставленные перед ней задачи, а с другой, стала тормозом развития для объективно нуждающихся, по профессиональному признаку, рыночных отношений. Старые механизмы социалистического перераспределения в рыночных условиях не работают. Катастрофичность положения не позволяет снизить социальную нагрузку на бизнес, который в условиях высокой социальной обремененности так и не может полностью стать рыночным, уходит в тень, не выполняет своих социальных функций. Существенным является и то, что жесткие рамки нерыночных социальных механизмов государства препятствуют формированию рынка труда, развитию рыночных механизмов социальной защиты и структурной перестройки экономики.

Таким образом, перед социальной политикой стоят задачи приостановки социальной деградации, сохранение эффективных механизмов и социальных стандартов прошлого и модернизация механизмов реализации социальных функций, адаптация социальной сферы к рынку.

Развал системы бытовых и рекреационных услуг населению (особенно в сельской местности) не компенсируется рынком. И этих услуг не будет, пока платежеспособность населения не сделает их рентабельными. В этом случае необходимы усилия государства не только по созданию условий роста доходов, но и по экономическому, фискальному и административному стимулированию такой деятельности.


Существующая сегодня система социальной защиты, созданная в 1991 — 1998 гг., не только включает в себя неэффективные, нерыночные механизмы, но и несет груз популистских решений 1989—1998 годов. Кроме того, эта система была прочно привязана к условиям высокой инфляции, что было совершенно оправдано в тот период времени.

Многие социальные выплаты имеют сплошной характер и не связаны с оценкой реальной нуждаемости. В период высокой инфляции и невозможности проведения денежных компенсаций вслед за ростом цен на многие вилы услуг возникло значительное количество льгот для большинства населения, которые настоящее время не играют никакой социально-защитной функции, но создают значительную нагрузку на бюджеты всех уровней, что усугубляется недостаточной организацией их финансирования.

Упорядочивание всех льгот является политически трудным, но объективно совершенно необходимым. Без замены существующей системы социальных пособий и льгот на четко разделенные три категории: для объективно нуждающихся, по профессиональному признаку, льготы за особые заслуги, с жестким разграничением источников их финансирования дальнейшая модернизация социальной защиты не возможна.

Ряд авторов считают, что социальные льготы представляют «собой социальные гарантии отдельным категориям населения». Это утверждение делается на основании того, что социальные льготы, как и социальные гарантии, предоставляются без учета индивидуальной нуждаемости и обеспечиваются за счет бюджета. Совпадение этих формальных признаков социальных льгот и социальных гарантий не может служить основанием их отождествления, поскольку эти механизмы обеспечивают решение разных задач. Если социальные гарантии являются формой социальной защиты граждан и служат недопущению снижения определенных социальных показателей, при этом они обладают гибкостью и зависят от финансовых возможностей бюджета, а также имеют тенденцию к увеличению своих значении, то социальные льготы могут рассматриваться как механизмы социальной защиты весьма условно, только для отдельных социально-демографических групп без связи с реальной нуждаемостью, и как временная мера. По своей сути эта форма безадресного предоставления социальных благ и услуг. В любом случае социальные льготы могут рассматриваться как суррогатный механизм социальной защиты
1.

Исторически существующие территориальные различия в социальном положении граждан значительно усилились в последнее десятилетие, и эта тенденция продолжает нарастать.

Сложившаяся трехуровневая структура власти (федеральный, региональный и муниципальный уровни) и соответствующая им система управления социальными процессами и распределения социальных функций не представляет собой органическое единство социального государства, поскольку происходит перекрытие компетенции, несовпадение распределения объемов ответственности и ресурсов, отсутствуют адекватные механизмы учета территориальных социально-экономических особенностей.

Большинство законов, которые принимались в течении 90-х гг. XX в. далеко не всегда в должной мере определяли и регулировали полномочия и ответственность органов власти различных уровней по их исполнению, что не способствовало их выполнению. В качестве примера РФ приведем практику выполнения Закона «О медицинском страховании граждан в РФ, где недостаточно четко определены плательщики страховых взносов за неработающее население, механизмы данных платежей и ответственность за неплатежи. Поэтому возникла ситуация, при которой страховые платежи за неработающее население практически не осуществлялись.


