Файл: 1 Порядок казначейского обслуживания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


средства, подлежащие расширенному КС, и порядок проведения расширенного контроля определяет правительство РФ своим правовым актом.

Скорректировали и правила экономического определения затрат из Постановления Правительства № 2271 от 13.12.2021 (ПП РФ № 2301). Этот порядок применяется для расширенного казначейского сопровождения ко всем:

контрактам с единственным поставщиком по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ на строительство объектов капстроительства (исключение — контракты по гособоронзаказу);

договорам и соглашениям о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций юрлицам на капитальные вложения в отдельный объект капитальных вложений.

Средства, перечисленные в ст. 242.27 БК РФ, казначейскому сопровождению не подлежат.



Рис. Общая схема казначейского сопровождения.

Ранее вопрос о казначейском сопровождении поднимался только в 275-ФЗ — при исполнении договоров по государственному оборонному заказу. Теперь для контроля исполнительными органами целевого использования выделенных и доведенных заказчикам бюджетных средств контроль Казначейства применяется и в рамках реализации госконтрактов по 44-ФЗ.

По сути, казначейское сопровождение контракта — это, простыми словами, один из инструментов госконтроля. КС позволяет определить уровень эффективности расходования целевых средств. Под целевыми средствами понимается финансирование, направленное бюджетному учреждению на исполнение определенных целей и условий, установленных вышестоящими организациями. Целевое финансирование должно использоваться строго по назначению — на приобретение товаров, работ и услуг, необходимых для достижения определенных целей.

Кроме того, КС помогает отслеживать направление движения средств бюджета. Получатели бюджетных средств открывают специальные счета в отделениях Федерального казначейства.

Регламент ведения сопровождения госконтрактов органами Казначейства определяют нормативы правительства РФ и приказы Федерального казначейства.

Правила, как работать с Казначейством для новичков, таковы: территориальные органы Федерального казначейства направляют в ЦБ РФ запрос на открытие счета для юридического лица, которое не участвует в бюджетном процессе. Юрлица, выступающие в роли поставщиков, открывают, в свою очередь, лицевые счета в ТОФК — для дальнейших взаиморасчетов с заказчиками. Если стороны заключают контракт с казначейским сопровождением, то, помимо существенных, в документ включаются и дополнительные условия:


определение субподрядчиков (при необходимости);

открытие лицевого счета на подрядчика и на всех указанных субподрядчиков;

предоставление в ТОФК документации, подтверждающей целевое направление расходуемых средств и исполнение госконтракта;

идентификатор государственного контракта — казначейское сопровождение невозможно без идентификации соглашения и всех сопроводительных и расчетных документов.

По правилам, участники казначейского сопровождения — это поставщики: юридические лица, индивидуальные предприниматели, физлица, которые производят товары, работы и услуги. Участникам открывают казначейские счета, предназначенные для операций с целевыми счетами. А единый 71 лицевой счет для казначейского сопровождения необходим для учета операций неучастников бюджетного процесса.

Поставщик, который является получателем целевых денежных средств, обязан предоставить по требованию сотрудников ТОФК все подтверждающие документы: подписанный сторонами госконтракт, оправдательные первичные документы по целевым расходам (товарные накладные, акты выполненных работ). Специалист ТОФК проверяет документы и проводит санкционирование целевых средств. Только после этого деньги перечисляют поставщику.

Направление выплат

Тип документа-основания

Предоставление в ТОФК

Заработная плата и иные выплаты персоналу

Расчетно-платежная ведомость, расчетная ведомость,

записка-расчет об исчислении среднего заработка при

предоставлении отпуска, увольнении и других случаях.

Не требуется

Работы, услуги

Акт выполненных работ, акт об оказании услуг, счет-фактура, счет.

Требуется

Товары

Товарная накладная (ТОРГ-12), универсальный передаточный документ (УПД), счет-фактура, акт приема-передачи

Требуется

Налоги

Налоговые декларации (по НДС, 2-НДФЛ, 3-НДФЛ и иные)

Не требуется

Таблица. Предоставление документов-оснований/реестров документов-оснований.

Когда специалисты ТОФК удостоверятся в целевом расходовании финансирования, они перечислят денежные средства на открытые лицевые счета по требованию получателя. Перевод финансов на обычный расчетный счет исполнителя не допускается, за исключением случаев, когда получателю требуются деньги на взаиморасчеты с сотрудниками по оплате труда или для иных платежей в пользу служащих.


При казначейском сопровождении в ходе исполнения госконтракта ТОФК вправе проверять полноту и качество выполнения его предмета, соблюдение сроков поставки, сам факт поставки, соответствие указанной прибыли и себестоимости их фактическим величинам. По правилам, если контракт подлежит казначейскому сопровождению, за сколько дней до приемки заказчик должен направить в территориальный орган Казначейства уведомление о дате ее проведения, определяет представитель ТОФК. Заказчики обязаны заранее уведомлять специалиста ФК о факте поставки товаров, работ, услуг по контрактам с КС.

