Файл: Выпускная квалификационная работа Направление 44. 03. 05 Педагогическое образование.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
(выпускная квалификационная работа)
Направление: 44.03.05 – Педагогическое образование
Выполнил (а): студентка 6 курса группы З-БА-БХ-16
Руководитель: к.п.н., доцент ПО ИЕН
Понятие «совершенствования знаний» в научно-методической литературе
Проблема совершенствования физиологических знаний и умений
Социальные сети как средство совершенствования знаний и умений
Сравнительная характеристика социальных сетей
Методические рекомендации к разработке уроков с использованием социальных сетей
Уроки по теме «Дыхание» с использованием социальных сетей, 8 класс
Использования социальных сетей при изучении темы «Газообмен. Механизмы дыхания»
3. Ознакомитесь с вышедшей сегодня публикацией в ленте Instagram аккаунта предмета биологии.
Инструкция правильного выполнения упражнения «Диафрагмальное дыхание»
Определение качества опорных знаний учащихся (констатирующий этап)
Проверка эффективности предлагаемой методики (контролирующий этап)
Рисунок 3. Сравнительная гистограмма КУ в (%) констатирующего и контролирующего этапов
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ДЫХАНИЕ», 8 КЛАСС)
(выпускная квалификационная работа)
Направление: 44.03.05 – Педагогическое образование
Профиль: Биология и Химия
Выполнил (а): студентка 6 курса группы З-БА-БХ-16
Ушницкая М.С
Руководитель: к.п.н., доцент ПО ИЕН
Собакина Т.Г
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.К. АММОСОВА»
Институт естественных наук
Педагогическое отделение
Актуальность
В настоящее время в условиях реализации нового стандарта идет активное внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс для повышения эффективности обучения. Однако на практике отсутствует необходимое количество методических разработок для реализации данной технологии.
В содержании школьного предмета биологии тема «Дыхание» наглядно отражает жизненные и физиологические процессы, протекающие в органах и организме человека в целом и направлена на формирование ценностного отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни. В связи с этим возникает необходимость выбора способа обучения, способствующего системному усвоению учебного материала в условиях стремительно развивающегося сетевого общества. Одним из целесообразных способов организации эффективной самостоятельной деятельности обучающихся по совершенствованию физиологических знаний и умений являются социальные сети.
Цель
- разработка методики использования социальных сетей для совершенствования физиологических знаний и умений у обучающихся восьмого класса на примере изучения темы «Дыхание»
Задачи
- Анализ научно-методической и специальной литературы, позволяющие обосновать исходные позиции исследования, связанные с проблемой развития физиологических знаний и умений учащихся посредством разработки методики использования социальных сетей;
- Обосновать использование социальных сетей как средство совершенствования физиологических знаний и умений при изучении темы «Дыхание»;
- Разработать методику использования социальных сетей для совершенствования физиологических знаний и умений у обучающихся в восьмом классе по теме «Дыхание»;
- Поставить педагогический эксперимент, выявить эффективность предлагаемого средство для совершенствования физиологических знаний и умений при изучении темы «Дыхание».
Понятие «совершенствования знаний» в научно-методической литературе
Совершенствование
Совершенствование знаний
Совершенствование знаний и умений
Совершенствование знаний и умений предполагает процесс формирования и развития осмысленных и прочных знаний, порождающих умение, способности пользоваться полученными знаниями и навыками в практической деятельности.
Проблема совершенствования физиологических знаний и умений
Физиологические знания
функции на уровне клеток
функции на уровне тканей
функции на уровне органов
функции на уровне систем органов
функции на уровне организма
Д.И. Трайтак, Д.В. Колесова, И.И. Павлова, В.В. Пасечника
Опосредованные способы обучения
Наглядные средства и методы
Мотивационные технологии
Методы, способствующий осознанному восприятию
Совершенствование физиологических знаний и умений
достаточно сложный процесс
явления физиологии скрыты от прямого наблюдения
Социальные сети как средство совершенствования знаний и умений
Использование социальных сетей в образовательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений.
Достоинства социальных сетей
Доступность преподавателей в осуществлении коммуникации.
В привычной и комфортной для себя среде школьник активнее принимает участие в коммуникации, посвящает изучению материалов больше времени.
Педагог и школьник могут приступить к образовательному процессу в любое удобное для них время, что обеспечивает непрерывность учебного процесса.
Появляется возможность более детальной организации работы индивидуально с каждым из школьников.
