Файл: ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (Теоретико-правовые основы органов исполнительной власти РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Российская Федерация, как относительное молодое государство, все годы своего постсоветского существования осуществляет непрерывное реформирование унаследованной системы исполнительно-распорядительных органов и совершенствование существующей и динамически развивающейся в современной действительности системы исполнительной власти. Административное реформирование является необходимым и закономерным процессом для развития любого государства, поскольку направлен на обеспечение устойчивости, динамичности социально-экономического развития страны, возможности адекватно реагировать на внутригосударственные изменения и учитывать геополитические цели государства.

В современном правовом государстве исполнительная власть представляет собой самостоятельную ветвь власти, которая не подчинена другим ветвям государственной власти. При этом стоит отметить, что другие ветви государственной власти вправе осуществлять контроль за исполнительной ветвью власть, а степень подконтрольности исполнительной власти возрастает в условиях развития демократии и ее проявлений. Исполнительная власть осуществляет распоряжение финансовыми и материальными ресурсами страны, а при оптимальном и правильном использовании, государство становится сильным и авторитетным.

Актуальность темы проявляется в формировании практических механизмов реализации конституционного принципа единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, что непосредственно является важнейшим условием повышения эффективности государства. Между всеми государственными органами существует взаимосвязь, и все они в той или иной мере находятся во взаимодействии друг с другом. Необходимо, чтобы взаимосвязь всех органов государственной власти была построена оптимально, так как именно от нее зависит эффективность управления государством и обществом.

Современное развитие цивилизованного общества невозможно без формирования эффективной исполнительной власти. Это ведет к тому, что данная проблема выходит на общегосударственный уровень, 

Различные аспекты деятельности органов исполнительной власти рассматриваются в трудах отечественных ученых. К вопросу деятельности исполнительных органов обращалось много исследователей, таких как А.Ф. Ноздрачев, Ю.А. Тихомиров, Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев, А.Г. Чернявский, А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий и др.


Цель курсовой работы состоит в комплексном анализе органов исполнительной власти.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач курсовой работы:

- изучить органы государственной власти РФ;

- раскрыть роль и место органов исполнительной власти РФ;

- рассмотреть систему и структуру органов исполнительной власти РФ;

- проанализировать формы и методы деятельности органов исполнительной власти РФ.

Объектом исследования курсовой работы являются правовые отношения, возникающие в сфере функционирования органов исполнительной власти.

Предметом исследования курсовой работы являются правовые нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие функционирование органов исполнительной власти.

Теоретической основой курсовой работы послужили труды отечественных ученых по общей теории права.

Методологическую основу курсовой работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.

Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ[1], федеральные законы РФ, нормативные акты Президента и Правительства РФ, соответствующие, относящиеся к исследованию акты министерств и ведомств.

Эмпирической основой курсовой работы являются правовые акты российского и зарубежного законодательства. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики. Научная литература представлена современными авторами.

Теоретическая и практическая значимость курсовой работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы функционирования органов исполнительной власти.

Структурно курсовой работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная основа, эмпирическая основа и значимость курсовой работы, а также раскрыта ее структура.

В первой главе курсовой работы изучены теоретико-правовые основы исполнительной власти РФ.


Во второй главе курсовой работы проведен анализ структуры и содержания деятельности органов исполнительной власти РФ.

В заключении обобщены результаты курсовой работы.

Глава 1. Теоретико-правовые основы органов исполнительной власти РФ

1.1. Органы государственной власти РФ

Единство системы государственной власти закрепляется в Конституции РФ, но по своей сущности не является самостоятельной основой конституционного строя, а, вернее всего, является частью идеи, которая закрепляет федеративное устройство Российской Федерации. Но, несмотря на это, содержание этого принципа, его место в нашем государстве, применение на практике свидетельствуют о его самостоятельной роли в составе конституционных принципов. Без принципа единства системы государственной власти сложно представить возможность реализации и других конституционных принципов, которые находятся с последним в тесной взаимосвязи и зависимости. Вместе они представляют собой единый механизм. Данный механизм выполняет свою работу должным образом, если этими принципами руководствуется общество. Так же сложно представить без конституционных принципов существование государства в целом, которые олицетворяют ценностные ориентиры народа. Единство системы государственной власти олицетворяет собой такие понятия как: государственная воля, политическое единство народа, государственная и территориальная целостность государства. Это одно из важнейших проявлений системного характера власти.

Теория разделения властей была сформована английскими и французскими просветителями и в дальнейшем нашла свое отражение в политико-правовых актах и практике большинства стран мира. Особенность принципа разделения властей состоит в недопущении узурпации власти. Данный принцип положен в основу государственной власти во многих государствах. В настоящее время данная тема все больше и больше развивается в юридической литературе. Ученые говорят о важности соотношения, взаимосвязи и взаимодействия трех основных ветвей властей - законодательной, исполнительной и судебной, и, прежде всего об их значимости и роли в государственной системе общества их эффективном взаимодействии[2].


