Файл: Делегирование управленческих полномочий участниками фирмы..pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Делегирование полномочий в теории.
1.1. Понятие и сущность делегирования полномочий.
1.2 Централизация и Децентрализация в управлении.
1.2.1 Преимущества и недостатки централизации и децентрализации.
1.3 Вывод по теоретической части.
2.1. Полномочия и делегирование полномочий на практике.
Содержание:
Введение
Актуальность темы делегирование полномочий. Должен сказать, что делегирование полномочий является очень актуальной темой для компаний, оно присутствует почти на каждом этапе развития бизнеса и является незаменимым инструментом в управлении распределения полномочий, прав и обязанностей компании. Так как чем больше компания, тем больше появляется проблем и ответственности, собственнику отвечать за все действия компании становится невозможно, поэтому делегирование полномочий жизненно необходимо для организаций. Именно поэтому передача полномочий при современных обстоятельствах становится актуальным, делегирование полномочий делает компанию более быстрой и гибкой. Целью исследования является тема делегирование полномочий, а цель исследования данной темы заключается, как и, в общем, для собственного развития, так и, в частности, для углубления в структуру управления компанией. Основной задачей исследования было изучение всех аспектов делегирования полномочий из разных источников. Также стояли задачи:
- Изучение различных источников.
- Углубление в тему при помощи разных источников.
- Использование методов исследования.
- Анализ полученных теоретических знаний.
- Анализ полученных практических знаний.
Основным объектом исследования является управляющая деятельность компанией, вследствие чего появляется ряд связанных тем, такие как делегирование полномочий, централизация и децентрализация. Предметом исследования является передача полномочий другим лицам внутри компании. Методы исследования можно разделить на два вида:
- Теоретический метод – это способ познания, при котором происходит объяснение и систематизация процессов и закономерностей.
- Эмпирический метод – это способ познания, при котором исследование проходит через какой-либо опыт, эксперимент, наблюдение, измерение или сравнение.
В теоретической части курсовой работы преобладает теоретический метод исследования, а в практической части эмпирический метод исследования. Информационная база была сделана из различных источников, таких как научная литература, учебники, книги и интернет ресурсы.
Теоретическая часть. Глава 1
1. Делегирование полномочий в теории.
1.1. Понятие и сущность делегирования полномочий.
Менеджмент – совокупность принципов, средств, методов и форм управления, направленные на увеличение эффективности роботы предприятия.
Менеджмент и её функции направлены на какой-либо вид управленческой деятельности, осуществляющийся различными приёмами, способами, организацией работы и контролем деятельности.
Одна из самых главных функций менеджмента – это правильное управление через сочетание централизации и децентрализации. Эту функцию характеризует распределение полномочий на принятие решений в какой-либо компании. Из этого следует необходимость передачи руководством полномочий другим лицам для успешного решения проблем.
Полномочия – это право в использование ресурсов организации и направление усилий некоторых сотрудников для выполнения задач организации.
Делегирование полномочий – это передача полномочий или передача части полномочий, функций руководителя подчиненному для достижения более продуктивного использования ресурсов компании.
По теории демократического управления, а если точнее, в теории Электронной демократии, делегирование имеет более широкий смысл – полагается, что у каждого человека уже есть полномочия, по праву рождения или, проще говоря, гражданскими правами. Данные полномочия гражданин может делегировать при каких-либо процедурах другим лицам, например при процессах выбора, для выполнения разных интересов общества, требующих специальных навыков – и так же в том числе управленческие навыки.
В таком понимании традиционное делегирование – это итог права собственности на средство производства.
В теории менеджмента делегирование полномочий является неотъемлемой частью управления людьми, и используются в целях:
- Освобождения времени руководителя, который делегирует полномочия для решения других возможных проблем компании.
- Для повышения мотивации людей, которым делегируют полномочия руководителя.
- Для повышения доверия людей в рабочей среде, которым делегируют полномочия руководителя.
- Для проверки сотрудника на возможную исполнительность.
Причём при теории Электронной демократии из перечисленных первых трёх целей для делегирования от руководства к подчиненному, остаются без изменений, а последняя, то есть четвертая цель - на возможную исполнительность – уходит, заменяя на более тяжёлый и сложный механизм контроля исполнителя.
Делегирование полномочий можно разделить на два типа:
- Делегирование по вертикали или вертикальное делегирование – это передача полномочий на принятия решения вниз по иерархическим уровням структуры управления.
- Делегирование по горизонтали или горизонтальное делегирование – это передача полномочий на принятия решения подчиненным, которые не являются руководителями.
В делегирование входят поведенческие, организационные и экономические аспекты, из-за этого может возникать злоупотребление полномочиями. Правильное делегирование полномочиями приносит пользу организации и её сотрудникам. Делегирование должно привести к лучшему использованию ресурсов организации и улучшению качества рабочей среды.
Как таковой процесс делегирования полномочий связан с установленными рамками, в пределах которых данные полномочия могут передаваться – выход за установленные рамки делегатом называется «превышением полномочий».
Обычно делегированию полномочий подлежат:
- Специализированная деятельность.
- Рутинная работа.
- Частные вопросы деятельности.
- Подготовительные работы (проекты и тому прочее).
Делегированию полномочий не подлежат:
- Постановка каких-либо целей.
