Файл: 1 Порядок казначейского обслуживания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2

2.1 Порядок казначейского обслуживания


С 1 января 2021 года начнет действовать новый порядок казначейского обслуживания в территориальных органах Федерального казначейства (далее – ТОФК). Причиной тому станут внесение Федеральным законом от 27.12.2019 № 479‑ФЗ (далее – Федеральный закон № 479‑ФЗ) изменений в Бюджетный кодекс и вступление в силу ряда других нормативно-правовых актов. Приведем краткий обзор данных изменений.

С указанной даты вступят в силу:

  • вновь введенные гл. 24.2«Система казначейских платежей», 24.3«Казначейское обслуживание» БК РФ;

  • Приказ Федерального казначейства от 14.05.2020 № 21н «О Порядке казначейского обслуживания» (далее – Приказ № 21н);

  • Приказ Федерального казначейства от 01.04.2020 № 15н «О Порядке открытия казначейских счетов» (далее – Приказ № 15н);

  • Приказ Федерального казначейства от 13.05.2020 № 20н «Об утверждении Правил организации и функционирования системы казначейских платежей»;

  • Положение Минфина РФ № 63н, ЦБ РФ № 717‑П от 10.04.2020 «Об особенностях взаимодействия системы казначейских платежей с платежными системами».

Участниками системы казначейских платежей являются прямые и косвенные участники, определенные ст. 242.8 БК РФ (в редакции Федерального закона № 479‑ФЗ).

К прямым участникам системы казначейских платежей относятся, в частности:

  • Федеральное казначейство;

  • финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований);

  • администраторы доходов бюджетов, получатели средств федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета;

  • федеральные бюджетные и автономные учреждения.

Косвенными участниками системы казначейских платежей считаются в том числе:

  • получатели средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета);

  • бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ (муниципальные бюджетные и автономные учреждения).

Федеральное казначейство является оператором системы казначейских платежей, обеспечивающим функционирование системы казначейских платежей, прием и исполнение распоряжений, осуществление операций по казначейским счетам участников системы казначейских платежей.

Казначейское обслуживание будет осуществляться территориальными органами Федерального казначейства.


В соответствии со ст. 242.14 БК РФ (в редакции Федерального закона № 479-ФЗ) денежные средства бюджетов, денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе (финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования), с 01.01.2021 учитываются на казначейских счетах.

Для этих целей в Федеральном казначействе открываются казначейские счета. К ним, в частности, относятся:

  • единый счет бюджета;

  • казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений;

  • казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение;

  • казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений.

Казначейские счета открываются как в валюте РФ, так и в иностранных валютах в порядке, установленном Федеральным казначейством в Приказе № 15н.

Порядок казначейского обслуживания установлен Федеральным казначейством в Приказе № 21н.



Рис. Общий алгоритм взаимодействия с казначейством.

При казначейском обслуживании информационный обмен между прямыми участниками системы казначейских платежей и территориальным органом Федерального казначейства будет осуществляться в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи лица, уполномоченного действовать от имени прямого участника системы казначейских платежей.

Обмен документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, а также при отсутствии технической возможности информационного обмена в электронном виде с применением электронной подписи производится с применением документооборота на бумажном носителе с одновременным представлением документов на машинном носителе.

Вид документооборота

Характеристика

Электронный

С применением усиленной квалифицированной электронной подписи лица, уполномоченного действовать от имени получателя бюджетных средств, государственного (муниципального) заказчика, заказчика - учреждения или юридического лица, на основании договора (соглашения) об обмене электронными документами, заключенного получателем бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком, заказчиком - учреждением и юридическим лицом с ТО ФК.

Традиционный

Обмен документами с применением документооборота на бумажном носителе с одновременным представлением документов на машинном носителе осуществляется в случаях, если:

1. Документы содержат сведения, составляющие государственную и иную охраняемую тайну,

2. У юридического лица отсутствует техническая возможность информационного обмена с применением электронной подписи.


Таблица. Основные характеристики электронного и традиционного документооборота с казначейством.

При казначейском обслуживании учет операций участников системы казначейских платежей будет осуществляться на лицевых счетах, открытых прямым участникам системы казначейских платежей в территориальных органах Федерального казначейства.

Обеспечение наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, участников системы казначейских платежей будет производиться Федеральным казначейством с открытием, в соответствии со ст. 155, 156 БК РФ, банковского счета, предназначенного для выдачи и внесения наличных денежных средств и осуществления расчетов по отдельным операциям.

Для казначейского обслуживания утверждены формы распоряжений о совершении казначейских платежей (операций). Документы будут вводиться поэтапно.

С 01.01.2021 применяются следующие формы распоряжений (приведены в приложениях 15 – 26 к Приказу № 21н):

  • заявка на кассовый расход (ф. 0531801);

  • заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);

  • сводная заявка на кассовый расход (ф. 0531860);

  • заявка на возврат (ф. 0531803);

  • заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);

  • заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531243);

  • заявка для обеспечения наличными денежными средствами в электронном виде;

  • уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809);

  • уведомление об уточнении операций клиента по форме (ф. 0531852);

  • распоряжение финансового органа с расшифровкой (ф. 0531806);

  • реквизиты распоряжения о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц;

  • уведомление о поступлениях в иностранной валюте (ф. 0531452); и др.

