Файл: Психологические основы бизнес-тренинга как метода профессионального обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Поскольку предприятия растут и развиваются, менеджеры должны уделять постоянное внимание продвижению сотрудников и размещению их на соответствующих позициях. Рост предприятий посредством расширения, слияний и приобретений приводит к созданию новых рабочих мест и изменению обязанностей сотрудников, которые должны быть подготовлены к выполнению новой и более сложной работы.

Первым признаком перспективной организации является осознание того, что качество выполняемой работы и ее собственное развитие целиком и полностью определяется возможностями персонала. По мере того, как изменяется деятельность предприятия и его структура, меняется структура и качество персонала. Так, вновь нанятый сотрудник имеет иные потребности и намерения, чем сотрудник в середине карьеры или предпенсионного возраста. Все мы проходим определенные типы ступеней в течение нашей карьеры, каждая из которых предполагает соответствующие возможности и степень напряжения, оказываемые на качество работы.

В связи с вышеизложенным, данная проблема представляется наиболее актуальной на данный момент времени.

Цель: влияние тренинга личностного роста на эффективность работы менеджера.

Объект: тренинг личностного роста.

Предмет: эффективность работы менеджера.

Гипотеза: влияние тренинга личностного роста на эффективность работы менеджера.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические и экспериментальные работы исследования тренинга личностного роста на эффективность работы менеджера;

  1. Сформировать выборки, разработать и провести эмпирическое исследование;
  2. Провести интерпретацию и анализ полученных данных;
  3. Выявить особенности личности, способствующие эффективности работы менеджера;
  4. Разработать рекомендации.

Теоретико-методологическая база: работы отечественных и зарубежных психологов по проблеме самоактуализации: Асмолова А.Г., Битяновой Н.Р., Бодалева А.А., Бурлачук Л.Ф., Вахрова Е.Е., Маслоу А., Роджерса К., Рубинштейна С.Л., Слабодчикова В.И., Исаева Е.И.; работы отечественных и зарубежных ученых по проблеме карьеры и карьерного роста: Берга В., Егоршина А.П., Ивлиева В., Комарова Е., Кричевского Р.С., Маслов Е.В., Молл Е.Г., Полякова В.А., Сторожевой Д., Кибановой А.Я. и др.;работы психологов по проблеме лжи: Гусейнова Г.Ч., Дюпра Ж., Знакова В.В., Коноваленко М., Красникова М.А., Леви Л., Свинцова В.И., Щербатых Ю.В.;


Методы и методики исследования:

  1. Диагностические методы: авторская анкета; опросник «Якоря карьеры»; методика исследования макиавеллизма личности «Мак-шкала» В.В.Знакова; многофакторный самоактуализационный тест «САТ» Э.Шострома (адаптация Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика, М.В. Кроз); методика актуальности основных потребностей «Пирамида потребностей», модификация И.А. Акиндиновой;
  2. Методы статистической обработки: t-критерий Стьюдента; критерий ранговой корреляции Спирмена; критерий углового преобразования Фишера. Организационная база: исследование проводилось на базе транснациональной финансово-промышленной группы «Доступное жилье», в исследовании принимали участие 80 сотрудников предприятия.

Научная новизна исследования:

  1. Определена связь уровня самоактуализации и карьерного роста;
  2. Сформированы основные критерии, позволяющие выявить и проследить карьерный рост сотрудников предприятия;

Практическая значимость состоит в том, что:

  1. Полученные данные позволяют прогнозировать профессиональную успешность, карьерный рост личности в зависимости от уровня личностного роста;
  2. Появляется возможность прогнозировать эффективность работы сотрудников организаций в зависимости от их личностных особенностей и перспективы карьерного роста;
  3. Результаты могут быть использованы психологами на предприятиях и в организациях по работе с персоналом и руководителями по повышению эффективности работы сотрудников и организации в целом.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, четырех приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы влияния тренинга личностного роста на эффективность работы менеджера

1.1 Проблема личностного роста

Потребность в саморазвитии есть основное свойство зрелой личности. Идея саморазвития является центральной, или по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке. Данной проблемой широко занимались зарубежные психологи, среди которых Карл Роджерс, Альфред Адлер, Кен Уилбер, Курт Гольдштейн. Особый вклад внес в теорию самоактуализации американский психолог Абрахам Маслоу.