- Принятие и решение политики организации.
- Контроль над результатами.
- Задачи с особой важностью.
- Задачи с высокой степенью риска.
- Нестандартные задачи.
Понятия власти и полномочия достаточно часто путаются. Полномочия определяется как ограниченное право на использование каких-либо ресурсов в данном случае организации, в то время как власть имеет возможность навязать волю, управлять людьми или воздействовать на людей, даже вопреки их мнению. Или, другими словами, можно иметь власть, не имея при этом полномочий.
Делегирование полномочий – это эффективный приём управления, но он должен соблюдаться при нескольких определённых принципах:
- Правильно и четко определять требуемые действия и уровень исполнения.
- Определять время отчета о результатах.
- Информировать коллектив, но который распространяется делегирование.
- Обеспечить подчиненных самой необходимой информацией.
- Оценить сроки, а не способы достижения какого-либо результата.
- Нельзя несколько раз делегировать неинтересные и срывающиеся задачи одному и тому же человеку.
- Позволять подчинённым выбирать какие-либо делегированные задачи.
Можно выделить несколько вариантов ступеней делегирования полномочий:
- Полное делегирование: подчиненный, которому делегируют полномочия, должен выполнить задачу, а также он несёт полную ответственность перед более высоким уровнем управления, чем он сам. Сам же начальник освобождён от данной задачи и не несёт участия в ней.
- Ограниченное делегирование: работник делает данную ему задачу, но при этом ответственность за итог этой задачи несет, как и работник, так и руководитель этого работника
- Нулевое делегирование: работник делает данную ему задачу, но при этом ответственность за итог этой задачи несёт только руководитель.
- Делегирование наоборот: работник, которому было поручено задание, перекладывает данную задачу на своего руководителя.
Делегировать можно только два вида полномочий:
- Линейные полномочия – это такие полномочия, которые передаются только от руководителя к работнику и так далее к другим работникам. Именно такие линейные полномочия дают руководителю возможность направить и управлять своими прямыми работниками для достижения поставленных задач организации. Начальник, который обладает линейными полномочиями, может иметь право принять какие-либо решения и начать действовать в определённых задачах без какого-либо согласия со стороны других руководителей, но только в тех пределах, которые должны быть установлены организацией. Так как линейные полномочия передаются от начальника к более низкому уровню, то тем самым это выстраивает иерархию внутри организации.
- Штабные полномочия – это совещательный или более точно консультативный личный аппарат, например это может быть администрация президента или секретариат. У штабных полномочий нет какой-либо лестничной иерархии. Большинство полномочий сосредоточенно как раз в штабах. Есть несколько видов штабных полномочий:
- Рекомендательные полномочия – они заключаются в том, что человек, который имеет эти полномочия, может при необходимости давать советы нуждающимся в них исполнителям и руководителям, например, как и каким образом лучше решить ту или иную проблему.
- Координационные полномочия – это те полномочия, которые позволяют координировать организацию.
- Контрольно-отчётные – такие полномочия дают возможность в установленных рамках делать проверку деятельности руководителей и их работников, позволяет требовать от них обязательную информацию, производить анализ и направить полученный результат в какие-либо органы.
1.2 Централизация и Децентрализация в управлении.
В любой организации возникает вопрос распределения полномочий, который является важнейшей проблемой при выборе конструкции организации. При этом существуют два принципиально разных подхода: централизация и децентрализация. Централизация – концентрация прав принятия решений на высшем уровне руководства. Норма управляемости – количество людей, непосредственно подчиненных одному руководителю. Децентрализация – передача или делегирование прав принятия решений на нижние уровни управления. При этом нужно иметь в виду, что все полномочия не могут быть централизованы или децентрализованы. Полной централизации препятствует то, что люди располагают лимитированными ресурсами времени, знаний, опыта и могут одновременно решать лишь определенное число проблем, усваивать ограниченный объем информации, Полная децентрализация невозможна из-за того, что организация потеряет управляемость и попадет в состояние хаоса. Это неизбежно приводит к тому, что централизация в одном отношении требует одновременно обратного процесса в другом. Так, излишнее сосредоточение решения тех или иных проблем в вышестоящей управленческой структуре обусловит то, что большинство из них неизбежно будет приниматься на ее нижних этажах, что отнюдь не прибавит им качества, зато снизит оперативность и усилит бюрократизацию управления. Централизация и децентрализация управления могут развиваться как вширь, так и вглубь. В первом случае речь идет об увеличении числа подконтрольных данному субъекту проблем; во втором — об их более обстоятельной и детализированной проработке, которая в противном случае могла бы осуществляться на нижних этажах управленческой иерархии. Степень централизации или децентрализации в организации и ее подразделениях измеряется с помощью следующих переменных: - число решений, принимаемых на каждом уровне управления; - важность принимаемых решений для организации; - степень контроля за исполнением принятого решения.
В небольшой организации все решения могут приниматься ее руководителем. Однако с увеличением размеров организации, масштаба и сложности работ может создаться ситуация, когда руководитель будет перегружен принятием решений и возникнет необходимость делегирования полномочий (децентрализации). Децентрализация указывает, что власть широко распределена по всей организации, в то время как централизация означает, что власть удерживается на верхней ступени организации.