Файл: Управление женским коллективом (Специфика этических норм и принципов в руководстве женским коллективом).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
Содержание:
Введение
Актуальность темы исследования. Одним из ключевых компонентов управления является человеческий фактор, определяющий качества и специфику работы членов коллектива [10]. Немаловажным аспектом в части учета особенностей сотрудников являются их демографические характеристики, в том числе и пол: гендерные особенности работника накладывают отпечаток на всю его деятельность, что касается и женских коллективов. В связи с этим необходимо принимать во внимание специфику таких коллективов и учитывать нюансы управления ими.
Целью данной работы является исследование особенностей управления женским коллективом. Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- раскрыть особенности женского коллектива;
- рассмотреть способы эффективного управления женским коллективом;
- провести анализ кейса по теме.
Объектом исследования является управление женским коллективом. Предмет исследования – особенности управления женским коллективом.
Теоретической и методологической основой исследования послужили положения и гипотезы, изложенные в работах отечественных ученых в области менеджмента и психологии трудовой деятельности.
Методы исследования. В процессе исследования применялся диалектический метод познания, использовались методы индукции и дедукции, методы обобщения, аналогии, метод синтеза, метод анализа.
1.1 Специфика этических норм и принципов в руководстве женским коллективом
В литературе по управлению персоналом приводится масса полезных рекомендаций, как сделать работу организации более эффективной. На практике выполнение этих рекомендаций далеко не всегда протекает по описанному в литературе сценарию.
Оно не обязательно автоматически ведет к обещанному результату: одно дело - теория, и совсем другое - практика, реальная жизнь, где на процесс достижения цели оказывает влияние много «дополнительных переменных»: мотивация исполнителей, их лояльность к руководству, особенности характера, возраст, пол. Влияние последнего фактора на результативность управления персоналом, на наш взгляд, освещено в литературе недостаточно.
Большинство рекомендаций ориентированы на некий абстрактный «персонал», пол которого не уточняется. И в коллективе, сбалансированном по гендерному признаку (примерно в равной пропорции представлены мужчины и женщины), часто возникают проблемы, при решении которых необходимо учитывать гендерную специфику.
Если же преобладают представители одного пола (что в нашей стране характерно для целого ряда профессий, считающихся «мужскими» или «женскими»), то управление коллективом приобретает целый ряд особенностей, которые выступают тем резче, чем ниже статус подчиненных и чем в большей степени нарушено равновесие
Женщины чаще, чем мужчины, проявляют чувствительность к психологическому климату в коллективе и стремление работать в психологически комфортной для себя атмосфере.
Приходя на новую работу, женщины обычно пытаются сначала установить эмоциональные связи с коллегами и только после этого полностью включаются в трудовой процесс.
Удовлетворенность отношениями в коллективе становится при этом одним из основных факторов, определяющих удовлетворенность женщин трудом в целом. Иногда этот фактор начинает перевешивать все остальные: даже если на работе недостаточная зарплата и ограничены перспективы роста, но сложились хорошие отношения в коллективе, женщины реже мужчин стремятся сменить место работы. Именно этот фактор обеспечивает заполнение вакантных мест в бюджетных организациях, в которых на самых низкооплачиваемых должностях работают в основном женщины. Руководителю необходимо учитывать фактор совместимости членов женского коллектива, стремиться поддерживать со всеми ровные отношения, уметь найти две-три минуты, чтобы поинтересоваться настроением, делами дома и прочими «несущественными вопросами» (что нередко с трудом дается руководителям-мужчинам). При осуществлении управленческих решений женщины-подчиненные обращают внимание не только на содержание, смысл решения, но еще и в значительной мере на форму, в которой это решение до них доводится. Решения должен принимать руководитель (что воспринимается естественно: кто-то же должен принимать решения), но это решение должно быть по форме демократичным (хорошо, если руководитель посоветовался, выслушал мнения членов коллектива). И разумеется, донести его до коллектива следует вежливым, корректным образом. Грубое по форме решение отторгается независимо от того, насколько оно целесообразно. Аналогично отношение к замечаниям со стороны начальства. Женщины-подчиненные чувствительны к унижению, грубому (пусть даже и справедливому, с точки зрения руководителя) порицанию. Грубое порицание практически всегда воспринимается женщиной как несправедливое, независимо от его содержания.
