Файл: Проблема лидерства. Стили руководства и их влияние на коллектив (Лидерство и его роль в системе менеджмента).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Организации в России в конце 80-х годов представляли собой закрытые системы. Система управления предприятиями была отражением единой формы собственности – государственной. Все предприятия обладали однотипной организационной культурой, основывающейся на линейно-функциональной структуре и авторитарном стиле руководства. Другого в таких условиях не могло быть.
Именно в советской психологии возникло понятие «неформальный лидер», влияющий на процессы управления, но не обладающий полномочиями. Часто формальный и неформальный лидер противостояли друг другу, не решая проблем организации.
Изменение условий среды, изменение форм собственности и необходимость реагировать на изменения привели к вопросу о различных стилях лидерства и руководства, о ролях руководителей, связанных с их личностными качествами и особенностями коллектива. Стереотипы властных отношений, заложенные в прежней системе, были и есть очень живучи, и готовы вырваться в любой момент наружу, если не использовать технологии, их ограничивающие.
Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности. Важное значение для этих составляющих имеют стиль руководства в организации и организационная культура.
Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль управления, характеризующий данного руководителя.
Степень разработанности темы. Существенный вклад в исследование проблем стилей руководства внесли зарубежные ученые-экономисты и практики Аксенова Е.С., Карданская Н.Л., Карпов А.В., Литвак Б.Г., Мескон М., Хедоури Ф., Фатхутдинов Р.А., Фомина В.П., Эддоус М., Стенсфилд Р. и др.
Цель и задачи работы. Целью написания данной работы является рассмотрение стилей руководства и их влияния на успех организации. Исходя поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Дать общую характеристику лидерства и руководства.
2. Охарактеризовать стили руководства.
3. Выявить влияние стиля руководства на успех работы организации.
Объект и предмет работы. Объектом данного исследования являются организации и их деятельность. Предметом исследования является применяемые стили руководства и лидерства.
1. СТИЛИ РУКОВОДСТВА И УСПЕХ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВА
1.1. Лидерство и его роль в системе менеджмента
В современной науке менеджмента можно выделить следующие основные подходы к трактовке лидерства:
- разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек (группа лиц);
- руководящая должность, управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений;
- способность оказывать постоянное, руководящее, приоритетное над другими и опирающееся не на прямое применение силы, а на авторитет руководства влияние.
На наш взгляд, целесообразно, при дальнейшем рассмотрении лидерства придерживаться следующего определения. Лидерство — это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей.
Происходящие в мире изменения заставляют по-новому воспринимать роль менеджера в организации и дилемму «менеджер или лидер». Один из исследователей лидерства сформулировал: «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». Основываясь на своем профессионализме, способностях и умениях, менеджер концентрирует усилия в области принятия решений, принимающихся на основе опыта, а лидер предпринимает попытки разработать новые и неоднозначные пути решения проблемы. После решения проблемы лидеры берут на себя риск и бремя появления новых проблем, особенно при возможности получения соответствующего вознаграждения.
Организацию можно рассматривать в двух аспектах: как формальную и неформальную. Соответственно, правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей (формальных и неформальных), особенности которых состоят в следующем.
- Отношения первого типа — должностные, функциональные;
отношения второго типа — психологические, эмоциональные. - Руководство занимает особое место в системе формальных
отношений, а лидерство — феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль и функции менеджера в организации заранее определены, а роль лидера возникает стихийно без ее формального определения и описания. - Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, лидер выдвигается из числа окружающих его людей, равных по служебному положению.
Согласно концепции власти и теории группового подхода к деятельности лидера выделяются следующие основные функции, отличающие его от формального руководителя3:
- формирует, устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения;
- установив нормы, обычаи, традиции, мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения.
Таким образом, отличие понятия лидера от менеджера достаточно велико. Лидерство не подменяет собой менеджера (руководство), а дополняет его. Наибольший эффект управления достигается в ситуации, когда инструменты руководства и неформального лидерства сосредоточены в одних руках. В настоящее время хороший руководитель организации — это человек, который одновременно менеджер, и лидер, следовательно, эффективно управляет организацией, ее формальной и неформальной средой.
