Файл: SWOT – анализ на примере клиники ООО «Семейная медицина» (Теоретические аспекты и история развития SWOT – анализа).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
- варианты парирования угроз, вытекающих из отрицательных внешних обстоятельств;
- направления использования возможностей, возникающих из положительных внутренних обстоятельств (сильных сторон бизнеса);
- варианты парирования угроз, вытекающих из отрицательных внутренних обстоятельств (слабых сторон бизнеса).
Далее все цели группируются по ответственным, исходным зонам SWOT-матрицы, по функциональным признакам и так далее. Основной группировкой, принятой в компании, является следующая:
· воздействие на внешнюю среду;
· стратегический маркетинг, перспективные исследования и разработки;
· сбыт и оперативный маркетинг;
· производство;
· система управления;
· персонал.
Для каждой цели назначался ответственный за ее достижение и указывался перечень задач.
Таким образом, результатами проведения SWOT-анализа являются два документа: SWOT-таблица и решения клиники на следующий год.
Ниже представлен стандартный SWOT-анализ клиники:
Новые возможности на рынке для клиники ООО "Семейная медицина": он-лайн запись на прием к врачу; сильные стороны – не только наличие специалистов, умеющих неплохо письменно излагать свои мысли, но еще и сайт в Интернете, обеспечивающий активное продвижение медицинских услуг.
Новые возможности на рынке – появление достаточно устойчивого спроса на лабораторные услуги, в связи с некачественным оснащением государственных медицинских учреждений.
Слабые стороны ООО "Семейная медицина" – отсутствие собственных лабораторных мощностей, затратная логистика. Очевидно, что из этой комбинации следует: надо в плановом режиме приобретать собственное лабораторное оборудование, начиная с приборов выполняющих исследования, нежелательны для транспортировки. Комбинации "угрозы – слабые стороны" рассматриваются как ограничения стратегического развития.
Новые угрозы на рынке для ООО "Семейная медицина" – усиление конкурентной борьбы, следствием которой является как нехватка кадров, так и пациентов.
Слабые стороны ООО "Семейная медицина" – текучесть кадров. Очевидно, что из этой комбинации следует – необходимо разработать ряд мер, направленных на удержание кадров и пациентов.
Комбинации "угрозы – сильные стороны" используются как потенциальные стратегические преимуществ ООО "Семейная медицина".
Новые угрозы на рынке для ООО "Семейная медицина" – активизация деятельности проверяющих органов. Очевидно, что из этой комбинации следует, – долговременное конкурентное преимущество позволит ООО
" Семейная медицина " ставит перед собой цель победить конкурентов и достаточно долго удерживать лидерство. Перечислим возможности, открывающиеся перед ООО "Семейная медицина":
- Выход на новые рынки или сегменты рынка.
- Расширение производственной линии.
- Вертикальная интеграция.
Применяя модель SWOT-анализа более эффективно, чем это сделано в приведенном перечне возможностей, можно получить лучшие результаты анализа. Более правильным будет рассмотрение возможностей, которые открываются не только перед ООО "Семейная медицина", но и перед его конкурентами на соответствующем рынке, где работает или собирается работать ООО "Семейная медицина". Эти возможности позволяют разработать программу соответствующих действий – стратегию медицинского центра ООО "Семейная медицина".
Также при описании "возможностей", открывающихся перед ООО "Семейная медицина", можно перечислить уже готовые конкретные действия, которые данное предприятие может осуществить. С точки зрения значения слова "возможность", кажется, что все вроде бы правильно, однако это приводит к тому, что, когда я пытаюсь привести в соответствие сильные и слабые стороны компании с представленными им "возможностями", ничего нового в результате не появляется.
Таким образом, переформулируем перечень возможностей, чтобы на рынке их могли одновременно использовать и конкуренты:
Итак, возможности:
· Наличие неохваченных фирмами перспективных рынков или новых сегментов рынка.
· Наличие на рынке фирм-партеров.
· Наличие существующих дилерских сетей.
В таком случае вариантов стратегических действий, полученных комбинированием сил, и слабостей рассматриваемой компании было бы несколько больше и, главное, они так буквально не совпадали бы с перечнем "возможностей".
Наличие существующих дилерских сетей может быть использовано (так как существуют сильные стороны ООО "Семейная медицина", как в стратегии вертикальной интеграции в форме приобретения сетей распределения, так и для установления более тесных взаимоотношений с такими дилерами.
Таким образом, ООО "Семейная медицина" обладает внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и, во-вторых, выявил слабые стороны фирмы, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями.
