Файл: Разработка комплекса маркетинговой службы предприятия (на примере ООО «Индустрия чистоты-Томск.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Современные товарные рынки выдвигают все более жесткие условия для производителей. Мало создать хороший товар, отвечающий всем требованиям целевого потребителя, установить на него приемлемую цену, обеспечить доступность товара для всех целевых потребителей. Для успешной деятельности предприятия на рынке необходим еще один важный элемент - налаживание регулярных эффективных коммуникаций со своими постоянными и потенциальными потребителями.

Следует отметить, что и западные и отечественные специалисты считают главным требованием к кампании по продвижению - профессионализм и эффективность, а этого достичь невозможно без системного подхода к решению данной задачи. Здесь на первый план, как и в любой системе, выходит грамотный подбор элементов, в нашем случае - инструментов маркетинга.

Целью любого предприятия является получение максимальной прибыли, а одним из важных факторов, позволяющих приближаться к этой цели, является эффективный комплекс мероприятий по продвижению.

Актуальность темы работы состоит в том, что в условиях жесткой конкуренции грамотно построенный комплекс маркетинга зачастую играет решающую роль. В результате поверхностного подхода к разработке программы маркетинга принятые решения зачастую бывают либо сомнительными, либо ошибочными, что в конечном итоге может привести к неоправданным затратам, и как следствие, снижение конкурентоспособности компании.

Одним из основателей теории маркетинга является Филипп Котлер, которым было введено определение маркетинга и основных его понятий, а также сформулированы основные маркетинговые концепции.

Среди зарубежных авторов, работы которых посвящены исследованию маркетинговых коммуникаций, выделяются Зундэ В.В., Котлер Ф., Ламбен Ж.Ж.

Отечественными авторами, посвятившими свои работы проблемам разработки комплекса маркетинга на рынок хозяйствующих субъектов, являются Алексеев А.А., Лобова Г.В., Поляковой В.А., Шаркова Ф.И., Стерховой С.А., Ульяновского А.В. и др.

Целью работы является разработка комплекса маркетинга для предприятия, осуществляющего деятельность в области снабжения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать теоретические основы маркетинговых коммуникаций;

2. Проанализировать деятельность исследуемой организации - ООО «Индустрия чистоты-Томск»;


3. Разработать комплекс маркетинга для данной организации и оценить его эффективность.

Объект работы - ООО «Индустрия чистоты-Томск».

Предмет исследования - методы и инструменты, формирующие комплекс маркетинга для ООО «Индустрия чистоты-Томск».

Методы исследования, используемые в работе - анализ теоретических источников по проблеме исследования, сбор эмпирических данных, синтез теоретических и эмпирических материалов, анализ. Также в работе использованы приемы финансового анализа. Абстрактно-логический метод позволил раскрыть особенности финансового состояния предприятия. Системно-структурный метод был использован для выявления структурных изменений в деятельности предприятия. Также использовался метод анкетирования.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия

1.1 Сущность маркетинга и основное содержание маркетинговой деятельности предприятия

В настоящий момент в качестве наиболее точного и емкого определения понятия маркетинга предлагается рассматривать определение, которое предложила Американская ассоциация маркетинга (AMA), назвав маркетинг процессом планирования и воплощения замысла, ценообразованием, продвижением и реализацией идей, товаров и услуг с помощью обмена, удовлетворяющего целям отдельных субъектов и организаций.

Таким образом, маркетинг заключается в том, чтобы спланировать и реализовать замысел, включает ценообразование, продвижение и реализацию товаров и ориентирован на выявление потребностей покупателей специфического характера. Маркетинг нацелен на помощь клиентам в оценке услуг фирмы и совершении правильного выбора.

Некоторые авторы предлагают свои определения понятия маркетинга. Так, Бароновым В.В. было дано следующее определение: «Под маркетинговой деятельностью понимают такую систему управления предприятием, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции, которые соответствуют определенным технико-экономическим характеристикам, в заранее установленных объемах»[1].


Целью маркетинга предприятия является обеспечение его рентабельности в определенных промежутках времени (Рисунок 1).

В качестве главной цели, основного направления маркетинга следует рассматривать разработку программ, главной задачей которых будет являться то, что они позволят определить наиболее оптимальную структуру изготовления товаров и услуг, для получения желаемого объема прибыли, повышения доходности предприятия.

Определение потребностей различных слоев рынка

Цели маркетинга

Определение путей воздействия на потребности рынка извне

Определение наиболее удобных и выгодных каналов продвижения товаров, и услуг на рынке

Всестороннее изучение существующего на рынке предложения

Рисунок 1 – Цели маркетинга

Маркетинг является совокупностью всех видов предпринимательской деятельности, которая позволяет обеспечить продвижение продуктов и услуг от изготовителя к покупателю и исследует положения, предпочтения и установки покупателей, постоянно используя данную информацию при создании новых потребительских продуктов и услуг[2].

Маркетинг оказывает воздействие на все этапы формирования прибыли, в частности, на общую эффективность компании.

Маркетинговая стратегия развития фирмы основывается на:

1. Стратегии стабильности, предполагающей поддержку предприятия при осуществлении им профессиональных действий.

2. Стратегии роста, предполагающей выход на новые рынки, расширение предприятия при увеличении инвестиций и транспортных единиц и объединении с другими предприятиями, поглощении конкурентных компаний.

