Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность понятия «инновация» как экономической категории
1.2 Классификация инноваций и основы их правильного выбора
1.3 Теоретические аспекты формирования инновационной стратегии предприятия
2. Инновационная деятельность предприятия ПАО «Газпром»
2.1 Характеристика ПАО «Газпром»
1.2 Классификация инноваций и основы их правильного выбора
Чаще всего понятие «инновация» рассматривают в двух смыслах. Во-первых, инновация - это новшество, то есть новый или модернизированный продукт, услуга или технология, внедренная на рынке, а во-вторых, это процесс внедрения каких-либо новшеств или осуществление изменений [5; 6, с. 254; 9].
Классифицировать инновации можно по различным признакам [1; 3; 5-10], например, по характеру применения, назначению и степени новизны, но в данной статье мы выделим четыре наиболее распространенных вида. К данной классификации относятся:
Технологические инновации, которые делятся на два типа:
- продуктовые - включают в себя разработку и внедрение в производство технологически новых и значительно технологически усовершенствованных продуктов;
- процессные - включают в себя разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов (производственные методы материальнотехнического снабжения, поставки товаров и услуг, а также во вспомогательных видах деятельности) [11]; цель процессных инноваций - снизить себестоимость продукции или затраты на ее доставку, повысить ее качество и эффективности производства.
Организационные инновации - новые методы организации предприятия, рабочих мест или внешних связей. Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности предприятия, удовлетворенности работников организацией рабочих мест и тем самым повышения производительности труда.
Маркетинговые инновации - внедрение новых методов маркетинга. Это может быть значительное изменение упаковки или дизайна продукта, его размещение, продвижение на рынок или назначение цены.
Экологические инновации - это технологические и социальные инновации в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и формирования экологических ценностей у граждан в рамках совместного развития экономики и экологии [14].
Все четыре вида инноваций должны быть новыми для Вашего предприятия и не обязательно новыми для рынка, то есть не имеет значения, были разработаны инновационные продукты Вашим предприятием или другими организациями.
По данным Росстата, удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в несколько раз больше удельного веса организаций, осуществляющих маркетинговые, организационные и экологические инновации. Большую часть средств, предназначенных для инновационной деятельности, организации расходуют на модернизацию производственного аппарата, а точнее приобретение машин и оборудования и современных программных средств.
На что следует опираться предприятиям при выборе и внедрении инноваций? Каждое предприятие может выработать свою стратегию адаптации инновационных решений в своей деятельности, но при этом можно выделить основные правила, применимые к большинству предприятий.
Основы правильного выбора инноваций [13]:
Бизнес-идея должна быть согласована с общей стратегией развития предприятия. В первую очередь, бизнес-инициатива должна быть понятна и применима к конкретной сфере деятельности. Говоря иначе, то, что подходит одному предприятию, может быть абсолютно бесполезным для другого, и наоборот.
При выборе инновации необходимо учитывать изменение внешней среды инновационной деятельности. Здесь рассматривается связь бизнес-идеи с прогнозируемым развитием экономики страны. Очень важно учитывать участие государства в инновационной сфере.
Согласованность внедряемой инновации предприятия с его внутренним потенциалом.
Необходимо выявить взаимосвязь между предстоящей инновационной деятельностью и возможностями формирования внутренних инновационных ресурсов, квалификацией инновационных менеджеров, организационной структурой управления инновационной деятельностью, инновационной культурой и другими параметрами внутреннего инновационного потенциала.
Определение степени согласованности целей предстоящей инновационной деятельности и внутренней инновационной стратегии.
Реализуемость инновации. Необходимо оценить все возможности, ограничения и риски при реализации выбранной инновации.
Экономическая эффективность реализации инновации.
Оценка осуществляется на основе прогнозных расчетов системы основных инновационных коэффициентов и заданных целевых стратегических нормативов, сопоставленных с их базовым уровнем.
Данный перечень основ носит исключительно рекомендательный характер, разработанный на теориях инновационного менеджмента.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что стоит очень внимательно относится к выбору инноваций и для начала стоит разобраться в самой целесообразности внедрения. Не стоит гнаться за модой, выбирая дорогие технологии и упуская из виду простые и эффективные решения. Главное, учитывать индивидуальные возможности и цели предприятия, относительно которых будет строиться инновационная стратегия.
1.3 Теоретические аспекты формирования инновационной стратегии предприятия
В условиях реализации новой модели экономического развития, основанной на знаниях, возрастает значимость разработки и реализации инновационной стратегии субъектов рыночных отношений, а также эффективного управления этим процессом. Научно обоснованная инновационная стратегия становится одним из условий достижения устойчивых темпов экономического роста участников пространственной среды в условиях ее высокого динамизма и неопределенности.
Исследователи конкурентной стратегии организации в общем ее определении сходятся, но по-разному понимают его частные компоненты [1-4], что позволяет комплексно охарактеризовать эту многогранную категорию (рис. 1).
Рисунок 1. Комплексная характеристика категории «инновационная стратегия предприятия»
Разработка оптимальной инновационной стратегии предприятия и эффективное управление ею является основой конкурентоспособности в нестабильной внешней среде с присущими ей рисками.
