Файл: Теории интеллекта: современный взгляд и подходы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 2.1

Триархическая теория Стернберга

Различия интеллектуальных способностей обусловлены различием мыслительных процессов (компонентная субтеория), влиянием индивидуального опыта на интеллект (экспериециальная субтеория), влиянием среды и культуры (контекстуальная теория)

+ рассматривает индивидуальный опыт и контекст интеллектуальной деятельности;

+ учитывает базовые механизмы переработки информации

- неполная согласованность субтеорий;

- не объясняет, как решение задач осуществляется в повседневных контекстах;

- игнорирует биологические аспекты интеллекта

Теория интеллекта Цеси

Интеллект определяется взаимодействием между множественными когнитивными потенциалами, которые обусловлены биологически, и обширной, хорошо организованной базой знаний

+ контекст играет центральную роль в когнитивных процессах;

+ теория дает более обширное понятие контекста (психического, социального и физического);

+ учитывает биологические аспекты интеллекта;

+ объясняет, как решение задач осуществляется в повседневных контекстах;

-отрицает связь интеллекта и способности к абстрактному мышлению

Несмотря на очевидные различия, данные теории интеллекта имеют ряд общих черт. Все они пытаются принимать во внимание биологический базис интеллекта, будь то базовый механизм переработки или совокупность множественных интеллектуальных способностей, модулей или когнитивных потенциалов. Кроме того, в трех из этих теорий особо подчеркивается роль контекста, в котором функционирует индивидуум, т. е. средовые факторы, оказывающие влияние на интеллект. Таким образом, развитие теории интеллекта в рамках этого взгляда предполагает дальнейшее изучение сложных взаимодействий между биологическими и средовыми факторами, находящимися в центре современных психологических исследований.

Если рассматривать позиционирование современных теорий интеллекта в рамках данного литературного источника, то мы можем увидеть их пересечение с теориями, которые описывает и систематизирует М.А. Холодная в своей книге (см. раздел 1.1). Результаты такого сопоставления представлены в таблице 2.2. Классификация по М.А. Холодной исследуемых теорий может иметь условный характер, так как такое разделение на подходы отражает только некоторые основные отличительные черты теорий, и они обладают свойствами преемственности и дополнительности по отношению друг к другу.


Таблица 2.2

Результаты сопоставления теорий интеллекта информационного подхода по Р.Л. Аткинсон и др. с подходами М.А. Холодной

Подхода по источнику «Введение в психологию» Р.Л. Аткинсон и др.

Название теории

Подход по М.А. Холодной

Информационный подход

Множественный интеллект Гарднера

информационный

Теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона

информационный

Триархическая теория Стернберга

регуляционный

Теория интеллекта Цесси

феноменологический, регуляционный, социо-культурный

Как уже упоминалось в разделе 1.1, М.А. Холодная имеет критический взгляд на такие подходы и теории.

Относительно представлений о существовании множества самостоятельных интеллектуальных способностей (в том числе множественной теории Г.Гарднера), она задает вопрос: «Сколько же на самом деле существует интеллектов? Являются ли данные факторы реальными интеллектуальными образованиями типа "первичных умственных способностей" либо это всего лишь форма классификации используемых тестовых заданий?» [5] Ни одна из теорий не дает ответа на эти вопросы.

Относительно триархической теории Стернберга , М.А. Холодная отмечает, что он пошел по пути объединения уже существующих направлений исследования интеллекта - информационного (субтеория компонентов), социо-культурного и генетического (субтеория контекста), образовательного (субтеория опыта), - сосредоточив внимание на таких критериях интеллектуального развития, как сформированность базовых когнитивных процессов, адаптированность к требованиям среды и обученность. Она безусловно считает конструктивным систематизацию научных знаний. Однако возникает вполне резонный вопрос: «Сколько "субтеорий" следует сформулировать, чтобы их количество перешло в качественно новое, действительно объяснительное понимание природы интеллекта?» [5]

2.2 Сравнительный анализ современных теорий интеллекта по Маркусу Энтони

Рассмотренные М. Энтони системные теории предлагают модели интеллекта, ставящие под вопрос основы рациональной концепции ментальной способности, или g-фактора. Эти теории не обязательно проблемно-зависимы и могут охватывать более одной области когнитивной деятельности.


Ниже в таблице 2.3 приведены результаты сравнительного анализа исследуемых теорий – «эмоциональный интеллект», «криативность», «мудрость» и «внутриличностный интеллект». Существует сложность в выявлении параметров для сравнения, так как данные теории не имеют достаточно четкого описания в научной литературе. Однако можно проследить некоторые связи и общие тенденции, изучив определения и основные характеристики.