3. Стратегии доступности, применяемой в ситуациях, угрожающих деятельности предприятия.

У стратегии доступности также есть собственные виды, которые представлены в рисунке 2.

1. Стратегией разворота, являющейся одной из немногих стратегий, которые действенны для любого предприятия. Она предполагает выявление нерентабельности услуг и отказ от них, так как они убыточны для предприятия, так как не приносят прибыли. Также в рамках данной стратегии сокращается штат предприятия, если содержание рабочей силы приносит ему большие убытки, увольняются недобросовестные и ленивые работники. Данная стратегия предполагает выявление и отказ от налаженных каналов, по которым реализуются услуги, если такие каналы нерентабельны и убыточны для предприятия.

Стратегическое планирование


Целеполагание

Проведение стратегического анализа

Обоснование стратегии

Разработка бизнес-провектов

Рисунок 2 – Алгоритм стратегического планирования

2. Стратегией отделения. Данная стратегия может быть охарактеризована следующей схемой, когда у предприятия имеется несколько дочерних предприятий, одно из которых стало приносить убытки. В этом случае предполагается, что управленческое решение об отказе от такого предприятия должно быть принято без ожидания, когда его убыточная деятельность повлияет на общую деятельность всего предприятия. Тут возможно три варианта или предприятие будет закрыто, или его материальная и производственная база будет переведена на более рентабельное предприятие, или же оно будет продано вместе с оборудованием.

3. Стратегией ликвидации, которая является исключительной мерой. Ее применение возможно при отсутствии материальной и финансовой возможности поддержки и возрождения предприятия. В таком случае продают его активы[3].

В ходе своего функционирования предприятием выбирается и реализуется одна из перечисленных стратегий. На крупных современных комплексных автономных транспортных предприятиях возможен выбор и нескольких стратегий одновременно.

«Маркетинговую стратегию предприятия» можно определить, как перспективный путь развития предприятия, целью которого является продуктивная работа на долгосрочную перспективу, основанная на принятии эффективных управленческих решений.

При разработке стратегии планирования работы компании разрабатываются такие практические действия, которые дают возможность для данного предприятия занять достойное место на рынке услуг и обладать стабильной конкурентоспособностью.

Таким образом, в рамках стратегического планирования, прежде всего, исследуются факторы внутренней и внешней среды и разрабатываются действия, направленные на достижение, развитие и капитализацию конкурентных преимуществ.

1.2 Основы деятельности маркетинговой службы предприятия

Основой маркетинговой деятельности на предприятии служит грамотно сформированная маркетинговая служба, задачей которой является организация и реализация маркетинговой политики. Маркетинговая политика - это всеобъемлющий план, ориентирующийся на основную идею, или на определенные цели и устанавливающий основные рамки стратегии, а также описывающий необходимые оперативные действия (использование маркетинговых инструментов).


Таким образом, структурными элементами маркетинговой политики являются:

- цели предприятия и цели маркетинга;

- маркетинговые стратегии;

- маркетинг-микс.

Основой маркетинговой политики служит маркетинговая стратегия предприятия. Перед маркетинговым планированием стоят следующие задачи:

- проанализировать ситуацию внутри предприятия и окружающую

среду;

- выбрать рынок;

- определить размер покрытия рынка;

- выработать основные принципы поведения по отношению к участникам рынка;

- определить ключевые моменты в использовании маркетинговых инструментов.

Решая вопросы исследования рынка, маркетологи устанавливают на товар наиболее благоприятную цену, что способствует повышению прибыльности фирмы

Современный маркетинг требует осуществления коммуникаций со своими заказчиками. Маркетинговые коммуникации - это процесс обмена информацией между фирмой и другими субъектами маркетинговой деятельности с целью представления и совершенствования деятельности фирмы и ее товаров. Процесс обмена информацией обусловлен единой глобальной целью продвижения фирмы и ее товаров.

Под анализом маркетинговой деятельности предприятия понимают сбор информации о деятельности предприятия, изучение ее по нескольким основным направлениям (товар, цена, покупатели, продвижение) и использование полученных результатов для выбора направлений развития бизнеса в целом и его отдельных составляющих.

Необходимо отметить, что такой анализ совершенно необязательно должен быть сверхсложным, задействующим большое количество информации, труда, времени и других ресурсов (именно боязнь начинать такое сложное дело часто отвращает руководителей от использования маркетингового анализа). Для большинства средних и малых предприятий вполне достаточно стандартных инструментов анализа. Крупные же предприятия обычно используют соответствующее программное обеспечение, что обусловлено как большими массивами собираемых данных, так и более широким спектром решаемых задач. После того как собрана вся необходимая информация, соответствующая перечисленным критериям, грамотный специалист без труда сможет провести анализ маркетинговой политики по основным направлениям.

Таким образом, маркетинговая деятельность, являясь комплексной программой мероприятий по продвижению товаров и услуг от продавца до конечного потребителя, выступает как инструмент оптимального размещения ресурсов в системе планирования маркетинга и менеджмента. При этом осуществляется постоянное согласование спроса и предложения товара на рынке с помощью маркетинговых исследований и контроля соответствия действительных показателей предпринимательской деятельности плановым установкам.