Файл: УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ (Теоретические и методологические основы изучения миграции)).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения миграции
Миграция: сущность, определения, виды, функции
1.2 ре потоки, ре процесс, ре политика
1.3 ре миграции ре в России в ре 21 века
ре 2. Пути ре миграционной ре России в ре условиях
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Миграция независимо от продолжительности, причин и состава охватывает любое перемещение населения, включая, прежде всего, передвижение беженцев, выселенных людей и мигрантов. Как пространственное передвижение населения миграция характерна всем группам человеческого общества, однако в связи особенностями интенсивности, направленности и с учетом качественных и количественных показателей состава миграционных потоков ее экономические, социальные и демографические последствия сильно отличаются. Вследствие этого миграционные процессы, протекающие в нелегальном режиме, не редко оказывают негативное влияние как на внутреннюю политику государств, так и на межгосударственные отношения.
Вопрос незаконной миграции является крайне актуальным, особенно с учетом произошедших в последние несколько лет событий геополитического масштаба, для значительного числа стран.
Незаконная миграция стала приобретать всеобъемлющий характер и в Российской Федерации в связи с событиями, происходящими на Украине, начиная с 2013 г., отчасти оказавшись неконтролируемой со стороны компетентных органов власти как федерального, так и регионального уровней. Как результат, на сегодняшний день незаконная миграция превратилась в устойчивое явление, оказывающее негативное воздействие на социально-экономические и политические процессы как в нашей стране, так и в мире.
В 2017 в Российскую Федерацию въехало более 16,4 миллиона иностранных граждан и лиц без гражданства. Об этом сообщила на пресс-конференции в МВД России Ольга Кириллова, начальник Главного управления по вопросам миграции (ГУВМ МВД РФ). Основной поток в минувшем году составили граждане республик СНГ — 69,3 процента. При этом каждый пятый въехавший — либо пенсионер (11,4 процентов), либо несовершеннолетний (8,9). В минувшем году, по данным ведомства, зарегистрирован рост потока приезжих на шесть процентов.
По данным ГУВМ, в основном в качестве цели въезда мигранты указывают частный визит (39,9 процента, большинство из них приехали из Украины, Казахстана и Азербайджана), на втором месте — работа по найму (22,4 процента, здесь лидируют жители Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и так же Украины). Из России в прошлом году за нарушения миграционного законодательства были выдворены 55 тысяч 200 человек, причем каждого третьего (16,9 тысяч) депортировали.
По состоянию на 1 января 2017 года на территории России находилось официально более 9,7 миллиона иностранных граждан. Больше всего украинцев — 25,4 процента, граждан Узбекистана — 15,6 и Таджикистана — 9. Граждане Вьетнама и Турции вместе составляют лишь один процент от этого потока. Как уточнили в МВД, из общего числа мигрантов разрешения на трудовую миграцию имеют 3,8 миллиона человек (38,8 процента от всех находящихся в России). Более половины трудовых мигрантов распределены в пяти субъектах РФ — Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ростовской и Белгородской областях.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечает, что неконтролируемая и незаконная миграция стала одной из форм транснациональной организованной преступности наряду с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ. Стратегия до 2020 года указывает, что такая миграция способствует усилению националистических настроений, различного рода экстремистских проявлений, создает благоприятные условия для возникновения и дальнейшего разрастания конфликтов на этнической почве. Помимо угроз национальной безопасности, незаконная миграция создает угрозу экономической стабильности государства, поскольку негативно воздействует на сферу трудовой занятости российских граждан. В июне 2012 г. Президентом Российской Федерации была утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, в рамках которой планируется разработка и принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации, что в свою очередь повлекло за собой введение в 2015 г. запрета на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан без заграничных паспортов. Это лишний раз подтверждает важность вопроса миграционных процессов для страны.
Приведенные обстоятельства в своей совокупности отражают актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования выступают миграционные процессы в новых условиях глобализации рынка труда и конкуренции в мировой экономике.
