Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность понятия «инновация» как экономической категории
1.2 Классификация инноваций и основы их правильного выбора
1.3 Теоретические аспекты формирования инновационной стратегии предприятия
2. Инновационная деятельность предприятия ПАО «Газпром»
2.1 Характеристика ПАО «Газпром»
«Газпром» — надежный поставщик газа российским и зарубежным потребителям. Компании принадлежит крупнейшая в мире газотранспортная система, протяженность которой составляет 175,2 тыс. км на территории России. На внутреннем рынке «Газпром» реализует свыше половины продаваемого газа. Кроме того, компания поставляет газ в более чем 30 стран ближнего и дальнего зарубежья.
«Газпром» является одним из крупнейших в России производителей и экспортеров сжиженного природного газа (СПГ). Компания успешно развивает торговлю СПГ в рамках действующего проекта «Сахалин-2», а также реализует новые проекты, которые позволят «Газпрому» значительно усилить свои позиции на быстрорастущем мировом рынке СПГ.
Компания входит в четверку крупнейших производителей нефти в Российской Федерации. «Газпром» также владеет крупными генерирующими активами на территории России. Их суммарная установленная мощность составляет порядка 16% от общей установленной мощности российской энергосистемы. Кроме того, компания занимает первое место в России по производству тепловой энергии.
«Газпром» является примером эффективного использования экологичных технологий по всей производственной цепочке. Компания имеет наименьший углеродный след продукции среди крупнейших нефтегазовых компаний.
2.2 Оценка инновационной деятельности ПАО «Газпром
«Газпром» рассматривает развитие инновационной активности и повышение технологического уровня компании в качестве приоритетных направлений своей деятельности, так как только на этой основе может быть обеспечено эффективное и устойчивое развитие нефтегазового сектора и российского топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в целом.
«Газпром» вкладывает значительные средства в научные исследования и разработки.
Инновационная деятельность Группы «Газпром» предусматривает разработку перспективных планов и программ для устойчивого развития ТЭК России, развитие сырьевой базы и создание новых технологий для эффективной добычи природного сырья.
В июне 2011 года была утверждена Программа инновационного развития ПАО «Газпром» до 2020 года. Этот документ содержит целый комплекс мероприятий по разработке и внедрению новых технологий, инновационных продуктов и услуг на объектах добычи, транспортировки, переработки газа и нефти, а также производства электроэнергии.
Работа Компании по развитию инновационной деятельности также регулируется еще одним основополагающим документом — «Перечнем приоритетных научно-технических проблем ПАО „Газпром“«.
Все передовые идеи и предлагаемые решения поступают в Научно-технический совет ПАО «Газпром», в состав которого входят высококвалифицированные специалисты. Здесь происходит рассмотрение имеющихся предложений с точки зрения возможности их применения для разработки и обустройства месторождений, модернизации существующих мощностей и т. д.
Выдающиеся научно-исследовательские, проектные и опытно-конструкторские разработки по приоритетным направлениям выдвигаются на соискание Премии ПАО «Газпром».
Одним из важнейших элементов деятельности ПАО «Газпром» является эффективное управление объектами интеллектуальной собственности. Благодаря этому обеспечивается реализация стратегического курса государственной политики по переходу к инновационному развитию страны, улучшаются экономические и финансовые показатели компании.[8]
Планирование и организация НИОКР
Программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ПАО «Газпром» (далее Программа НИОКР) разрабатывается ежегодно и является основанием для последующего заключения договоров на выполнение НИОКР в интересах ПАО «Газпром».
Программа НИОКР формируется в соответствии с Порядком планирования и организации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок для ПАО «Газпром» и его дочерних обществ.
В Программу НИОКР ПАО «Газпром» включаются работы, направленные на решение приоритетных научно-технических проблем.
В настоящее время в Обществе действует Перечень приоритетных научно-технических проблем ПАО «Газпром» на 2011–2021 годы, утвержденный Председателем Правления ПАО «Газпром» А.Б. Миллером 4 октября 2011 года №01–114.
Новые работы включаются в Программу НИОКР на основании конкурсного отбора заявок на выполнение НИОКР, представленных структурными подразделениями ПАО «Газпром».
Конкурсный отбор заявок производится с использованием методики многокритериального анализа и специализированных компьютерных программ.
Экспертизу заявок на выполнение работ и оценку результатов выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляет Научно-технический совет Общества.
Функции по координации деятельности в области формирования Программы НИОКР ПАО «Газпром» возложены на Управление инновационного развития в составе Департамента стратегического развития.[9]
Техническое регулирование
С вступлением в силу Федерального закона «О техническом регулировании» в ПАО «Газпром» началась работа по совершенствованию существовавшей системы технического нормирования в Обществе.
Функции по организации и координации деятельности в области обеспечения участия специалистов Общества в работах по техническому регулированию, в том числе по разработке технических регламентов, стандартизации, сертификации и управлению качеством продукции, процессов и услуг, производимых и потребляемых ПАО «Газпром», возложены на Управление инновационного развития Департамента стратегического развития.[10]
Интеллектуальная собственность
Вовлечение ПАО «Газпром» в процессы глобализации газового бизнеса и усиление его позиции в условиях либерализации рынков, реструктуризация в вертикально-интегрированную энергетическую компанию — все это требует активизировать поиск перспективных технологий и нестандартных решений для обеспечения значимых конкурентных преимуществ.