Если определить списки сильных и слабых сторон ООО "Семейная медицина", формируется и банк опасностей и возможностей на рынке, соответственно, можно составить довольно большое количество вариантов стратегических действий.
Для повышения эффективности использования таких инструментов, как SWOT-анализ, следует аккуратнее вникать в суть предлагаемых технологических рекомендаций, пытаясь глубже осмыслить, что стоит за этими рекомендациями. Отдавая дань такому инструменту, как SWOT-анализ, следует иметь в виду, что аналитическая работа требует много сил и времени, в результате чего этих ограниченных ресурсов может не хватить на главное, без чего не могут родиться смелые варианты стратегических действий.
Таблица 1. SWOT-анализ ООО "Семейная медицина":
SWOT -анализ
Ранг важности |
Потенциальные сильные стороны компании |
Ранг важности |
Потенциальные слабые стороны компании |
1 |
Высокое качество медицинских услуг |
1 |
Слабый менеджмент |
2 |
Высокий уровень маркетинга, активная реклама |
2 |
Не эффективный контроль и управление финансов |
3 |
Удачная кадровая политика (специалисты высокой квалификации, заработная плата) |
3 |
Неэффективное (не равномерное) использование активов |
4 |
Удачное месторасположение |
4 |
Устаревшее программное обеспечение, слабая техническая поддержка |
5 |
Ценовая политика, отвечающая запросам пациентов с разным уровнем доходов. |
5 |
Не достаточная площадь помещения |
Ранг важности |
Потенциальные внешние возможности компании |
Ранг важности |
Потенциальные внешние угрозы компании |
1 |
Увеличение спроса на платные медицинские услуги на фоне ухудшения качества оказания медицинской помощи в государственных учреждениях |
1 |
Усложнение порядка оформления лицензии |
2 |
Возможности расширения перечня услуг в соответствии с потребностями пациентов |
2 |
Отсутствие стабильности цен на импортные приборы, расходные материалы, ремонт |
3 |
3 |
Непрерывно растущее число конкурентов |
Мнение маркетолога было включено в оценку будущих доходов с самым большим весом, так как именно в данном подразделении работают менеджеры, отвечающие за конкретные направления развития (самый низкий вес имело мнение дирекции по правовому обеспечению). Они же являются самыми заинтересованными лицами.
SWOT-анализ проводился в рамках обсуждения стратегии руководителями ООО «Семейная медицина». В итоге были утверждены следующие решения:
- Начать разработку новых медицинский услуг для того, чтобы избежать конкурентных рисков на текущих рынках;
- Привлечь кредиты под концепцию реформирования клиники, а именно освоение новых видов услуг.
SWOT-анализ позволит сформулировать конкурентную стратегию клиники, с помощью которой ООО "Семейная медицина" будет более конкурентоспособена, учитывая условия экономического кризиса.
Перекрестный вариант SWOT – анализа «Семейной медицины»
Потенциальные внешние возможности |
Потенциальные внешние угрозы |
|
Сильные стороны |
1. Увеличение спроса на платные медицинские услуги на фоне ухудшения качества оказания медицинской помощи в государственных учреждениях 2. Возможности расширения перечня услуг в соответствии с потребностями пациентов |
1. Усложнение порядка оформления лицензии, повышенный контроль со стороны проверяющих органов 2. Отсутствие стабильности цен на импортные приборы, расходные материалы, ремонт |
|
Что делать?
|
|
Слабые стороны |
||
1. Слабый менеджмент 2. Неэффективное (не равномерное) использование активов 3. Не достаточная площадь помещения |
Что делать?
|
Что делать? |
Заключение
В данной курсовой работе был проведен полный SWOT-анализ частной клиники «Семейная медицина». В ходе анализа были выявлены сильные и слабые стороны клиники, ее возможности и угрозы. Были изучены цели клиники и уровень их достижения, устав, характеристика и основные технико-экономические показатели деятельности клиники.
Был произведен анализ кадров клиники по возрастному составу, уровню образования, стажу работы, обеспеченности предприятия кадрами в целом. Определено, что ООО «Семейная медицина» обеспечено высококвалифицированными кадрами. Анализ производства показал, необходимо разработать программу по удержанию кадров.
Список литературы
- Арутюнова Д.В., Стратегический менеджмент, Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.
- Акулич И.Л. Маркетинг: - Учебник / И.Л. Акулич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 447 с.
- Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; под общ. Ред. Г.Л. Багиева. – М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999. – 703 с.
- Гольдштейн Г. Я. Стратегический менеджмент образовательного учреждения (ВУЗа) // Известия ТРТУ, 1998, №1.