Предметом исследования являются теоретические, методологические и организационно-управленческие факторы государственного регулирования миграционных процессов, а также механизмы, способствующие повышению социальной ориентированности, системности и комплексности государственного регулирования международных миграционных процессов.
Цель исследования заключена в многоуровневневом подходе к регулированию международной миграции рабочей силы в аспекте усиления социальной направленности, продиктованной международными организациями. Особый акцент сделан на противоречии между суверенными интересами отдельного государства и необходимостью реализации норм и принципов международных организаций и путях их разрешения.
Структура исследования обусловлена объектом, предметом и целью. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения миграции
Миграция: сущность, определения, виды, функции
На любом историческом этапе развития государства миграционные процессы всегда относились к важным вопросам наряду с социально-экономическими или политическими аспектами его существования. Это возможно объяснить тем, что на каждом таком историческом периоде государственного развития законодатель стремился сохранить подлинные границы государства, одновременно заботясь о заселении новых земель, не ущемляя права и интересы этносов, ранее заселявших такие земли. В этом отношении следует согласиться с Э.Р.Байбуриной, утверждающей, что государственную политику в сфере миграции можно рассматривать через призму развития правового регулирования миграционных процессов в историческом контексте[1]. ре первого ре правовой ре ответственности за ре посягательство, по ре Э.Р.Байбуриной, ре связывать с ре Манифеста ре II 1762 ре «О свободном ре иностранцев в ре » и Указа от ре года «О ре всем ре , в Россию ре , селиться, где ре ». Данная ре зрения ре спорной по той ре , что статус ре отмечался еще в ре князей ре (911 г.) и ре (945 г.)[2]. Как ре А.М.Фумм[3], что они ре о союзничестве ре и иностранцев в ре безопасности ре отношений. В ре документах ре «чужеземец» ре как физические ре , являвшееся ре другой ре и временно ре на территории ре . Позднее ре иностранных лиц был ре в нормах ре Правды. В ре Русская ре обобщила ре существовавшие ре , принятые ре . Таким ре , произошел ре систематизации ре законодательства. Так, в ст. 11 ре Правды ре граждане ре терминами «ре », «варяг», вне ре от национальной ре : «аще ли ре съкрывается ре у варяга, ре у кольбяга, а его за три дни не ре , а познаютъ и в ре день, то ре ему свои ре , а три гривне за ре »[4]. Данная ре предусматривала ре только за ре иностранцами ре (беглого). В ре с этим ре точкой ре развития ре охраны ре процессов ре признать ре Правду.
ре миграция ре широкое ре в различных ре науки. ре под миграцией ре «перемещение ре из одного ре пункта в ре , в связи с ре места ре на более или ре длительное ре »[5]. А. Н. Ковалев и О. В. ре (2005) ре миграцию, как ре перемещение ре , и дают ей ре определение: — «..ре населения ре со сменой ре местожительства»[6]. В ре дисциплины ре и социология ре используется ре определение: — «ре населения ре процесс ре людей ре границы тех или ре территорий со ре навсегда или на ре менее ре время ре места ре либо с ре возвращением к ре ».
В рамках ре предприятии ре рассматривается как вид ре населения, ре общественную ре . В справочных ре содержится ре определение: — «ре (от лат. – переселение) ре как перемещение ре (мигрантов) ре границы тех или ре государств с ре места ре навсегда или на ре менее ре время».
Все же ре не только ре механическое ре людей, это ре явление, ре многие ре социально-экономической ре . На мой взгляд, ре содержательным ре определение ре миграции ре в книге В. И. ре (2006) — «ре населения — ре социальное ре , связанное с ре людей и ре разнообразием ре и социально-экономических ре , особенностей ре , хозяйственного ре отдельных ре России».[7]
В ре смысле ре населения ре собой ре вид территориального ре , завершающийся ре постоянного ре жительства, т. е. ре в буквальном ре слова.
ре населения в ре смысле — ре территориальное ре , совершающееся ре разными ре пунктами ре или нескольких ре единиц ре от продолжительности, ре и целевой ре .
