Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность понятия «инновация» как экономической категории
1.2 Классификация инноваций и основы их правильного выбора
1.3 Теоретические аспекты формирования инновационной стратегии предприятия
2. Инновационная деятельность предприятия ПАО «Газпром»
2.1 Характеристика ПАО «Газпром»
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития конкурентной среды одним из основных способов решения экономических, социальных и экологических проблем является использование новейших достижений науки и техники. Каждое предприятие стремится к тому, чтобы экономический рост был интенсивным, т.е. был следствием применения более совершенных факторов производства и технологий. Предпосылкой интенсивного роста является использование в практической деятельности предприятий инновационной стратегии.
Технологические инновации играют все большую роль в обеспечении устойчивого экономического роста, превращая деятельность по исследованиям и разработкам в области науки и технологии в более высокую производительность труда и другие показатели экономического роста, разрешая другие экономические проблемы, стоящие перед каждым предприятием.
Развитие любого успешно действующего в условия рыночной экономики предприятия следует рассматривать как постоянный процесс создания инноваций, как непрерывный процесс творческой деятельности, направленный на создание новой продукции и услуг, технологии и материалов, новых организационных форм, обладающих научно-технической новизной и позволяющие удовлетворить новые общественные или индивидуальные потребности.
Конечный результат инноваций – это материализация и промышленное освоение новшества, идеей создания которой могут выступать как научно-техническая деятельность, так и маркетинговые исследования по выявлению неудовлетворенных потребностей.
Таким образом, инновационная деятельность понимается как вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологические инновации – новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности.
Необходимо отметить, что в основе стратегического управления лежит фактор адаптации, приспособления фирмы к изменяющимся условиям среды. Очевидно, что для этого фирма должна что-либо изменить в своей структуре, т.е. внедрить инновацию, которая позволит, во-первых, сохранить существующее положение фирмы, и, во-вторых, получить новые конкурентные преимущества.
Вместе с тем, инновации требуют финансовых вложений. Для того чтобы получить дополнительную прибыль или сохранить её существующий уровень необходимо осуществить финансовые вложения в разработку и реализацию инноваций. При этом эмпирически установлена зависимость: чем на больший успех в будущем рассчитывает организация, тем к большим затратам она должна быть готова в настоящем.
Инновации представляют собой эффективную оборонительную реакцию фирмы на возникающие угрозы потери места на рынке, постоянное давление со стороны конкурентов, вызов новых технологий, сокращение срока жизни продуктов, законодательные ограничения и изменение ситуации на рынке. В наступательном варианте инновация - средство использования новых возможностей сохранения или завоевания конкурентного преимущества. В долгосрочном аспекте у предприятия нет другого выбора, кроме ведения инновационной политики, которая является единственным источником длительного успеха.
Объект работы ПАО «Газпром»
Предмет работы оценка инновационной деятельности ПАО «Газпром»
Цель работы проанализировать инновационную деятельность предприятия.
Задачи:
Изучить сущность понятия «инновация» как экономической категории
Описать классификация инноваций и основы их правильного выбора
Рассмотреть теоретические аспекты формирования инновационной стратегии предприятия
Дать краткую характеристику ПАО «Газпром»
Провести оценку инновационной деятельности ПАО «Газпром»
1. Инновационная деятельность
1.1 Сущность понятия «инновация» как экономической категории
В настоящее время экономический рост компаний невозможен без каких-либо преобразований. Изменения с новшествами можно назвать инновациями или инновационной деятельностью. Благодаря данному процессу происходит освоение новых технологических прогрессов, в результате чего разрабатываются новые или усовершенствуются выпускаемые продукты. Как известно, все существующее имеет свойство стареть, поэтому предприятия должны постоянно что-то менять: внедрение производства новых товаров, оказание новых услуг, применение нового способа производства, новых технологий, методов управления. Главным двигателем генерации инноваций на предприятии является желание сократить издержки, увеличить прибыль и создать собственные конкурентные преимущества.
В экономической литературе меньше всего наблюдается дискуссий по поводу термина «новшество». Преимущественно под новшеством понимают факт новизны, который присутствует в каком-либо предмете, явлении или событии. Например, новый способ, новый порядок. Другие авторы трактуют новшество как компонент, с помощью которого можно создать товар, имеющий потребительскую ценность и востребованный потребителями.
Отдельные исследователи определяют новшество в качестве документально оформленной разработки, основанной на результатах ранее проведенных исследований. В этой трактовке новшество рассматривается как результат первого этапа воплощения новой идеи в практику.
Новшеством считается также факт создания нового объекта, то есть это какие- либо новые характеристики существующего объекта, а также появление нового объекта. Независимо от своей природы любой объект может находиться на различных стадиях своей жизни: идея - разработка - планирование - реализация - получение результата реализации. Такие же стадии характерны и для новшества, когда идея поэтапно преобразуется в результат.
В экономической литературе обычно разделяют термины «новшество», «нововведения» и «инновации». В одних случаях нововведение определяется как целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества); они способствуют переходу системы из одного состояния в другое.
