Файл: Теории интеллекта: современный взгляд и подходы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В латинском словаре интеллект (intellectus) означает понимание. Как объект научного исследования, это понятие было введено в психологию английским антропологом и психологом Френсисом Гальтоном в конце ХIХ века.

На протяжении последнего столетия теории интеллекта формировались на базе общей психологии и были ориентированы на распознавание и формулировку закономерностей психоментальной деятельности головного мозга человека. Признаки интеллекта в психологии обозначают спектр познавательной деятельности и умственных способностей человека. На сегодняшний день многогранность интеллектуальных способностей путает научных деятелей в поисках определения истинной конкретики относительно этого состояния сознания.

Обращаясь к психологической науке, можно убедиться, что ученые так и не пришли к единому и согласованному мнению об интеллекте, а традиционные психологические исследования превратили интеллект в некую частную способность, имеющую весьма слабое отношение к реальным проблемам человеческой жизни. Тем не менее, любой парадокс лишь вынуждает обратить внимание исследователя на созревшие противоречия и ведет к формированию радикально новых, обоснованных реалиями сегодняшнего дня, решений и более качественных представлений. [5, стр.17]

Как известно, в психологии всё вращается вокруг одной оси – психофизической (и психофизиологической) проблемы. Всё многообразие систем порождено попытками разрешить (или обойти) эту проблему. Отсюда два полюса притяжения – душа (психика, разум и т.д.) и поведение (нервная деятельность, нейронная активность и т.д.), к которым устремлены большинство внятно сформулированных систем. [4] По моему мнению, аналогичным образом обстоят дела в отношении теорий интеллекта. Большинство из них опираются на поведенческий подход, однако в настоящее время все большую популярность приобретают теории интеллекта, в основу которых входят такие понятия как «интуиция», «мудрость», «единое информационное поле», «ментальное пространство» и т.д. Более детальному изучению таких современных подходов, сопоставлению их с предшествующими теориями интеллекта, выявления их преимуществ и недостатков посещена данная работа.

Целью данной курсовой работ – определить современные направления и подходы теорий интеллекта.

Поставлены следующие задачи:


- изучить несколько разных направлений в отечественных и зарубежных подходах теорий интеллекта,

- проанализировать такие теории, описать их преимущества и недостатки,

- выявить основные тенденции современных теорий интеллекта.

Объектом исследования работы являются теории интеллекта, предметом исследования – подходы теорий интеллекта, современный взгляд на теории интеллекта, основные положения теорий, преимущества и недостатки теорий, взаимосвязь теорий между собой.

В работе исследуется три современных взгляда на теории интеллекта. Первый взгляд – это взгляд Марии Александровны Холодной, советского и российского психолога, доктора психологических наук, профессора института Психологии РАН, которая известна, прежде всего, исследованиями в сфере психологии интеллекта, одарённости, педагогической психологии и когнитивных стилей. В её монографии «Психология интеллекта: парадоксы исследования» описаны основные существующие теорий интеллекта, их проблемы и недостатки, предложена новая концепция ментального опыта в рамках когнитивного подхода. Второй взгляд на современные теории интеллекта описан в американском учебном пособии «Введение в психологию» авторов Рита Л. Аткинсон, Ричард С. Аткинсон, Эдвард Е. Смит, Дэрил Дж. Бем, Сьюзен Нолен-Хоэксема под редакцией В.П. Зинченко в Главе 12 «Индивидуальные различия» раздела «Новейшие теории интеллекта». В основании третьего взгляда лежит статья Маркуса Энтони «Рубежи теории интеллекта» из журнала Форсайт №4 (4) 2007. Следует отметить что Форсайт - это международный, междисциплинарный рецензируемый журнал открытого доступа, публикующий оригинальные научные статьи c результатами передовых теоретических и прикладных исследований в ключевых областях стратегического планирования, научно-технической и инновационной политики. По моему мнению, именно в этом журнале содержится наиболее передовая и актуальная информация о современных альтернативных подходах теорий интеллекта, на которые следует обратить внимание, и которые содержат передовые знания и отвечают духу нашего времени.

Методами написания данной курсовой работы являются:

- метод анализа - разделение научных подходов и выделение и изучение отдельных теорий интеллекта, разделение теорий на основные положения и т.д.;

- метод синтеза – соединение и объединение теорий по общему признаку в научные подходы, объединение теорий в группы по общим тенденциям и понятию «современности» и т.д.;


- метод сравнения – сопоставление современных взглядов на теории интеллекта, подходов и теорий с целью выявления сходств и различий между ними на основании интересующих признаков;

- метод классификации - разделение теорий на определенные классы, позволяющие увидеть их специфику, разнообразие и связи, посредством этого вникнуть в их сущность.

Курсовая работа состоит из двух частей. В первой дается краткий обзор трех современных взглядов на теории интеллекта, выделяемых в них подходах и теориях. Во второй части произведен анализ и сравнение исследуемых подходов и некоторых выделенных современных теорий интеллекта.

1. ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА

1.1 Концепция ментального опыта М.А. Холодной

Долгие годы монополия в изучении интеллектуальных возможностей человека, как известно, принадлежала тестологии. Именно в рамках этого направления оформилось понятие "интеллект" в качестве научной психологической категории, и именно тестология, имея почти вековую историю исследования этого психического качества, вынуждена была признать свое полное бессилие в определении его природы. [5, стр.13]

Кризис тестологического подхода в определении понятия "интеллект" - это проявление общего кризиса теорий описательного типа, а также кризиса экстенсивной эмпирической психологии. Своеобразной реакцией на неконструктивность тестологических теорий явились экспериментально-психологические теории интеллекта, разрабатываемые в рамках различных зарубежных и отечественных подходов и ориентированные на выявление механизмов интеллектуальной активности. В целях упорядочения накопленного в этой области психологических исследований материала выделим несколько основных подходов, для каждого из которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке природы интеллекта (см. таблицу 1.1). [5, стр.36]

Таблица 1.1

Подходы к изучению интеллекта (адаптировано из: М.А. Холодная «Психология интеллекта: парадоксы исследования»)

Название подхода

Определение интеллекта, концепция подхода

Теории

Тестологический подход

Интеллект - это то, что измеряют тесты интеллекта, интеллект - это склонность субъекта вести себя интеллектуально в определенной ситуации

Двухфакторная, многофакторная, иерархическая, кубическая, радиально-уровневая теории интеллекта


Продолжение таблицы1.1

Феноменологический подход

Интеллект как особая форма содержания сознания

Гештальт-психологическая теория интеллекта, особенности индивидуальной базы знаний как основа интеллектуальной компетентности

Генетический подход

Интеллект как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с внешним миром

Этологическая теория интеллекта, операциональная теория интеллекта

Социо-культурный подход

Интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом

Культурно-историческая теория высших психических функций

Процессуально-деятельностный подход

Интеллект как особая форма человеческой деятельности

Интеллекта в контексте теории мышления как процесса, личностные факторы интеллекта в рамках теории деятельности

Образовательный подход

Интеллект как продукт целенаправленного обучения

Теории когнитивного научения

Информационный подход

Интеллект как совокупность элементарных процессов переработки информации

Ментальная скорость как основа индивидуальных интеллектуальных различий, элементарные информационные процессы как основа индивидуальных интеллектуальных различий

Функционально-уровневый подход

Интеллект как система разноуровневых познавательных процессов

Структурно-уровневая теория интеллекта, теория функциональной организации познавательных процессов

Регуляционный подход

Интеллект как фактор саморегуляции психической активности

Интеллект как условие контроля мотивации, интеллект как ментальное самоуправление – триархическая теория интеллекта

Нельзя не заметить, что эти направления формировались и развивались в режиме преемственности и дополнительности по отношению друг к другу. Так, некоторые экспериментально-психологические подходы возникли в качестве реакции на противоречия тестологических теорий интеллекта либо в качестве попытки объяснить индивидуальные различия в результатах тестового исполнения. В свою очередь, среди экспериментально-психологических теорий интеллекта существуют взаимопересечения и взаимовлияния. Каждое направление (в виде экспериментального исследования, учения либо теории) открывает новый ракурс проблемы природы человеческого интеллекта. [5, стр.72]


В заключение описания и систематизации экспериментально-психологических подходов теорий интеллекта, М.А. Холодная выделяет их общие черты. В данных подходах, постулируется, что:

- развитие и работа интеллекта зависят от влияния целого ряда факторов;

- существуют многообразные функциональные свойства интеллекта, которые характеризуют те или иные частные психологические механизм выполнения интеллектуальной деятельности и которые в той или иной мере могут свидетельствовать об уровне развития интеллектуальных возможностей субъекта. [5, стр.72]

Однако далее автор видит, что вопрос, описывают ли экспериментально-психологические подходы интеллект как целостную психическую реальнсть, остается открытым. «Допустим, что со временем мы узнаем о других факторах интеллекта и получим еще некоторое количество описаний того, как функционирует интеллект в тех или иных конкретных ситуациях. Тогда в идеале мы будем знать почти все о факторах и функциональных проявлениях интеллекта, но по-прежнему почти ничего не будем знать о... собственно интеллекте. Иными словами, интеллект как психическая реальность в экспериментально-психологических исследованиях "исчез", превратившись в своего рода "черный ящик", который в плоскости "факторы - проявления" можно изучать до бесконечности…Ибо при такой постановке проблемы интеллекта на любом этапе ее изучения мы вслед за Спирменом можем повторить себе: "Понятие интеллекта имеет так много значений, что, в конечном итоге, не имеет ни одного".[5, стр.73]

В качестве решения данного противоречия, М.А. Холодная предлагает свою оригинальную концепцию интеллекта как общей способности, разработанной в рамках когнитивного подхода.

Суть когнитивного подхода заключается в редукции интеллекта к свойствам отдельных познавательных процессов. Менее известно другое направление, которое сводит интеллект к особенностям индивидуального опыта. [2, стр.48]

М.А. Холодная дает следующее определение: интеллект по своему онтологическому статусу – это особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, прогнозируемого ими ментального пространства и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего [5, стр.165]

Ниже приведены определения основных понятий данной концепции. Ментальный опыт - это система наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обусловливающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности. [5, стр106] Схематически соотношение основных понятий, которыми может быть описана феноменология интеллекта, представлено на рисунке 1.1.