С 01.01.2023 документы нужно будет заполнять в структурированном виде по реквизитам, которые приведены в приложениях 1 – 4 к Приказу № 21н:

  • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (перечисление);

  • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (возврат);

  • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (обеспечение наличными денежными средствами, перечисление на банковские карты);

  • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (уточнение).

Бюджетные и автономные учреждения вправе будут распоряжаться денежными средствами на соответствующих казначейских счетах согласно законодательству РФ.


Для осуществления операций со средствами бюджетных и автономных учреждений, являющихся прямыми участниками системы казначейских платежей, указанные учреждения представляют в ТОФК распоряжения о совершении казначейских платежей, предусмотренные приложениями 15 – 25 к Приказу № 21н.

Для осуществления операций со средствами бюджетных и автономных учреждений, являющихся косвенными участниками системы казначейских платежей, финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) представляет в территориальный орган Федерального казначейства распоряжение о совершении казначейских платежей, предусмотренное приложениями 15 – 18 к Приказу № 21н.

Таким образом, косвенные участники системы казначейских платежей будут осуществлять операции через соответствующих прямых участников этой системы (финансовых органов) путем направления им распоряжений.

Учет операций со средствами бюджетных и автономных учреждений будет осуществляться по кодам (составным частям кодов) бюджетной классификации РФ, исходя из экономического содержания казначейских платежей:

  • поступления – по коду аналитической группы подвида доходов бюджетов (по аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов);

  • выплаты – по кодам видов расходов классификации расходов бюджетов (по аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов), кодам субсидии и кодам объектов капитального строительства (при наличии).

При оплате расходов бюджетного (автономного) учреждения за счет средств целевых субсидий распоряжение о совершении казначейских платежей и документы, необходимые для санкционирования расходов, дополнительно проверяются на соответствие установленному порядку санкционирования.

2.2 Правила сопровождения контрактов.


Законодатели ежегодно перевыпускают федеральный закон о бюджете на будущий год и плановый период. В 2022 году вышел 466-ФЗ от 05.12.2022 — на 2023 и плановый период 2024-2025. На основании обновленного норматива с 01.01.2023 изменились и правила казначейского сопровождения в 2023 году: они утверждены Постановлением Правительства РФ № 2024 от 24.11.2021. Кроме того, новый порядок подробно описан в ст. 5 Федерального закона о бюджете на 2023 г. и плановый период 2023-2024 гг. № 466-ФЗ. А общие требования к порядку КС утверждены Постановлением Правительства РФ № 2155 от 01.12.2021.

Из ПП РФ № 2024 и ст. 5 466-ФЗ понятно, в каких случаях казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ в 2023 году обязательно —
только для госконтрактов, заключенных на целевые деньги (ст. 242.25 БК РФ). Контракты сопровождают для (ч. 2 ст. 5 466-ФЗ):

субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам (ст. 80 БК РФ);

взносов в уставные капиталы юрлиц из субсидий и бюджетных инвестиций;

авансовых платежей по контрактам о поставке товаров, работ, услуг, которые заключают получатели субсидий, бюджетных инвестиций и взносов с исполнителями по контрактам, которые финансируются за счет таких субсидий, бюджетных инвестиций и взносов;

авансов по государственным контрактам на поставку товаров, работ, услуг (кроме контрактов по гособоронзаказу) на сумму 100 000 рублей и более. В 2023 г. не сопровождают средства по контрактам бюджетных и автономных учреждений с ценой 3 млн рублей (п. 8 ч. 2 ст. 5 466-ФЗ, 448-ФЗ от 21.11.2022);

авансирования по контрактам на поставку товаров, работ, услуг на сумму 100 000 рублей и более, которые заключают федеральные бюджетные и автономные учреждения за счет средств субсидии по абз. 2 п. 1 ст. 78.1, ст. 78.2 БК РФ. Еще одно условие — лицевые счета таких заказчиков открыты в ТОФК. В 2023 году казначеи не сопровождают средства по контрактам на сумму 3 млн рублей и менее (п. 8 ч. 2 ст. 5 466-ФЗ, 448-ФЗ от 21.11.2022);

расчетов по государственным контрактам на сумму более 3 млн рублей, которые заключили по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, и расчетов по контрактам, заключаемым в целях исполнения таких госконтрактов на сумму от 3 млн рублей;

расчетов по государственным контрактам по государственному оборонному заказу на сумму более 3 млн рублей и расчетов по контрактам, которые заключили в рамках исполнения таких госконтрактов на сумму от 3 млн рублей и больше;

авансовых платежей по контрактам о поставке товаров, работ, услуг, которые заключают исполнители и соисполнители в рамках исполнения госконтрактов о поставке товаров, работ, услуг по п. 3-5 ст. 5 466-ФЗ. В 2023 году казначеи не сопровождают средства по контрактам на сумму 3 млн рублей и менее (п. 8 ч. 2 ст. 5 466-ФЗ, 448-ФЗ от 21.11.2022);

средств, получаемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в случаях, определенных правительством РФ.

Это не все, что поменялось по казначейскому сопровождению на 2023 год. В правила КС и расширенного КС из ПП РФ № 2024 внесли еще ряд изменений (Постановление Правительства № 2301 от 14.12.2022):

исключили условие о казначейском обеспечении целевых средств, выделенных на основании соглашений о субсидировании юрлиц, если средства предоставили фондам на финобеспечение оказания медицинской помощи;