Таблица 2.3

    1. Результаты сравнительного анализа современных теорий интеллекта в системного подхода по М. Энтони
    1. Название теории
    1. Определение
    1. Сравнение
    1. Теория внутриличностного интеллекта Гарднера
    1. Внутриличностный интеллект – это «способность формировать точную, правдивую модель себя и использовать ее для эффективной деятельности в жизни»
    1. - может включать духовную компоненту, но ее роль второстепенна;
    2. -интроспекция;
    3. - чувства способствуют более эффективному мышлению;
    4. - управление собственными эмоциями;
    5. -повышается значимость мудрости;
    6. - управление жизнью, интуитивное постижение смысла вещей
    1. Эмоциональный интеллект
    1. Эмоциональный интеллект – это «способность воспринимать и выражать эмоции точно и адаптивно, способность понимать эмоции и эмоциональные знания, способность использовать чувства для помощи мышлению и способность управлять эмоциями в себе и других
    1. - акцент на восприятии эмоций и чувств, осознание эмоций и их взаимосвязей с чувствами;
    2. - в фокусе – управление собственными эмоциями;
    3. -эмоции способствуют эффективному мышлению;
    4. - эмоции и интуиция не дифференцируются;
    5. -способствует развитию мудрости;
    1. Креативный интеллект
    1. Интеллектуальные способности, помогающие творчеству - это «те когнитивные способности, которые непосредственно вовлечены в создание ценной оригинальной работы
    1. - креативность – основной когнитивный метод
    1. Мудрость
    1. Мудрость – это экспертные знания о фундаментальной прагматике жизни
    1. - совместимость с духовными дисциплинами и идеями;
    2. - знание выходит за пределы истории и культуры;
    3. - источник знаний – жизненный опыт;
    4. - акцент на расширение благ вне себя;
    5. - упор на обнаружение смысла и цели жизни

К примеру, Гарднер отмечает высокое значение мудрости во внутриличностном интеллекте. Обе эти концепции имеют духовные компоненты и делают упор на постижение смысла вещей.

Значимость чувств и эмоций, их влияние на познавательную деятельность, способность их контролировать, интроспекция – общие черты теории эмоционального и внутриличностного интеллекта.

Прослеживается связь исследуемого взгляда с теориями интеллекта, описанными в разделах 1.1 и 1.2. Точкой соприкосновения является теория Гарднера. Причем М. Энтони в рамках системного подхода рассматривает только часть множественного интеллекта – внутриличностный интеллект, ввиду актуальности диагностики некодифицированного знания, присущего индивидууму, обладающему определенным набором интеллектуальных способностей и практических навыков, и не формализуемого в виде публикаций, руководств, инструкций и других подобных материалов

Можно отметить общую тенденцию взглядов М. Энтони и М.А. Холодной. Оба автора стремятся описать интеллект, как некоторый целостный феномен, а не ограничится описанием его отдельных свойств. Они рассматривают интеллект как особый вид реальности, как реальное психическое качество, что пока выходит за рамки академических дискуссий.

Выводы к главе 2

После анализа трех вышеизложенных взглядов на теорию интеллекта, можно сделать вывод, что концепция М.А. Холодной и теории, описанные М.Энтони, являются более современными, чем подход Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема в рамках учебного пособия «Введение в психологию». В последнем источнике изложено классическое понимание интеллекта в рамках информационного подхода, что является современным только относительно факторного подхода.

М.А. Холодная и М. Энтони в свою очередь пытаются разрешить сложности сознания новой объемлющей теории, которая объяснит интеллект как единый феномен, особый вид реальности. Также они выделяют еще один критерий современного знания – это освещение практического интеллекта, как интеллекта ведущего к успеху индивида в повседневной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопрос современного позиционирования теорий интеллекта является весьма актуальным. В настоящее время положение дел в области психологии интеллекта по целому ряду позиций парадоксально. Однако в науке констатация парадоксальности изучаемого явления всегда являлась свидетельством того, что созрели условия для пересмотра существующих на данный момент представлений о природе данного явления и формирования качественно нового взгляда на соответствующую научную проблему. Психологические исследования интеллекта, связанные с изучением общих закономерностей его организации, функционирования и критериев развития, в этом плане исключением не являются. [5]


В данной работе были рассмотрены три научных литературных источника по вопросам современных теорий интеллекта с целью понять, какие существую направления, отвечающие духу современности:

  1. М.А. Холодная «Психология интеллекта: парадоксы исследования»,
  2. Учебное пособие «Введение в психологию» Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема
  3. М. Энтони «Введение в психологию»

В результате изучения данных взглядов, можно сделать следующие умозаключения:

  1. В рамках книги «Введение в психологию» Р.Л. Аткинсона и др. современные теории интеллекта отождествлены с некоторыми теориями информационного подхода. Такой взгляд является обоснованным в академических кругах, но при этом весьма ограничен уже существующими концепциями психологии.
  2. М.А. Холодная в своей концепции ментального опыта совершает попытку ассимиляции новых фактов при помощи старого понятийного аппарата в новых его комбинациях, что является закономерными на определенном этапе многомерного синтеза.
  3. М. Энтони стремиться создать объединяющий стрежень, который бы обоснованно дал возможность ориентироваться в более глубоких особенностях нашего сознания. Он предлагает совершить шаг к признанию интегрального интеллекта - преднамеренного и сознательного использования расширенного разума таким образом, чтобы обеспечить успешную деятельность индивидуума в данной внешней среде. [6] Данная концепция пока выходит за рамки научных дискуссий. Описывая некоторые аспекты теорий системного интеллекта, таких как «внутриличностный интеллект», «креативность», «эмоциональный интеллект» и «мудрость», автор готовит теоретическую базу к полемике в научных кругах относительно рационально-критического взгляда на интеллект.

Касательно сравнительного анализа современных взглядов на интеллект можно сделать вывод, что, не смотря на очевидные различия, существуют общие аспекты:

  1. тенденция ухода от количественного критерия интеллекта, тестологических измерений и факторного подхода.
  2. общая задача – описать практический интеллект, который связан с современными понятиями «компетентности», «мудрости», «успешности», «креативности» и др;
  3. описывают интеллект как целостный феномена и как особый вид реальности.

Можно говорить о том, что современная психология интеллекта вступила на новый этап, на переднем крае которого находится концепция неоструктурализма, претендующая на открытие всеобщих законов управления различными системами.