Казначейское сопровождение гособоронзаказа — это одно из правил, которому должны следовать стороны при заключении соглашений на выполнение работ в области государственного оборонного заказа. По сути, казначейское сопровождение гособоронзаказа в 2023 году применяется с той же целью, что и контроль над бюджетными соглашениями, — отслеживание целенаправленности и эффективности расходования средств, выделенных на ведение ГОЗ. Казначейство сопровождает все взаиморасчеты исполнителей и головных исполнителей. Не подлежат казначейскому сопровождению средства, указанные в ст. 242.27 (письмо Минфина России № 09-02-09/1648, Казначейства России № 07-04-05/04-479 от 14.01.2022). Не сопровождаются и соглашения, которые подписывает Минобороны, СВР, ФСБ и Росатом.

2.3 Контроль за сопровождением контрактов.


В Федеральном законе № 44‑ФЗ определены органы власти, призванные контролировать закупки, но они не прямо поименованы (названия не указаны), а сгруппированы по обобщенным характеристикам с указанием контрольных полномочий:

1) федеральный орган исполнитель‑ ной власти по регулированию контракт‑ ной системы в сфере закупок;

2) орган исполнительной власти субъекта РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок;

3) контрольный орган в сфере закупок;

4) контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа;

5) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;

6) федеральный орган исполнитель‑ ной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовые органы.

Органом по регулированию контрактной системы на федеральном уровне является Министерство финансов РФ, на уровне субъекта РФ орган исполнительный власти, наделенный такими полномочиями, определяется самостоятельно.


Контрольный орган в сфере закупок на федеральном уровне — это Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее территориальные органы, контрольный орган в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта РФ и контрольный орган в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд определяются на уровне субъекта РФ и муниципалитета соответственно.

Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа — это ФАС и ее территориальные органы. Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля на федеральном уровне — это Федеральное казначейство и его территориальные органы, региональные и муниципальные органы финансового контроля определяются субъектом РФ и муниципалитетом самостоятельно.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов, финансовые органы — это Федеральное казначейство и его территориальные органы, финансовые органы субъектов РФ, муниципальные финансовые органы. Хотелось бы обратить внимание на то, что один и тот же орган власти может одновременно действовать в качестве различных контрольных орга‑ нов из классификации, приведенной в законе о контрактной системе. Напри‑ мер, УФК по Нижегородской области является как органом внутреннего государственного финансового контроля, так и органом, осуществляющим казначейское обслуживание. Региональный Минфин осуществляет свою деятельность в качестве контрольного органа в сфере региональных закупок, органа внутреннего финансового контроля, а также финансового органа.

Конечно, на федеральном и региональном уровнях в рамках одного органа власти данные функции распределены между разными подразделениями. В УФК по Нижегородской области, например, функции органа по казначейскому обслуживанию за‑ креплены за отделом расходов, а функции органа внутреннего финансового контроля — за отделом по контролю в сфере контрактных отношений. На муниципальном уровне в большинстве случаев все эти полномочия реализуются одним подразделением — финансовым управлением администрации муниципального образования.

Понимание того, какой именно орган власти соответствует классификации закона о контрактной системе, крайне важно, так как с этим непосредственно связаны его контрольные полномочия и возможные объекты контроля.


На этапе планирования закупки текущий контроль по части 5 статьи 99 закона о контрактной системе проводят территориальные органы Федерального казначейства, осуществляющие казначейское обслуживание заказчика (финансовые органы). В рамках данного контроля указанная в плане-графике сумма сопоставляется с суммой средств, доведенных до заказчика.

При осуществлении закупки выполняется текущий контроль согласно части 5 статьи 99 закона о контрактной системе и последующий контроль касательно Н(М)ЦК и нормирования согласно части 8 статьи 99 закона о контракт‑ ной системе, касательно проведения конкурсной процедуры согласно части 3 статьи 99 закона о контрактной системе. Контроль по части 8 — полномочия органов внутреннего государственного финансового контроля, по части 3 — полномочия контрольных органов в сфере закупок.

При исполнении контракта также осуществляется текущий контроль информации, размещаемой в реестре контрактов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну». Он закреп‑ лен за Федеральным казначейством и финансовыми органами. Последующий контроль в части исполнения контракта, соблюдения и изменения его условий, приемки товаров, работ и услуг, приме‑ нения мер ответственности и своевременности оплаты предусмотрен частью 8 статьи 99 закона о контрактной системе, и проводят его органы внутреннего государственного финансового контроля.

Так что же такое казначейский контроль в сфере закупок и как конкретно он осуществляется? Собственно определение термина «казначейский контроль в сфере закупок», несмотря на частое его использование, в нормативных правовых документах отсутствует. Это понятие, как правило, используют для описания действий всех финансовых органов, а не только органов Федерального казначейства, осуществляемых в ЕИС в рамках текущего контроля в соответствии с частью 5 статьи 99 закона о контрактной системе и постановлением № 1084.

Если же говорить о казначейском контроле в сфере закупок как о перечне контрольных полномочий Федерального казначейства, установленных законом о контрактной системе в отношении заказчиков, то их можно разделить на две группы: установленные частью 5 статьи 99 закона о контрактной системе и установленные частью 8 статьи 99 закона о контрактной системе.