Отношения руководителя с подчиненными в женском коллективе должны быть не только теплыми, но и ровными со всеми. Дело в том, что в чисто женском коллективе конкуренция проявляется несколько по-иному, чем в мужском. Настроенные на взаимную поддержку, женщины хорошо относятся к тем, кому плохо (к «невинно пострадавшим» от гнева руководства), и нередко начинают выказывать неприязнь тем, кому «вдруг незаслуженно повезло» - это может вызывать зависть. Соответственно, на женский коллектив нельзя механически переносить способы стимулирования, работающие в мужском коллективе. Следует также очень осторожно вводить элементы соревнования, чтобы не разрушить существующую в коллективе систему отношений. Если руководство выделяет некоторых подчиненных, такой жест должен быть хорошо обоснованным, иначе он может быть воспринят как потакание любимчикам.
Женский коллектив - это именно коллектив, а не команда, он обычно слабо иерархичен и держится на личных отношениях. Идеальный для женщины коллектив - построенный по принципу семьи, поскольку на рабочие отношения женщины склонны проецировать отношения семейные (у мужчин нередко происходит наоборот) и ожидать от коллег по работе поддержки, понимания, эмоциональной теплоты. Конечно, и в женских коллективах может устанавливаться иерархия, но она имеет менее формальный характер и может быть построена по другим признакам: возрасту, опыту, семейному положению. Во избежание провоцирования конфликтов молодым амбициозным женщинам рекомендуется проявлять подчеркнутое уважение к старшим и более опытным коллегам (хотя бы внешнее). При этом руководству категорически не рекомендуется ставить молодых и амбициозных сотрудниц в пример остальным.
В чисто женских коллективах зачастую ярко проявляется еще одна особенность женской психологии: женщина ценит стабильность своего положения. Поэтому любые перемены изначально могут восприниматься женским коллективом негативно. Привычка к устоявшемуся порядку вещей оборачивается тем, что даже если условия труда не вполне приемлемы, с этим мирятся ради существующих преимуществ. Соответственно, при управлении женским коллективом можно ожидать определенной инертности в исполнении принятых решений, непонимания необходимости проводимых преобразований.
Женщины чаще конфликтуют на личной почве и из-за условий работы (распределения премий, отпусков, графика работы.
В женских - более скрыто, с использованием сплетен, злословия, мелких пакостей за спиной, что, конечно, сказывается на эффективности работы коллектива в целом. Поэтому руководителю женского коллектива не стоит обольщаться отсутствием открытых конфликтов. Необходимо следить за психологической атмосферой в коллективе и твердо пресекать распространение слухов и сплетен.
Еще одна опасность возникает, когда излишне поощряется другое женское качество: способность выслушать, проявить сочувствие, оказать эмоциональную поддержку. Выслушивая и сочувствуя, женщина рискует оказаться в роли «мусорного контейнера», в который сваливаются возникающие в организации конфликты. При этом зачастую она не в состоянии помочь решению конфликтов, изменению ситуации, поскольку связана доверительными отношениями с теми, кто вываливает на нее свои проблемы. Становясь заложницей доверительных отношений, женщина «выводится из игры» и вынуждена испытывать психологический стресс под бременем проблем и противоречий, существующих в организации.