С целью формирования единых принципов организации в ПАО «Газпром»
процессов создания, учета и рационального использования объектов интеллектуальной собственности постановлением Правления ПАО «Газпром» от 17 июня 2005 г. № 29 утверждена Концепция управления интеллектуальной собственностью ПАО «Газпром».
Эффективное управление объектами интеллектуальной собственности необходимо рассматривать как один из важных элементов деятельности ПАО «Газпром», обеспечивающих реализацию стратегического курса государственной политики по переходу к инновационному развитию страны и направленных на улучшение экономических и финансовых показателей Общества.[11]
Премия ПАО «Газпром» в области науки и техники
Ежегодно «Газпром» проводит конкурс на соискание Премии ПАО «Газпром» в области науки и техники. Премии ПАО «Газпром» присуждаются за крупные разработки в области добычи, транспорта, хранения, переработки и использования природного газа, завершившиеся созданием или усовершенствованием, а главное — эффективным применением образцов новой техники, приборов, оборудования и материалов.
Результаты конкурса на соискание Премии рассматриваются и утверждаются на заседании Правления ПАО «Газпром». Лауреат Премии получает денежное вознаграждение, памятный диплом и почетный знак. Дипломом награждаются также организации, выдвинувшие на конкурс работы, удостоенные Премий. Авторы работы, занявшей первое место, награждаются особыми знаками и дипломами. Ежегодно «Газпром» вручает не более 10 Премий.
Выдвигать работы на соискание Премий могут только дочерние общества и организации ПАО «Газпром» с первого марта по тридцатое апреля. Координацией деятельности по подготовке и проведению конкурса занимается Управление инновационного развития в составе Департамента стратегического развития.[12]
Новые внешние условия, стремительный технический прогресс во всех сферах деятельности, а также экономическая ситуация в стране провоцируют необходимость обеспечения эффективности инновационной деятельности ПАО «Газпром».
В результате изучения методов оценки инноваций была разработана методика, включающая следующие показатели:
наукоемкость компании;
коэффициент новизны продукции;
коэффициент результативности затрат на НИОКР;
коэффициент эффективности модернизации производства;
коэффициент интенсивности научных разработок.
Этот метод позволит определить эффективность финансовых вложений в инновационное развитие и оценить интенсивность научных разработок.
Используем данную систему показателей для оценки эффективности инновационной деятельности ПАО «Газпром».
Таблица 2 - Система показателей для расчета эффективности инновационного развития ПАО «Газпром»
Показатели |
Период |
Абсолютное изменение |
|
2018 г. |
2019 г. |
||
Наукоемкость комапнии ( % ) |
0,31 |
0,30 |
- 0,01 |
Коэффициент новизны продукции |
0,0053 |
0,0056 |
+0,0003 |
Коэффициент результативности затрат на НИОКР |
3,42 |
3,30 |
- 0,12 |
Коэффициент эффективности модернизации производства |
5,73 |
8,80 |
+3,07 |
Коэффициент интенсивности научных разработок |
1,03 |
В 2019 году показатель наукоёмкости составил 0,33 процента. Это означает, что доля затрат на исследования и разработки в общих затратах компании недостаточно высока, а «Газпром» - низкотехнологичен.
Коэффициент внедрения инновационной продукции составил 0,0056, то есть компания не обновила выпускаемую продукцию.
Коэффициент результативности затрат на НИОКР составляет 3,3, то есть 3,3 руб выручки от реализации инновационного продукта приходится на 1 руб затрат на НИОКР. В компании наблюдается высокая эффективность затрат на НИОКР.
Коэффициент эффективности модернизации производства составляет 8,8, то есть 8,8 рубля выручки от реализации инновационной продукции приходится на 1 руб затрат на модернизацию производства. Стоимость технического перевооружения и модернизации производства Газпрома привела к незначительному росту продаж инновационной продукции.
ПАО «Газпром» постоянно наращивает свой портфель интеллектуальной собственности. Коэффициент интенсивности научных разработок в 2019 году составил 1,03.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, написав работу, можно сделать выводы, что инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Инновация - это разработка и освоение производства новых или усовершенствованных продуктов, технологий и процессов, повышающих развитие и производство предприятия. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.
Для осуществления предприятием инновационной деятельности оно должно иметь такую структуру и такой настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия новых благоприятных возможностей.
Инновации связывают различные по характеру и способам управления области хозяйственной деятельности: науку, производство, инвестиции, реализацию продукции. Совершенствование стилей и приемов инновационного управления, быстрое и адекватное реагирование на изменение конъюнктуры рынка, острая необходимость в управлении внедрения новшества, развитие новых направлений инструментов в работе предприятия, совершенствование всех основных элементов современного инновационного менеджмента применительно к специфике рынка дают возможность инноваторам использовать все виды резервов для успешной инновационной деятельности.
Инновации можно представить как процесс совершенствования сбалансированности различных областей работы предприятия. Для инновационного менеджера процесс обновления означает разрушение привычной ориентации научно-производственного персонала и направление его на поиск новых форм инновационной деятельности, превращение каждого работника в источник нововведений. Ему предстоит объединить большое количество участников инновационного процесса, создать экономические условия и стимулы для работы, нацеленной на обновление деятельности
Расчеты показали, что инновационная деятельность «Газпрома» неэффективна, а сама компания является низкотехнологичной.
Предложенный метод позволяет оценить эффективность инновационного развития конкретного предприятия и всех промышленных предприятий региона / страны. Методология позволит определить существующие резервы компании и принять грамотные решения по стратегическому развитию компании.