Суть теории разделения властей означает разделение функций власти, а следовательно, разделение полномочий между различными органами – в частности местными и государственными, и если принцип субсидиарности не соблюдены и государство берет на себя слишком много полномочий, то вряд ли можно говорить об эффективной организации и осуществления власти в государстве. Вместе с тем у излишне децентрализованных государствах со “слабым центром” при определенных условиях могут возникнуть центробежные тенденции, которые могут проявляться в таких негативных для любого государства явлениях, как сепаратизм. Следовательно, конституционализм предусматривает эффективное разделение властей как по горизонтали, так и по вертикали.

Принцип разделения властей – это основополагающий принцип устройства любого демократического государства. Известный еще со времен Древней Греции он призван укрепить государственный строй, обезопасить его от потрясений и изменений.

Структура государственного управления – устройство, ряд составляющих звеньев государственного аппарата, их взаимосвязь, а также соподчиненность его составных частей, принципы организации и функционирования[3].

В процессе исторического развития принцип разделения власти был сформирован еще на самых ранних этапах образования государства, а вылилось это в специализацию власти различных институтов и лиц, в которых в скором времени были обнаружены две стабильные тенденции: концентрация власти в одном институте (в одних руках) и потребность разделить труд, власть и ответственность. Из этого вытекают два следствия, которые следуют из такого двойственного отношения к власти: борьба против разделения власти и борьба за власть уже поделенных институтов, с одной стороны, а также стремление упорядочить все отношения разделённых властей, с целью избавления общества от дальнейших столкновений между ними. Впоследствии теория разделения властей начала обосновываться как составная часть теории правового государства[4].

Различают три рода власти: исполнительная, законодательная, судебная, которые обязаны быть распределены между соответствующими государственными органами. Если же в руках только какого-либо одного органа сконцентрируется власть, которая всегда различна по содержанию, то будет сформирована возможность для злоупотребления подобной властью, а, соответственно, свободы граждан будут существенно нарушаться. Любая из всех существующих ветвей власти была создана с целью практической реализации обособленных функций государства. Главное предназначение законодательной власти – своевременно определить право, сформулировать его в виде благоприятных законов, которые будут обязательны для исполнения гражданами. Исполнительная власть призвана контролировать исполнения законов. Судебная власть обязана принимать меры против преступных действий и разрешать определенные столкновения частных лиц. Несмотря на то, что органы власти должны действовать автономно, речь не заходит об их абсолютном обособлении, а только об относительной их самостоятельности, а также одновременном тесном воздействии друг с другом, реализуемом в пределах таких полномочий.


В соответствии с перечисленным получается, что целостный и единый механизм государственного управления в целях практического осуществления функций, присущих ему, расчленяется на составные элементы – подсистемы и органы, расположенные в некоторой иерархии: разные подсистемы и органы, занимают неоднородное место в механизме государственного управления, пребывая зачастую в сложных взаимоотношениях координации и субординации. Подобная структура довольно разнообразна и переменчива, однако при всех описанных условиях в его структуре имеются органы управления, органы принуждения, которые взаимозависимы, в таком критерии как раз и обосновывается классовая сущность государства.

Механизм современного государственного управления отличается степенью многообразия и сложности учреждений и органов, которые, в свою очередь, подразделяются еще и на крупные подсистемы[5].

Все существующие органы можно классифицировать по разным основаниям:

  • в зависимости от компетенции и организационно-правовых форм деятельности выделяют органы: исполнительно-распорядительные, представительные, судебные органы и органы надзора и контроля;
  • по принципу разделения властей.

Среди распорядительно-исполнительных органов выделяют: органы экономики; органы социально-культурной сферы, правоохранительные органы.

В зависимости от методов формирования разделяют: производные органы; первичные органы.

В зависимости от сферы деятельности различают: центральные органы; высшие органы; местные органы.

Согласно федеральному устройству государства: органы субъектов федерации; центральные (федеральные).

Самая важная классификация- классификация органов государства по содержанию их властных полномочий:

  • законодательные (представительные) органы – исполняют законодательную деятельность. В России – Думы субъектов федерации и, конечно, Федеральное Собрание;
  • исполнительно-распорядительные – осуществляют исполнение различных предписаний законов, для чего собственно и издают подзаконные акты, индивидуально-властные распоряжения. В РФ – Правительство, Президент, министерства и ведомства;
  • судебные органы – занимаются правосудием;

Любая из всех ветвей власти считается независимой и осуществляет каждая свою функцию. Но это не просто распределение функций между соответствующими звеньями государственного аппарата, а формирование трех относительно независимых сфер власти со своими структурными элементами.