Файл: Разработка комплекса маркетинговой службы предприятия (на примере ООО «Индустрия чистоты-Томск.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия
1.1 Сущность маркетинга и основное содержание маркетинговой деятельности предприятия
1.2 Основы деятельности маркетинговой службы предприятия
Глава 2 Анализ деятельности ООО «Индустрия чистоты-Томск»
2.1 Краткая характеристика деятельности организации
2.2. Существующая политика продвижения ООО «Индустрия чистоты-Томск»
Глава 3 Разработка комплекса маркетинга для ООО «Индустрия чистоты-Томск»
3.1 Формирование комплекса маркетинга
При разработке маркетинговой политики необходимо учитывать следующие принципы:
- принцип последовательности, который требует согласования каждой переменной величины с другими переменными. Так, например, высокое качество товара должно сопровождаться качественной рекламой, качественным обслуживанием и репрезентабельной упаковкой товара;
- принцип взвешенного подхода, который предполагает исследование и учет чувствительности рынка к постоянно меняющимся переменным конъюнктуры рынка. При этом, уделяя внимание важнейшим переменным, нельзя не учитывать и второстепенные. Например, если рынок чувствителен к качеству товара, то в рекламе целесообразно дать развернутую характеристику его качественных преимуществ;
- принцип учета изменения бюджетных и иных расходов предприятия, который требует соблюдения бюджетной дисциплины и комплексности в планировании структуры маркетинг - микса. Рациональность и разумное сочетание инструментов маркетинга для каждой конкретной ситуации на рынке могут быть залогом эффективного использования оборотных средств и вложенного капитала фирмы.
Одним из наиболее широко используемых инструментов для продвижения организаций является проведение PR-событий. Данный метод формирования оптимального имиджа компании и продвижения организации получил название «событийный маркетинг». PR-события предполагают контакт со специально приглашенной аудиторией и демонстрацию конкурентных преимуществ фирмы. Главная цель использования данного PR-средства - получение эффекта узнаваемости и рост лояльности потребителей, что обеспечивает оптимальный имидж компании.
Задачи PR-событий сводятся к двум важным моментам: обеспечение постоянного присутствия коммерческой структуры в информационном поле и дополнительное привлечение внимания журналистов и широких целевых аудиторий к компании, ее продукции или услугам.
Реализация средств PR происходит, как правило, после разработки PR-стратегии предприятия, т.е. только после анализа рынка, выявления целевых аудиторий и разработки конкретного плана действий.
В конечном счете, каким образом осуществляется продвижение компании, какие методы используются - целиком и полностью зависит от планов организации и ее долгосрочных и краткосрочных целей.
Глава 2 Анализ деятельности ООО «Индустрия чистоты-Томск»
2.1 Краткая характеристика деятельности организации
Исследуемая организация - ООО «Индустрия чистоты-Томск». Организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью. Образовано 9 апреля 2008 года. Директор - Лапицкий Владислав Юрьевич.
Предприятие не имеет собственного производства, основная его деятельность - закупка по оптовым ценам продукции бытовой химии у производителей и поставка ее организациям здравоохранения, государственным организациям и так далее. В связи с этим можно отметить лишь тот факт, что продукция, которая закупается организацией, является качественной и зарекомендовавшей себя на рынке - как правило, данная продукция находится на этапе зрелости (жизненный цикл продукции).
ООО «Индустрия чистоты - Томск» основана была в 2008 году. Это была совершенно другая организация, которая занималась производством и установкой пластиковых окон. Затем организация меняет кардинально сферу своей деятельности и становится в 20102 году снабженческой организацией. Начинает заниматься снабжением организаций инвентарем, бытовой химией, гигиеническими средствами и хозяйственными товарами. Организация имеет свой торгово-выставочный зал, который совмещен с главным офисом. Его площадь занимает около 100 кв.м.
Миссия организации - это снабжение государственных и частных предприятий города Томска хозяйственными товарами, моющими и дезинфицирующими средствами, расходными санитарно-гигиеническими средствами.
Своей собственной продукции организация не имеет, но выполняет услуги по снабжению такой продукцией как:
- Моющие, чистящие средства (порошки, гели, средства для мытья и дезинфекции различных поверхностей)
- Дезинфицирующие средства (в основном для медицинских учреждений)
- Инвентарь для уборки
- Туалетная бумага, влажные салфетки, бумажные полотенца, пеленки и т.д.
Основной вид деятельности организации - это поставка продукции по
государственным закупкам (ФЗ №44). Организация участвует в государственных закупках, предлагая свою продукцию другим предприятиям, не только в Томске, но и в ближайших регионах.
ООО «Индустрия чистоты-Томск» вынуждена существовать в условиях конкурентной среды между малыми и средними предприятиями той же продукции,
занимающимися так же поставками товаров и услуг в данной области. Среди клиентов организации есть как государственные предприятия, такие как ТУСУР, РТС, Медсанчасть №2, так и частные организации - Ферганская кухня, Антонов двор.
Представим ключевые факторы успеха ООО «Индустрия чистоты - Томск» на рынке:
Таблица 1 - Критерии успеха предприятия
Критерий |
Удельны й вес критерия |
Конкуренты |
|||
ООО «Офис -ленд» |
ООО «Коммстар » |
ООО «Мойдодыр » |
«ООО «Индустрия чистоты - Томск»» |
||
Доля в сегменте |
0,2 |
10% |
8% |
12% |
70% |
Квалификация персонала |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Окончание таблицы 1
Известность компании |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Уровень сервисной поддержки |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
0,1 |
Качественные характеристик и |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Уровень цен |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Место среди конкурентов |
0,1 |
0 |
0 |
0,1 |
0,1 |
Качество продукции всех перечисленных компаний достаточно высокое и находится на одном уровне. Ценовая политика данных предприятий также находится в одном ценовом диапазоне.
