Файл: Ценовая политика коммерческого банка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАУРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Курсовая работа

Дисциплина: «Экономика фирмы»

На тему: «Ценовая политика коммерческого банка»

Курган-2007

Содержание:


1. Ценовая политика банка и регулирование доходной базы коммерческого банка 4

2. Определение цены банковских продуктов 10

3. Зарубежный опыт ценообразование в банках 16

Заключение 24

Список литературы 26

Стабильность денежно-кредитной системы любой страны определяется надежностью национальных коммерческих банков. Доходность коммерческого банка – основной стоимостной показатель эффективной банковской деятельности. Размер полученной банком прибыли или убытка концентрированно отражает в себе результаты всех его активных и пассивных операций. Расходы банка связаны с привлечением средств (депозитов) для дальнейшего их размещения с целью получения прибыли.

Доходы банк получает в результате проведения активных операций (выдача кредитов, лизинг, траст). Основной формой платы за привлеченные ресурсы является депозитный процент, ставки которого формируются финансовым рынком. Цена размещения средств должна устанавливаться таким образом, чтобы покрывала расходы по привлечению ресурсов, затраты на обслуживание клиентов и приносила прибыль банку. Банк сам выбирает методы ценообразования, в зависимости от желаемой доходности.

До недавнего времени российские банки уделяли мало внимания политики ценообразования. В безмятежную пору высоких процентных ставок банки, главным образом, волновало привлечение пассивов для инвестирования в государственные облигации. До тех пор пока эти пассивы стоили банкам недорого, прочие издержки были минимальными. Продукты разрабатывались только для того, чтобы обеспечивать приток пассивов, а о цене на продукты никто особенно не задумывался. Сейчас, конечно, положение изменилось. Долгосрочные перспективы высоких процентных ставок неблагоприятны и банкам все чаще приходится искать способы повышения дохода от комиссионных, чтобы поддержать свою прибыль. Банки Западной Европы пережили этот процесс 10-15 лет назад.

Цель данной работы – изучить особенности формирования политики ценообразования коммерческого банка.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  1. Охарактеризовать политику ценообразования банка и основные подходы к формированию доходной базы коммерческого банка;

  2. Рассмотреть основные методы ценообразования в банке;

  3. Провести анализ процесса установления цены на банковские продукты;

  4. Ознакомится с зарубежным опытом ценообразования на банковские продукты.

1. Ценовая политика банка и регулирование доходной базы коммерческого банка


Ценовая политика банка предполагает установление цен на раз­личные банковские продукты и их изменение в соответствии с изме­нением рыночной ситуации. Ее объектами являются процентные ставки, тарифы, комиссионные, бонификации (премии), скидки, а также минимальный размер вклада. Традиционно считается, что цена является одним из определяющих факторов, влияющих на поведение потребителей. И сегодня цена имеет очень большое значение в конкурентной борьбе, несмотря на упоминавшуюся тенденцию повышения роли неценовой конкуренции.

В экономической литературе выделяется три основных подхода банковского ценообразования, которые представлены на рисунке 1.



Рис.1. Подходы к ценообразованию на банковские продукты1

Ценообразование, ориентированное на издержки.Долгосрочная стратегическая цель ценовой политики любого банка - это максими­зация прибыли. Для того чтобы достичь этой цели, необходимо знать величину и структуру издержек. Ценообразование на основе издержекпредполагает, что сначала банк подсчитывает свои издержки и выяс­няет их зависимость от количества оказанных услуг, а затем цена и объем сбыта банковских услуг устанавливаются таким образом, чтобы выручка от реализации покрывала издержки и обеспечивала необхо­димую прибыль.

Хотя банки и уделяют много внимания учету затрат, практика показывает, что большинство из них не знает с достаточной точностью, чего стоит им оказание конкретных услуг. Это связано, в частности, со сложной структурой банковских издержек.

Явные (денежные) банковские издержкина оказание конкретной услуги подразделяются на три категории: издержки разработки (development costs), издержки сбыта (delivery costs) и накладные затраты (allocated overhead costs).

Издержки разработкивключают все расходы на разработку конк­ретной услуги: затраты на исследования, материалы, оплату труда и т.д. Эти издержки должны тщательно учитываться и возмещаться.

Издержки сбыта- это расходы, связанные с доведением продук­та до потребителя: затраты на оплату труда, маркетинг, материалы и т.д.

Эти два вида издержек подсчитать сравнительно несложно. Гораз­до более сложны для определения накладные затраты,точнее, доля общих накладных расходов банка в затратах на оказание отдельной услуги.


Помимо этих явных есть и неявные (скрытые) банковские издерж­ки.Такие издержки могут принимать форму упущенной прибыли, на­пример, если банк предоставляет кредиты по ставкам ниже среднеры­ночных.

В рамках ценообразования на основе издержек можно выделить несколько методов установления цены. Наиболее традиционным из них является котловой метод.Согласно этому методу банк не произ­водит калькуляцию по каждой конкретной сделке, а учитывает только общие издержки и устанавливает усредненную базовую цену по каж­дому виду услуг с таким расчетом, чтобы цена покрывала эти средние издержки и включала в себя желаемую прибыль.

Второй метод, часто применяющийся в сочетании с первым, - это дифференцированное ценообразование. Согласно этому методу базо­вая цена в каждой конкретной сделке корректируется, в результате чего происходит дифференциация цен на одну и ту же услугу. Наибо­лее характерным примером применения этого метода является установление процента за кредит. В качестве критериев дифференциации процентных ставок по выдаваемым кредитам коммерческими банка­ми применяются:

  • кредитный риск по конкретному заемщику, определяемый ликвидностью его активов и перспективами окупаемости кредитуемого мероприятия, связанными с выдачей кредита издержками на получение информации; избранными способами обеспечения кредита (чем больше риск, тем выше процентная ставка);

  • срочность кредитования (процентная ставка по долгосрочным кредитам всегда выше, чем по краткосрочным);

  • характер заемщика с точки зрения его экономического потенциала и фактического объема банковских операций (для постоянных и надежных клиентов могут устанавливаться льготные ставки).