Еще с 60-х ре прошлого ре в основу ре был положен ре фактор. ре миграция и ре , как социально-экономическое ре . В экономических ре миграции ре более ре социально-экономический ре . Миграция ре сложный ре процесс, ре связанный с ре экономической ре и размещением ре сил, с ростом ре и трудовой ре населения. ре в размещении ре выступает ре основой ре в размещении ре ресурсов, ре реализуются ре миграции. С ре стороны ре свободных ре ресурсов ре обуславливает ре производства. ре различия в ре экономического ре станы (ре это характерно для ре ) это объективная ре , которая ре выступает и как ре и как следствие ре .
Изучение ре миграции ре в тесной ре с рынком ре . Известно, что ре рынок ре не имеет ре выраженных ре и функционирует по ре импорта и ре трудовых ре .[8] Существует ре взаимосвязь ре миграционными ре и уровнем ре рыночной ре .
Миграция ре всего ре между ре и их колониями. ре очевидны – ре , культурные, ре сходства.
ре миграции ре параллельно с ре мирового ре , дорожной ре , информационными ре , которые ре регионы ре связями. ре , по сути, ре следствием ре стран в ре систему ре хозяйства. ре близость ре играет ре роль, но в ре время не ре определяющей.
В ре мире ре миграцию ре рассматривают как ре общемирового ре . Мигранты ре положительный ре эффект на ре принимающей ре , так как при правильной ре эффект от ре деятельности и ре поступления в ре перекрывают те ре затраты, ре вынуждена ре принимающая ре страна.
ре виды ре прежде ре , выделяют ре и внутреннею ре . При внешней ре населения, ре пересечение ре границ. В ней ре межконтинентальную и ре . При внутренней ре происходит ре населения в ре одного ре , без пересечения ре границ. В ней ре : внутрирегиональную, ре , между ре и городом, ре селом и ре .
Миграция не ре процесс, ре выделять ре ее видов и ре . Прежде ре , выделяют ре и внешнюю ре (эмиграцию — ре из страны, ре — въезд в ре , реэмиграция – ре в страну ре , репатриация – ре в страну ре проживания ре иммигрантов). ре миграция ре следующими ре граждан:
ре
Мигрантами — ре в т. ч. незарегистрированными
ре
Страны ре в мировой ре , можно ре на 3 группы:
ре (принимают ре мигрантов)
ре (отдают ре мигрантов)
ре , где в равной ре существует и ре и экспорт ре мигрантов
ре стран по ре этой ре не является ре , а определяется ре их экономического ре , совершенствованием ре структуры, ре политической ре , демографических и ре условий. По ре ООН мигрантами ре лица, ре на новом ре более 6 ре .
Внутренняя ре так же подразделяется на ре (из одного ре РФ в другой) и ре (в рамках ре региона).
ре более ре некоторые ре миграции.
ре видом ре миграция ре в строгом ре слова, т.е. ре населения, ре ведёт к его ре перераспределению. ре миграция ре отвечает ре условиям: ре , население ре из одних ре пунктов в ре и, во-вторых, ре сопровождаются ре постоянного ре жительства.
ре миграции ре регулярные (ре или еженедельные) ре населения от ре жительства до ре работы или ре и возвращение ре , на место ре жительства, ре вид миграции ре нельзя ре , как миграцию в ре виде. ре миграция ре создаёт ре для удовлетворения ре потребностей в ре жителей, как ре , небольших ре , в которых ре , а иногда и ре ограничен ре рабочих ре . В нашей ре маятниковая ре ярко ре в крупных ре (Москва, ре , Екатеринбург и др.), где в нее ре миллионы ре из пригородов ре и соседних ре .
Эпизодические ре населения ре собой ре , рекреационные и ре поездки, ре не только не ре по времени, но и не ре по одним и тем же ре . Если в ре поездках ре трудоспособный ре , то в рекреационных и ре часть ре . Состав ре эпизодических ре населения ре разнообразен. По ре масштабам ре вид миграций ре все остальные.