Информационная поддержка учебного курса в социальной сети позволяет школьникам, пропустившим занятие, не выпадать из образовательного процесса, принимать участие в обсуждениях и выполнять задания дистанционно.
Сравнительная характеристика социальных сетей
Характеристики | Социальная сеть | |||
| | Вконтакте | ||
Количество пользователей | В мире | Более 130,5 | 112,5 млн | 50,4 млн |
В России | 223 млн | 29.6 млн | 38,2 млн | |
Возрастная целевая аудитория | В мире | Мужчина или женщина от 18 до 44 лет | Мужчина или женщина от 18 до 25 лет | Мужчина или женщина от 18 до 35 лет |
В России | Мужчина или женщина от 25 до 44 лет | Мужчина или женщина от 18 до 30 лет | Мужчина или женщина от 18 до 35 лет | |
Примеры аккаунтов в социальных сетях | | @biologia (13 тыс. подписчиков) | @labiologia (12 тыс. подписчиков) | Биология Твой факультет (381 тыс. подписчиков) |
Возможности для образовательного процесса | | Сообщества Watch (видеосервис) Messenger | Аккаунты пользователей (могут действовать и как сообщество) Stories IGTV (видеосервис) Messenger | Сообщества/форумы аккаунты пользователей VK live (Видеосеврис) Messenger |
Zoom
Classroom
Google +
YouTube
Методика использования социальных сетей на уроке биологии при изучении темы «Дыхание»
Методические рекомендации к разработке уроков с использованием социальных сетей
1. Отбор содержания изучаемого материала по теме «Дыхание»
2. Выбор места на уроке использования Instagram и разных платформ сети Интернет на уроках изучения темы «Дыхание»
3. Поиск и отбор материала для использования в социальных сетях
4. Составление отдельных инструкций для каждого урока
5. Разработка и составление план-конспектов уроков по теме «Дыхание» с использованием социальной сети Instagam и других платформ сети Интернет
6. Создание аккаунта в Instagram, группового чата в WhatsApp, класса в Classroom
7. Добавление в группы социальных сетей обучающихся экспериментальной группы
8. Проведение уроков посредством использования социальных сетей
Уроки по теме «Дыхание» с использованием социальных сетей, 8 класс
Тема урока | Элементы содержания | Места использования социальных сетей на уроке |
Вводный урок (сущность использования социальных сетей) | Знать физиологические явления и функции крови и кровообращения Знать правило поведения и построение коммуникации в социальных сетях Уметь правильно распределять время в использовании социальных сетей во время уроков | На этапе выявления опорных знаний. Используемая платформа: Google + (тестирование) На этапе объяснения нового средства обучения. Используемая платформа: Instagram, WhatsApp, Classroom |
Органы дыхания. Значение дыхания | Знать и уметь пользоваться понятиями: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, плевра, дыхание легочное и тканевое, заболевания аденоидов, гайморит, фронтит, тонзиллит, дифтерия. | Организационный этап. Используемая платформа: WhatsApp Этап мотивации учащихся. Используемая платформа: Instagram Этап открытия новых знаний. Используемая платформа: Zoom Этап первичного закрепления знаний. Используемая платформа: Classroom |
Дыхательная система | Знать и уметь пользоваться понятиями: газообмен в легких и тканях; механизмы вдоха и выдоха; регуляция дыхания. | Организационный этапе. Используемая платформа: WhatsApp Этап мотивации учащихся. Используемая платформа: Instagram Этап актуализации знаний. Используемая платформа: Instagram Этап открытия новых знаний. Используемая платформа: YouTube Этап рефлексии. Используемая платформа: Instagram Домашнее задание. Используемая платформа: Instagram |
Механизмы дыхания | Механизмы вдоха и выдоха. Жизненная емкость легких . Охрана воздушной среды. | Организационный этап. Используемая платформа: WhatsApp Этап мотивации учащихся. Используемая платформа: Instagram Этап открытия новых знаний. Используемая платформа: YouTube Этап вторичного закрепления знаний. Используемая платформа:Instagram |
Функциональные возможности дыхательной системы | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Практическая работа №3 Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения Инструктаж по т/б | Домашнее задание: Instagram |
Контрольно-обобщающий урок | Контрольно-обобщающий урок по «Дыхание». | Этап проверки совершенствования физиологических знаний и умений по теме «Дыхание». Используемая платформа: Google + Рефлексия. Используемая платформа: Instagram |
Использования социальных сетей при изучении темы «Газообмен. Механизмы дыхания»
Для проведения эксперимента были подготовлены следующие материалы: инструктивная карта для рассылки через платформу WhatsApp, тестирование по актуализации знаний на тему «Органы дыхания», готовая первая публикация с проблемным вопросом, ссылка на YouTube видео, готовая вторая публикация с открытым вопрос, готовая третья публикация с инструкцией выполнения упражнения «Диафрагмальное дыхание».