Абрахам Маслоу рассматривает психологический рост как последовательное удовлетворение все более «высоких» потребностей. Движение к самоактуализации не может начаться, пока индивидуум не освободиться от доминирования низших потребностей, таких как потребностей в безопасности или уважении. По Маслоу, ранняя фрустрация потребностей может привести к остановке роста, зафиксировать индивида на определенном уровне фрустрации. Например, ребенок, который не пользовался достаточной популярностью, может быть глубоко озабочен потребностью в уважении и почете на всю оставшуюся жизнь [19, с. 42].

Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Короче, самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе» [19, с. 43].

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.

Маслоу подчеркивал, что рост осуществляется по средствам работы по самоактуализации. Самоактуализация подразумевает длительность, постоянную вовлеченности в работу роста и развития способностей до максимально возможного, а не удовлетворение меньшим из лени или недостатка уверенности в себе. Работа самоактуализации включает выбор достойных творческих задач. Маслоу пишет, что самоактуализирующихся индивидуумов привлекает наиболее трудные и запутанные проблемы, которые требуют максимальных и наиболее творческих усилий. Они стремятся иметь дело с определенностью и неоднозначностью и предпочитают трудные задачи легким решениям [19, с. 45].

Маслоу указывает, что мотивация роста сравнительно слаба по сравнению с физиологическими потребностями и потребностями в безопасности, уважении и процесс самоактуализации может быть ограничен:


  1. Негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками. Которые замыкают человека в непродуктивном поведении. Данные причины часто мешают росту. Они включают приверженность к наркотикам и алкоголю, неправильное питание и другие, влияющие на здоровье и продуктивность. Деструктивное окружение и жесткое авторитарное образование приводят к непродуктивным привычкам и поведенческим стереотипам, основанным на дефециентной ориентации. Вообще сильные привычки мешают личностному росту, поскольку уменьшают гибкость и открытость, необходимые для наиболее продуктивного и эффективного поведения в различных ситуациях;
  2. Социальными влияниями и групповым давлением, которое часто действует против наших вкусов и суждений. Давление группы и социальная пропаганда ограничивают индивидуума. Они уменьшают независимость суждения, так что индивидуум вынужден подменять собственные вкусы и суждения внешними, социальными стандартами. Общество также может навязывать искаженные взгляды на человеческую природу. Абрахам Маслоу полагает, что это отрицательное отношение фрустрирует рост. Правильно, с его точки зрения: наши инстинкты, по существу, благи, а основной источник человеческой мотивации составляют импульсы к росту;
  3. внутренними защитами, которые отрывают человека от самого себя. Эго – защиты Маслоу рассматривает как внутренние препятствия росту [19, с. 47].

Психологический рост – это прежде всего движение от центрированности на себя и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития, сотрудничества с людьми. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация, сотрудничество – основные черты здоровой личности [8, с. 114].

Можно подвести итоги, согласно теории Адлера, люди стараются компенсировать чувства собственной неполноценности, которое они испытывают в детстве. Переживая неполноценность, они в течении всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Стремление к достижению совершенства побуждает человека к личностному росту [8, с. 115].

1.2 Карьерный рост как показатель эффективности работы


Карьера в узком смысле, есть индивидуальный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в основной форме личностного самовыражения. Поскольку в организации такими формами могут быть профессиональное развитие или должностное продвижение человека, то следует вести речь о его профессиональной или должностной карьере. В широком смысле карьера понимается как активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни [40, с. 103].

Другое, но не менее интересное определение дает Кибанова. Карьера – это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворение трудом; это поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, материальных богатств. Карьера – это не только продвижение по службе. Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является частью карьеры. Можно говорить о карьере домохозяек, матерей, учащихся и т.п [40, с. 105].

Однако понятие карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх в рамках организационной иерархии.

Иначе говоря, карьера – это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

К параметрам, которые во многом могут быть названы определяющими карьеру, относят внешние и внутренние факторы.

Внешние – это социальная профессиональная, организационная среда и ситуация, возможности иерархической структуры организации, влияние событий и многое другое. Необходимо отметить, что важным фактором, влияющим на продвижение нужно отнести социально-психологический климат в коллективе. Реальное поведение в значительной степени определяется состоянием внешнего окружения. В обстановке доброжелательности и творческой помощи человек активнее стремится реализовать свои жизненные планы и установки. К такому выводу пришел Сайбель С.Л., зав. Сектором социологических исследований НТЦ ДП «Уренгойгазпром» в проведенном опросе руководителей и специалистов структурных подразделений ДП «Уренгойгазпром» [21, с. 77].

Внутренние факторы обусловлены прежде всего интеллектом и мотивационной структурой личности, самооценкой, приобретенными знаниями, а также особенностями индивидуального личностного жизненного пути.