Развитие понятия инновационной стратегии в трудах отечественных и зарубежных авторов привело к выделению и самостоятельному использованию в менеджменте различных наиболее часто встречающихся ее видов [1]:
наступательной,
поглощающей,
промежуточной,
защитной,
имитационной,
разбойничьей.
Кроме указанных инновационных стратегий предлагаются также стратегии [1, 5]:
научного лидерства;
соответствия научных разработок жизненному циклу;
прогрессирующей наукоемкости;
трансфера технологических новшеств.
Предлагаемые классификации инновационных стратегий не являются исчерпывающими и подлежат развитию по мере расширения инновационной деятельности агентов пространственной экономики.
Одно из направлений решения проблем предприятия во всех его функциональных областях (производственной, инвестиционной, кадровой, финансовой) является формирование и реализация инновационной стратегии. При этом ведущую роль играет его инновационный потенциал как база коренной модернизации производственного аппарата. Изучение различных подходов и формированию инновационной стратегии предприятия позволяет сформировать ее концептуальную модель (рис. 2).
Рисунок 2. Концептуальная модель формирования инновационной стратегии предприятия
Реализация инновационной стратегии связана с рисками, что необходимо учитывать при расчете ее экономической эффективности. Так, при определении экономической эффективности инновационной стратегии стартапов, как высшего проявления инновационности продукции, необходим расчет чистого дисконтированного дохода и индекса доходности. При расчете внутренней нормы рентабельности и срока окупаемости целесообразно использовать рисковую ставку дисконтирования, которая рассчитывается с учетом риска по формуле:
СПр = Сб +НР,
где Спр — рисковая ставка дисконтирования по проекту, %; Сб — базовая ставка дисконтирования, %; НР — надбавка за риск, %.
Для определения надбавки за риск целесообразно использовать шкалу, предлагаемую Воронцовским В. А. (табл. 1).
Таблица 1
Влияние факторов на премию за риск
Факторы и их градация |
Прирост премии за риск, % |
1. Проведение НИОКР с неизвестными итогами: |
|
1) Цикл НИОКР не превышает одного года. |
3-6 |
2) Цикл НИОКР более одного года: |
|
а) НИОКР выполняется одной специализированной |
7-15 |
организацией; |
|
б) НИКОР выполняется несколькими специализированными |
11-20 |
организациями. |
|
2. Применяемая инновационная технология: |
|
• традиционная; |
0 |
• требующая использования ресурсов на свободном рынке; |
2-4 |
• требующая монополизированных видов ресурсов; |
5-10 |
• исключающая монополизированные виды ресурсов. |
1-3 |
3. Неопределенность спроса и цен на продукцию: |
|
• базовую; |
0-5 |
• инновационную. |
5-10 |
4. Цикличность спроса на продукцию |
0-3 |
5. Неопределенность процесса освоения техники и технологии |
0-3 |
Расчет экономической эффективности для стартапа, разработанного в ДГТУ по теме: «Разработка автоматизированной установки интенсивной подготовки семян к проращиванию для повышения эффективности и производительности сельскохозяйственных технологий закрытого грунта», показал следующий результат: по сравнению с накопленным чистым дисконтированным доходом, рассчитанным без учета премии за риск, величина показателя уменьшилась на 3136,298 тыс. р. или на 27,8 %, что отражает влияние рисков на результат реализации стартапа. Соответственно индекс доходности с учетом риска составил 1,895, т. е. уменьшился на 0,73 или на 27,8 %. Внутренняя норма рентабельности с учетом риска составила 33,9 %, т. е. уменьшилась на 203,7 %.
Преимуществами предлагаемой концептуальной модели формирования инновационной стратегии предприятия с учетом ее экономической компоненты являются:
Комплексный характер, обусловленный учетом всех факторов и бизнес-процессов, протекающих во внешней и внутренней средах.
Возможность финансирования инновационных проектов с использованием различных источников, в том числе краудфандинг как метод коллективного инвестирования в стартапы.
2. Инновационная деятельность предприятия ПАО «Газпром»
2.1 Характеристика ПАО «Газпром»
Наименование компании
полное — Публичное акционерное общество «Газпром»
сокращенное — ПАО «Газпром»
Регистрационная информация
свидетельство о государственной регистрации № 022.726
(выдано Московской регистрационной Палатой 25.02.93 г.)основной государственный регистрационный номер (ОГРН) — 1027700070518
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) — 7736050003
код причины постановки на учет (КПП) — 997250001
общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) — 45908000
ПАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти, реализация газа в качестве моторного топлива, а также производство и сбыт тепло- и электроэнергии.
«Газпром» видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктами их переработки.
Стратегической целью «Газпрома» является укрепление статуса лидера среди глобальных энергетических компаний посредством диверсификации рынков сбыта, обеспечения энергетической безопасности и устойчивого развития, роста эффективности деятельности, использования научно-технического потенциала.
«Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 16%, в российских — 71%.
«Газпром» является мировым лидером по добыче природного газа. На него приходится 12% мировой и 68% российской добычи газа. В настоящее время компания активно реализует масштабные проекты по освоению газовых ресурсов полуострова Ямал, арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также ряд проектов по разведке и добыче углеводородов за рубежом.