На этом уроке использовалась социальная сеть Instagram, а также такие платформы сети Интернет, как WhatsApp и YouTube.
1. Организационный этап. На данном этапе происходит проверка присутствующих, отправка инструктивной карточки самостоятельной работы учащихся через WhatsApp учителем, далее идет ознакомление обучающихся с ходом их работы.
Инструктивная карточка проведения урока посредством использования социальных сетей по теме «Газообмен. Механизмы дыхания»
1. Ознакомьтесь с ходом проведения урока по теме «Газообмен. Механизмы дыхания» (Вам дается 3 минуты)
2. Зайдите в Instagram аккаунт предмета биологии. Выполните тестирование, которая выставлена в истории. (Вам дается 4 минуты)
3. Ознакомитесь с вышедшей сегодня публикацией в ленте Instagram аккаунта предмета биологии.
4. Посмотрите видео «Механизм дыхания» зайдя по YouTube ссылке: https://youtu.be/NxlQCQf6H5I выполните задания (вам дается 21 минута):
- Выявите и запишите в тетрадях механизм вдоха и выдоха, процесс регулирования дыхания.
5. Выполненное задание отправляем учителю через WhatsApp.
6. Ответьте на вопросы по пройденной теме в комментариях во-второй вышедшей публикации в ленте Instagram аккаунта предмета биологии (Вам дается 5 минут)
7. Домашнее задание: Снять видео выполнения «Диафрагмальное дыхание», выложить в историю Вашего аккаунта Instagram и отметить аккаунт предмета биологии. Инструкция правильного выполнения данной упражнении дана в третьей вышедшей публикации в ленте Instagram аккаунта пред мета биологии. На выполнение этого задания вам дается целая неделя.2. Этап актуализации знаний. На данном этапе обучающиеся заходят в историю Instagram аккаунта предмета биологии и выполняют онлайн-тестирование по теме «Органы дыхательной системы», по окончанию выполнения теста учитель проверяет ответы учащихся.
3. Этап открытия новых знаний. На данном этапе обучающиеся заходят в ленту Instagram аккаунта предмета биологии и по инструкции смотрят первую вышедшую публикацию. В данной публикации задан проблемный вопрос про механизм вдоха и выдоха, на который ученики должны ответить после выполнения самостоятельной работы с видеоматериалом на платформе YouTube (ссылка на видео дана в инструктивной карточке).
4. Этап первичного закрепления материала. После просмотра видеоматериала «Механизм дыхания» обучающиеся должны отметить в тетрадях механизм вдоха и выдоха, а также процесс регулирования дыхания.
5. Этап повторение пройденной темы. В ленте Instagram обучающиеся находят вторую публикацию, где задан открытый вопрос по пройденной теме, и отвечают на нее ниже на комментариях к этой публикации.
6. Заключительный этап. Ученики открывают третью публикацию, где дана инструкция выполнения упражнения «Диафрагмальное дыхание» – это домашнее задание. Ученики должны снять видео выполнения данного упражнения и поделиться ею в истории своего аккаунта Instagram и отметить учителя для проверки выполнения задания.
Инструкция правильного выполнения упражнения «Диафрагмальное дыхание»
- Инструкция правильного выполнения «Диафрагмальное дыхание»: сядьте поудобнее, подберите любую удобную позу в удобном для вас месте. Дышите медленно и ритмично через нос, нижней частью грудной клетки. Это поможет вам использовать для дыхания диафрагму. Для того, чтобы у вас упражнение «Диафрагмальное дыхание» получилось правильно, вы можете положить одну руку на грудь, а другую на пупок. На вдохе у вас надувается живот и соответственно, рука, лежащая на пупке, поднимается вверх; на выдохе – опускается вниз. При этом грудь остается неподвижной – рука на груди соответственно тоже. Сократите количество вдохов – стремитесь делать всего 8 вдохов в минуту. Сначала это может вам показаться несколько трудным, но при ежедневных тренировках, у вас все получится. Когда вы сможете это делать не напрягаясь, попробуйте так дышать все время, проверяйте время от времени, правильно ли вы теперь дышите. Другими словами, диафрагмальное дыхание должно у вас войти в привычку и происходить уже непроизвольно. Вы лишь изредка будете контролировать правильность его выполнения.