В современном энциклопедическом словаре дается такое определение: нововведение представляет собой создание, использование и распространение нового средства, продукта, процесса. Отсюда можно сделать вывод, что если новшество представляет собой факт отличия каких-то имеющихся характеристик объекта от прежних характеристик, то нововведение отличается принципиально иной сущностной природой.
Наиболее точным является следующее определение: нововведение - это совокупность различных процессов, обеспечивающих прохождение новшества от состояния идеи до получения результатов ее практического претворения.
Анализ экономической литературы показал, что многие исследователи трактуют суть понятия «инновация», отталкиваясь от определения термина «нововведение».
Так, одни ученые считают, что под инновацией понимается такое нововведение, которое включает в себя разработку новой технологии, в результате чего происходит создание нового продукта, конкурентоспособного на рынке. Другие исследователи отмечают, что инновации связаны с созданием радикально новых технологий и продуктов, призванных совершить на рынке революцию. Третьи ученые относят к инновациям не каждое нововведение, а только то, что значительно повышает эффективность действующей системы.
В современном экономическом словаре инновации трактуются следующим образом: инновации - это нововведение в области техники, технологии, организации труда и управления, которое основано на достижениях науки и передового опыта.
В зарубежной экономической литературе термин «инновация» имеет давние традиции использования. К примеру, западные ученые считают, что инновации обладают такими значимыми характеристиками как революционность, прорывной характер, особая важность и масштабность.
Следует заметить, что понятие «инновация» в большинстве случаев ассоциируется с нововведением, результатом которого является достижение значимых, существенных, кардинальных перемен в состоянии определенной системы. Существенность и значимость результатов перемен определяется не только высококачественным нововведением, но также и объективной новизной самого новшества.
Термин «инновация» в научный оборот впервые был введен австрийским ученым Й.Шумпетером. В ранних своих трудах инновацию он трактовал как средство предпринимателей для увеличения прибыли. Но позднее, в 1930-х годах, он конкретизировал определение термина: инновация - это изменение, целью которого является внедрение и использование новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. В этом определении, с нашей точки зрения, особенно значима первая часть определения, где делается акцент на то, что инновация есть изменение, преследующее конкретную цель. Данная часть определения свидетельствует о том, что инновация представляет собой процесс, в результате реализации которого достигается цель. При этом цели, дающиеся во второй части определения термина «инновация», в совокупности обозначают одну цель предпринимателя - максимизацию прибыли.
В современной экономической литературе сформировалось три основных подхода к толкованию термина «инновация».
Согласно первому подходу, под инновацией понимается определенный процесс. Так, одни исследователи считают, что инновации представляют собой трехэтапный процесс. Другие полагают, что инновацию следует рассматривать как выпуск и реализацию конкурентоспособной продукции (работ, услуг).
Подход к инновациям как к процессу имеет широкое распространение и среди западных ученых. Например, Б.Твист инновацию определяет в качестве процесса, в котором идея изобретения приобретает экономическое содержание. В свою очередь Ф. Никсон подчеркивает, что инновация представляет собой совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, которые способствуют появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.
Суть второго подхода заключается в том, что термин «инновация» используется по отношению к результату конкретного процесса. С позиций этого подхода инновация рассматривается как конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
При третьем подходе термином «инновация» обозначаются как процесс, так и результат этого процесса. Так, Лапшов В.В. при рассмотрении инноваций обращается к специально введенному им термину «результат инновационной деятельности».
Азгальдов Г.Г. дает следующее определение: инновации - это такие нововведения в любой сфере человеческой деятельности, которые представляют собой процесс или результат процесса и направленные на выполнение следующих условий:
- частично или полностью используются охраноспособные предметы труда, ноу- хау;
обеспечивается выпуск охраноспособных товаров, услуг;
используются предметы труда или ноу-хау, а также выпускаются товары или услуги, которые признаются соизмеримыми с мировым уровнем в соответствии с установленными нормами;
обеспечивается выпуск товаров и услуг, которые по своему качеству признаются соизмеримыми с мировым уровнем;
в потреблении обеспечивается эффект не меньший, чем заранее установленная нормативная величина.
Анализ значительного массива отечественной и зарубежной литературы показал, что чаще всего термин «инновация» рассматривается в двух значениях: вложение средств, обеспечивающих нововведения, которые в определенном смысле являются пионерными; нововведения, которые в некотором смысле являются пионерными.
Отсюда можно сказать, что инновация в широком смысле слова представляет собой единство процесса и результата, которое воплощается в качественно новое состояние системы. Поэтому инновациям в широком смысле слова можно дать следующее определение: инновации в широком смысле следует понимать как прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений финансового, производственного, коммерческого или административного характера.
При этом нами дается более конкретизированное определение данному термину: инновация - это нововведение, которое осуществляется в рамках определенной системы по отношению к прорывному новшеству, в результате чего происходит существенное изменение состояния обозначенной системы.