Для рассмотрения внутренней и внешней среды предприятия и последующего SWOT-анализа, рассмотрим следующие моменты. Выделим основных стейкхолдеров ООО «Индустрия чистоты-Томск» и генераторы их ценностей. Представим данную информацию в виде следующей таблицы:
Таблица 3 - Стейкхолдеры ООО «Индустрия чистоты-Томск»
Стейкхолдер |
Цель |
Генераторы ценности |
Располагаемые ресурсы |
Потребители услуг - организации, нуждающееся в поставках бытовой химии для осуществления своей деятельности |
Удовлетворение потребностей организаций |
Качество бытовой химии Стоимость бытовой химии Объем продаж Удобство доставки |
Требования, предъявляемые к качеству бытовой химии Попытки снизить цену в ходе переговоров |
Учредители |
Прибыльность Узнаваемость среди населения Лидерство на рынке Томска |
Рост прибыли Рост рентабельности Рост конкурентоспособн ости Привлекательность среди населения и юридических лиц |
Получение дивидендов Возможность выгодной продажи бизнеса |
Окончание таблицы 2
Сотрудники |
Уровень жизни |
Рост заработной платы Предоставление социального пакета Безопасность труда Уверенность в завтрашнем дне Престижность рабочего места Удобство расположения организации Возможность бесплатно пользоваться продукцией |
Усилия, прилагаемые для выполнения своих рабочих обязанностей Соблюдение трудовой дисциплины Желание развиваться в профессиональной деятельности |
Государство |
Соблюдение нормативов в части качества продукции |
Предоставление рабочих мест Соблюдение законодательства |
Налоговые льготы Государственное регулирование деятельности предприятия |
Стратегическими целями ООО «Индустрия чистоты-Томск» является:
1. Повышение узнаваемости среди потребителей;
2. Совершенствование качества предоставляемых услуг;
3. Повышение уровня жизни сотрудников.
Компании имеет смысл использовать оборонительные тактики. Так как в настоящее время она имеет весомое конкурентное преимущество, то ему необходимо удерживать это преимущество, не допуская возникновения конкурентов.
Возможно использование следующей оборонительной тактики: окапывание и минирование подступов к собственным позициям. Возможно создание программ лояльности для потребителей. Тогда конкурентам в целях приведения цены в соответствие придется вводить аналогичную систему, тем самым повысив издержки.
Собственного производства у ООО «Индустрия чистоты - Томск» нет, поэтому производственная стратегия отсутствует.
Стратегической целью развития является решение задач в полном и качественном удовлетворении потребности компаний в моющих и чистящих средствах.
Расширение рынка сбыта и увеличение объемов продаж населению Томской области за наличный расчет в перспективе позволит снизить финансовую зависимость от заключенных государственных контрактах и получать стабильную прибыль.
Учитывая, средний возраст сотрудников предприятия - 45-50 лет, необходимо регулярное проведение повышения квалификации молодых сотрудников для создания кадрового резерва, в результате чего, сформируется категория сотрудников потенциально способных заменить естественную убыль возрастной категории сотрудников.
Постоянная работа в течение всего периода деятельности предприятия по улучшению качества предоставляемых услуг позволяет лидировать на рынке.
Деловая политика предприятия представляет собой основную цель работы организации и методы, которыми данная цель достигается. В отношении ООО «Индустрия чистоты» выделим следующее.
Цель организации - это получение прибыли посредством снабжения государственных и частных предприятий города Томска хозяйственными товарами, моющими и дезинфицирующими средствами, расходными санитарно-гигиеническими средствами.
Стратегическими целями ООО «Индустрия чистоты-Томск» является:
- Повышение узнаваемости среди потребителей. Для данных целей компании необходимо пересмотреть свою работу в области маркетинга и разработать комплекс продвижения на рынок.
- Совершенствование качества предоставляемых услуг. В данном направлении организация находится в постоянном поиске поставщиков с более выгодными условиями работы, при этом не допуская снижения качества поставляемой продукции.
- Повышение уровня жизни сотрудников. Реализуется посредством реализации социальных программ и обеспечения достойного уровня заработной платы и условий труда.
2.2. Существующая политика продвижения ООО «Индустрия чистоты-Томск»
В ходе анализа организационной структуры компании и интервью с руководителем и сотрудникам организации, был сделан вывод о том, что в структуре ООО «Индустрия чистоты-Томск» в настоящий момент отсутствует отдел маркетинга, не прибегает компания и к помощи PR-консультантов, основную работу в сфере продвижения организации берут на себя директор и секретарь.
Тем не менее, средства PR применяются компанией в процессе осуществления своей деятельности, однако используются нерегулярно и не обеспечивается оценка их эффективности.
Информационные материалы о деятельности ООО «Индустрия чистоты-Томск» как таковые в рамках компании сегодня не готовятся, хотя в теории корпоративная культура компании находится на высоком уровне и при этом постоянно развивается в лучшую сторону. В течение уже 10 лет компания на регулярной основе проводит обучающие тренинги для менеджеров по продажам (торговый отдел). Ранее в компании была практика составления «информационного вестника» по итогам года, сбора фото- и видеотеки, однако последние 5 лет эта деятельности угасла в связи с большой текучестью кадров - секретари, на которых были возложены данные обязанности, меняются в компании каждые 3-4 месяца.