Критериями дифференциации процентных ставок по вкладам мо­гут быть сумма вклада, его срок, схема выплаты процентов, характер вкладчика.2

Характеризуя политику ценообразования в коммерческом банке, необходимым является затронуть вопросы регулирования доходной базы коммерческого банка.

Максимизация прибыли при минимизации расходов является основной целью деятельности коммерческого банка. Прибыль или убытки, полученные банком, - показатели, концентрирующие ре­зультат разнообразных пассивных и активных операций банка и отра­жающие влияние всех факторов, воздействующих на деятельность банка.


В России у большинства банков основными являются процент­ные доходы, поэтому при управлении доходной базой коммерческого банка наибольшее внимание необходимо уделять именно процессу получения процентных доходов. Непроцентные доходы, как правило, связаны с имиджем банка на рынке. Операции, приносящие подоб­ные доходы, привлекают клиентов, но не приносят достаточную при­быль.

Разница между процентами, взимаемыми банком по активным операциям и уплачиваемыми по привлеченным средствам, служит основой банковской прибыли. Это так называемая процентная мар­жа - разница между процентным доходом и расходом коммерческо­го банка. За счет процентной маржи покрывается большинство расходов коммерческого банка. Поэтому банк стремится приобрести ре­сурсы как можно дешевле, а продать ресурсы и услуги по рентабельной ставке. В связи с этим актуальным становится правиль­ное ценообразование на банковские услуги.

При установлении процентной ставки по кредиту банк должен принимать в расчет стоимость привлекаемых средств и операционные расходы банка.

Различают рыночную и реальную стоимость кредитных ресурсов. Средняя рыночная стоимость ресурсов определяется как отношение процентов, уплаченных за определенный период, к средней величине кредитных вложений в том же периоде. Реальная ценапредставляет собой скорректированную на норму обязательных резервов рыноч­ную цену:

Простейшая модель установления ставки по кредиту предполага­ет, что процентная ставка по любому кредиту устанавливается на основе следующих компонентов:

  • предельной стоимости привлеченных для кредитования средств;

  • других операционных расходов банка, отличных от расходов по привлечению средств;

  • надбавки для защиты банка от риска неисполнения обязательств;

  • желаемой прибыли.

Каждый из указанных компонентов может быть выражен в форме годовых процентов относительно суммы кредита, т.е. выдачу креди­тов банк должен осуществлять с учетом процентной маржи, показы­вающей, насколько доходы от активных операций способны пере­крывать расходы по пассивным операциям. Коэффициенты процент­ной маржи могут показывать ее фактический и достаточный уровень для банка.
Чистая процентная маржа (фактическая) = ((Процентный доход от кредитов и инвестиций в ценные бумаги – Процентные расходы и эмитированным обязательствам за период)/ (Средний остаток активов в периоде))*100%.

В данной формуле в качестве знаменателя могут использоваться доходные активы, т.е. активы, приносящие доход в форме процента (в основном выданные банком кредиты и производственные инвести­ции в ценные бумаги).

Коэффициент достаточной процентной маржи Мд показывает ее минимально необходимый для банка уровень. При его расчете исхо­дят из основного назначения процентной маржи - покрытия расхо­дов банка:
Мд = ((Непроцентные операционные расходы + Расходы по обеспечению деятельности банка – Прочие расходы)/(Средний остаток активов, приносящих доход))*100%.
К прочим доходам относятся комиссии за расчетно-кассовое обслуживание, трастовые, информационные, консультационные и дру­гие услуги. Достаточная маржа может рассчитываться как за истек­шие периоды на основе фактических данных, так и на планируемый период на основе прогнозных величин.

Непроцентная маржа, рассчитываемая как разница между непроцентным доходом и непроцентным расходом, является второстепен­ным слагаемым прибыли и, как правило, отрицательна. Это означает, что непроцентные доходы не покрывают непроцентные расходы, ко­торые поглощают часть процентной маржи.

Коэффициент непроцентной маржи Кнм определяется по формуле:
Кнм =
Рассчитав значения коэффициентов процентной и непроцентной маржи, можно сопоставить их с мировыми стандартами: норматив­ный уровень коэффициента процентной маржи составляет 3-4%, ко­эффициента непроцентной маржи - 1%.

Так же можно определить коэффициент чистой маржи операци­онной прибыли банка Ком:
Ком =
Коэффициенты маржи операционной прибыли, процентной и непроцентной маржи являются показателями эффективности работы банка. Они отражают, насколько успешно банк обеспечивает сохранение опережающего темпа роста доходов (прежде всего, проценты по банковским кредитам, инвестициям и комиссий за услуги) по сравнению с темпами роста расходов (в основном процентов по депо­зитам и займам на денежном рынке).

Коэффициент процентной маржи определяет размер спрэда (раз­ницы) между доходами и расходами по процентам, который был по­лучен банком путем регулирования доходных активов и поиска наи­более дешевых ресурсов.

Непроцентная маржа определяет соотношение непроцентных до­ходов (различные комиссионные вознаграждения, полученные бан­ком) и произведенных непроцентных расходов (заработная плата, затраты на ремонт и техническое обслуживание банковского оборудования, расходы на покрытие убытков). У большинства банков непроцентная маржа отрицательна, так как непроцентные расходы обычно превышают непроцентные доходы.