1.2. Характеристика стилей руководства
1.2.1. Подходы к лидерству
Существенное влияние лидерства на успех организации обусловило интерес исследователей к этой проблеме. В настоящее время сформировались три основных подхода к анализу лидерства (рис. 1).
Рисунок 1. Основные подходы к лидерству
Подход с позиции личных качеств. Руководство, лидерство стало объектом исследования, когда в начале двадцатого столетия начали впервые изучать управление, и в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства на систематической основе. Эти исследования ставили своей целью выявить личностные характеристики эффективных руководителей.
Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди научились бы воспитывать их в себе и становились бы эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт — это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.
В 1948 г. Стогдилл отметил, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Затем он сделал вывод, с которым согласились бы сегодняшние ученые-бихевиористы: «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств».
Поведенческий подход. Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поэтому далее мы проанализируем понятия «стиль руководства» и дадим описание таких важных категорий, как автократический стиль, демократический стиль, стиль, ориентированный на работу и стиль, ориентированный на человека.
Ситуационный подход. Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой.
Поэтому современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства — в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.
1.2.2. Стили руководства
Лидерство имеет ярко выраженную личностную основу. Поэтому его первые исследователи анализировали личностные качества руководителей, добившихся выдающихся успехов, либо лидеров, которые не занимали определенной должности, но оказали существенное влияние на большие группы людей. Развитие теории лидерства пошло по пути расширения перечня изучаемых факторов. Вначале это были характеристики, неотделимые от самой личности. Позднее стали исследоваться качества личности лидера, которые проявляются в его поведении, во взаимоотношениях лидера и других членов организации.
В рамках поведенческого подхода наибольшее распространение получили теории «X» и «Y» Д. Мак-Грегора, континуума стилей К. Левина и Р. Лайкерта и управленческие решетки.
В теории Д. Мак-Грегора основными факторами, влияющими на поведение лидера, являются его цели, ценности, предпочтения, а также представления лидера о членах группы. В зависимости от этих факторов Д. Мак-Грегор рассматривает поведение автократичного (теория «X») и демократичного (теория «Y») лидеров.
Автократичный руководитель считает, что для подчиненных труд - тяжкое бремя и они стремятся уклониться от работы. В этой ситуации руководитель должен принуждать исполнителя к труду. В соответствии с представлениями демократичного руководителя, труд для исполнителя - естественная потребность, и он охотно принимает задания. Поведение руководителя должно быть направлено на создание условий для выполнения работы и мотивацию исполнителей.
Другая характеристика в анализе поведения руководителей - отношение исполнителей к принятию ответственности.
Автократичный руководитель считает, что у подчиненных нет честолюбия и они стремятся уклониться от ответственности. Задача руководителя - детальная регламентация деятельности исполнителей. Демократичный руководитель исходит из приобщенности членов организации к ее целям. Поэтому исполнители охотно берут на себя ответственность, и задача руководителя - эффективно делегировать полномочия.
В теории К. Левина выделяется три стиля руководства - по критерию концентрации полномочий. Авторитарное руководство характеризуется полной концентрацией полномочий у руководителя. Демократичное - распределением ответственности и участием членов группы в управлении. Либеральный руководитель принимает минимальное участие в принятии решений. Далее рассматриваются характеристики каждого из стилей по таким параметрам, как объем работы, выполняемой группой, характер работы (результатов), мотивация, отношения в группе, оценка стиля руководства членами группы.
Рисунок 2. Автократично - либеральный континуум стилей руководства
Р. Лайкерт предложил другие критерии для классификации стилей лидерства.
Первый критерий раскрывает приоритеты руководителя - его ориентацию:
а) только на работу, достижение целей, получение результатов;
б) только на человека.
Рисунок 3. Континуум стилей лидерства Лайкерта
Ясно, что такое деление условно, точнее говорить о преобладающей ориентации.
Второй критерий - характер взаимодействия руководителя и подчиненных при принятии решений.
Рисунок 4. Стили лидерства Лайкерта
Авторитарный руководитель принимает решения самостоятельно. Эксплуататорско-авторитарный стиль предполагает опору на принуждение, а благосклонно-авторитарный - преимущественно на вознаграждение.