Иногда на взаимоотношения с подчиненными оказывают влияние собственные иррациональные установки руководителя, обусловленные его полом, представлениями о «мужском» и «женском». Например, на общее представление мужчины-руководителя о женском характере сильно влияет его жена - женщина, которую, как ему кажется, он досконально знает и понимает. Такая тенденция, часто неосознанная, ведет к субъективизму в оценке качеств подчиненных женщин, ошибкам в прогнозировании их поведения. Женщины реже используют в качестве такого ориентира своего мужа. Они склонны совершать другую ошибку, ставя мужу в пример своих коллег по работе. Активно делающая карьеру женщина-руководитель иногда может демонстрировать необоснованно жесткое поведение, более жесткое, чем мужчины: усваивая правила игры (которые придуманы мужчинами и не являются для нее привычными), она может не почувствовать допустимого предела волевого давления и, стремясь не показаться мужчинам слабой, «перегнуть палку».
1.2 Управление женским коллективом
Женский коллектив может прекрасно и эффективно работать, исполнять сложные поручения, принимать серьезные решения и заключать выгодные сделки.
Однако для успешного руководства женским коллективом менеджмеру следует знать особенности женской психологии, специфику построения взаимоотношений в женском коллективе и уметь использовать сильные и слабые стороны своих сотрудниц.
Рассмотрим особенности женского коллектива.
1. Довольно высокие интеллектуальные возможности. Женщины способны успешно овладевать различными знаниями. Их мышление имеет ярко выраженную практическую направленность.
В решении проблем они ориентируются, прежде всего, на здравый смысл. Реальные факторы имеют преимущественное значение. К ним у женщин доверия порой больше, чем к собственной интуиции.
К новым идеям они относятся несколько настороженно. Лишь после взвешивания всех «за» и «против» новшество принимается и внедряется. Тем не менее, женскому интеллекту не достает гибкости и оперативности в поисках наиболее оптимального выбора практических решений.
2. Женщины обладают средней эмоциональной устойчивостью. Часто такая сотрудница строит свое поведение, взаимоотношения с окружающими людьми, ориентируясь на сиюминутные желания или побуждения, на интерес, который доминирует в данный момент.
Такж высокомерный тон клиента, замечание начальника или коллеги могут надолго выбить сотрудницу из колеи и лишить эмоционального равновесия – дело может дойти до слез, и ее работоспособность до окончания рабочего дня будет крайне низкой.
3. Умение быстро найти общий язык с окружающими людьми или, используя психологическую терминологию, – высокий коммуникативный потенциал.
Общение доставляет им удовольствие и нередко служит основным посредством решения хозяйственных и личных проблем. Однако сложности могут возникать при общении с большой аудиторией.
Несколько неуверенно чувствуют себя женщины, вступая в контакт с авторитетными людьми. Им необходимы время и усилия, чтобы овладеть собой, ситуацией и вести переговоры.
К людям относятся доброжелательно, хотя нередко наблюдается некоторая настороженность и недоверие. Довольно тонко разбираются в людях.
Важно то, что в понимании людей они ориентируются не только на внешние видимые действия и поступки, но и пытаются определить мотивы поведения, что значительно повышает их коммуникативную компетентность.
В тоже время им не всегда достает гибкости в общении. Привязанность к коммуникативным стереотипам мешает своевременно и в соответствии с изменившейся ситуацией пересматривать свой стиль межличностного взаимодействия.
4. Женщины обладают умеренным лидерским потенциалом. Качества лидера в наибольшей степени раскрываются в хорошо освоенных видах деятельности, для которых уже выработаны определенные навыки и формы.
5. Приоритет личных отношений.
Сотрудницы зачастую не могут простить друг другу деловые претензии, резкие замечания и др. Из-за этого у них ухудшаются взаимоотношения, они перестают общаться и взаимодействуют только через третьих лиц, а это весьма осложняет обстановку в офисе [13].
6. Возникновение коалиций и дружба против кого-то.
К примеру, формируется команда из двух женщин-врачей, которые передают пациентов лишь друг другу. Такое положение вещей создает много неудобств для клиентов и работы всей организации