3. Современное реформирование социального обеспечения в России



В Конституции Российской Федерации п. 1 ст. 7 сформулировано положение, гласящее, что Российская Федерация является социальным государством. Поясняется, что на практике это означает направленность политики государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека1. Важное значение в реализации названной государственной политики имеет система закрепленных Конституцией РФ социальных прав человека.

Особое место в системе основных конституционных прав человека занимает, как и другие социальные права, право на социальное обеспечение. Конституция Российской Федерации признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права; перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

По мнению автора, именно право на социальное обеспечение является приоритетным, придающим всем социальным правам их сущностную характеристику, отличающую данную группу прав от иных прав, позиционирующим все социальные права как права, нацеленные на обеспечение достойного существования человека.

Право на социальное обеспечение является центральным, занимая ведущую роль в системе социальных прав человека. Указанный тезис подтверждается той ролью и значением права на социальное обеспечение, которое оно занимает в жизни современного общества. В свою очередь, значение и место, а также содержательное наполнение права определяют прежде всего запросы текущего состояния общества, существующие проблемы на том или ином историческом этапе развития общества и государства. Так, бесспорно, что современная демографическая ситуация в России требует правового воздействия на процессы, происходящие в обществе, а без выраженной в праве государственной воли демографическую проблему не решить. Воздействие права социального обеспечения на демографические процессы — общепризнанный факт. Однако, несмотря на исследования значения и влияния права социального обеспечения на демографию в учебной и научной литературе
1, потенциал этого права в решении демографической проблемы до настоящего времени не используется в полной мере.

Важнейшим демографическим феноменом на рубеже XX-XXI вв. явилось глобальное увеличение продолжительности жизни населения и, как следствие, рост доли пожилых людей в общей популяции населения стран всего мира. Темп прироста пожилого населения значительно опережает темп прироста всего населения. При этом, чем старше возрастная группа, тем интенсивнее растет ее численность. Резкое старение населения является важнейшей социальной проблемой, которая оказывает значительное влияние на экономические, производственные и общественные отношения современного мира. Наряду с процессом демографического старения, существует проблема увеличения инвалидов среди всех возрастных групп, населения, в том числе молодежи. Другой проблемой развития Российской Федерации остаются низкий уровень жизни и сильная дифференциация доходов, что приводит к резкому социальному расслоению и возможным социальным потрясениям. В этой связи задачей демографической политики, а значит, и социального обеспечения, становится сокращение масштабов бедности и неравенства. В условиях рыночной экономики у государства есть два способа воздействия на уровень жизни населения:

1) регулирование доходов;

2) система социальной защиты.

Обеспечение высокого дохода от занятости в виде оплаты труда, в условиях отсутствия у государства прямых рычагов воздействия на хозяйствующие субъекты, является трудновыполнимой задачей государственных институтов. В такой ситуации государство имеет возможность использования инструментов социального обеспечения. Социальное обеспечение является эффективным механизмом противодействия неравенству, поскольку выступает способом перераспределения внутреннего валового продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов при наступлении социальных рисков для поддержания их полноценного социального статуса1. Решение данной задачи, способствующее ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения, необходимо определять, как решение задачи политической.

Одним из социальных рисков, как уже было сказано выше, является бедность. Поэтому институт государственной социальной помощи получает все большее развитие в системе права социального обеспечения. Т.В. Деркачева отмечает, что «государственная социальная помощь имеет все признаки самостоятельной организационно-правовой формы социального обеспечения. Во-первых, она распространяется на особые субъекты — малоимущие семьи и малоимущих одиноко проживающих граждан. Во-вторых, источниками финансирования служат бюджеты различных уровней. В-третьих, в рамках государственной социальной помощи предоставляются особые виды социальных выплат и услуг. В-четвертых, государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания малоимущего субъекта»