Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность работы. В настоящее время современная экономика развилась до таких масштабов, что представив лет 10 назад, показалось бы фантастикой. Изобретаются новые технологии (сенсорные телефоны), способы расчета за покупку в магазине и т.д. Все это сделано для того, чтоб максимально удовлетворить потребности потребителя и извлечь дополнительную прибыль. Данное развитие экономики было бы невозможно без такого процесса, как конкуренция. Конкуренция существует везде: как среди покупателей (борьба за наиболее выгодные условия приобретения), так и среди продавцов (борьба за покупателя). Основные виды конкуренции известны всем: это неценовая и ценовая конкуренция.

Через ценовую конкуренцию предприниматели влияют на потребителя, посредством изменения в цене. Потребитель всегда стремиться получить товар, за как можно меньшее количество денег, ища наиболее выгодное предложение. Но предприниматели стремятся заполучить как можно больший объем прибыли – это и порождает ценовую конкуренцию среди предпринимателей. Поэтому, проблема применения ценовой конкуренции является актуальной темой в наше время. Каждый день на практике нам приходится сталкиваться с проявлением ценовой конкуренции. На рынке часто назначают различную цену на один и тот же товар.

Можно выделить конкуренцию добросовестную и недобросовестную. Антагонизм между конкурентами существует при любом виде конкуренции, только получение прибыли достигается или честными, или нечестными методами. Современная практика показывает, что многие российские фирмы широко используют приемы недобросовестной конкуренции, причем доля последней все более возрастает и становится одной из главных реальностей современного российского бизнеса.

Объект исследования: конкуренция.

Предмет исследования: ценовая конкуренция.

Цель работы: изучить добросовестную и недобросовестную ценовую конкуренцию.

Задачи:

- рассмотреть содержание конкуренции и его развитие;

- изучить классификацию конкуренции;

- рассмотреть ценовую конкуренцию в экономической системе;

- изучить особенности добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции.

Теоретические и методологические основы исследования явились труды российских и зарубежных ученых экономистов: исследующих проблемы по изучаемой теме: Питера Друкера, Дж. Эванса, Б. Бермана, Ч.Т. Сендиджа, В. Фрайдбургера, К.Роцтолла, Питера С. Роуза, К. Мюллера, Ю.В. Пашкуса, Т. Питера, Р. Уотермана, С. Эбеля, М. Бруна, Дж. Тилмеса, М. Ауэрома, М. Герцена, Д. Бэре, Э. Доллана, Ф. Котлера, Р. Смита, Г. Амстронга, и других.


Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ.

1.1 Содержание конкуренции и его развитие

Понятие слова «конкуренция» происходит от латинского слова «Concurrere», что означает столкнуться. Конкуренция - это конкуренция между отдельными лицами, предприятиями, фирмами и другими экономическими единицами в любой области, заинтересованной в достижении одной и той же цели. С точки зрения экономики конкуренция понимается как процесс взаимодействия, взаимодействия и борьбы между конкурирующими подразделениями, действующими на рынке (например, предприятия, фирмы и т. д.) для достижения наиболее благоприятных условий для продажи своей продукции (получения признания на рынке и большей суммы денег за проданный продукт) путем удовлетворения различных потребностей потребителей. Предметом конкурса считается производство товаров или услуг.

Определение конкуренции в ее нынешнем виде не всегда было таким. Многие экономисты, придерживающиеся взглядов некоторых экономических школ, придали этой концепции разные характеристики, основанные на теоретических концепциях конкурентных конкурентных целей рынка и конкуренции, которые преобладали в определенный период времени в конкретной стране.

Первыми экономистами, которые пытались охарактеризовать «конкуренцию», были представители классической школы - А. Смит, Д. Рикардо, Д. С. Милл, К. Маркс [15, с. 69].

Адам Смит первым связал концепцию конкуренции с честной конкуренцией за самые выгодные условия продажи / покупки товаров между продавцами или покупателями. Конкурс на А. Смита - «невидимая рука» рынка, координирующая деятельность всех участников (предпринимателей). Кроме того, Смит разработал теорию конкурентной цены, выявил обратную связь между ценой и предложением и на этой основе сформулировал концепцию конкуренции как конкуренции.

Развитие идей, предложенных Адамом Смитом в отношении феномена конкуренции, было развито Д. Рикардо. Он построил теоретическую модель совершенной конкуренции и описал принципы ее функционирования в долгосрочной перспективе. В этой модели конкуренции цены формировались под влиянием спроса и предложения в результате конкуренции, а предприниматели стремились минимизировать издержки производства и продажи продукции.


Карл Маркс разделил конкурс на два типа: внутриотраслевое и межотраслевое. Внутриотраслевой конкурс-конкурс между производителями одной отрасли для наиболее благоприятных условий производства и продажи товаров. По мнению Маркса, внутриотраслевая конкуренция дополняется межотраслевой конкуренцией. Межсекторальная конкуренция - это конкуренция между производителями различных отраслей промышленности за наиболее благоприятные условия для применения капитала, а основным средством такого соревнования была передача капитала между отраслями.

Л. Валрас, В. Парето и другие ученые пришли к выводу, что конкуренция возникает только в случае избыточного предложения, когда предприниматели начинают снижать цену, чтобы привлечь больший поток покупателей.

Все вышеприведенные определения «конкуренции», так или иначе, относятся к понятию «идеальная конкуренция». В XX веке ряд экономистов, представленных А. Пиу, П. Сраффом, Э. Чемберлином и Д. Робинсоном, пришли к выводу, что конкуренция возможна не только в присутствии большого числа предпринимателей на рынке, а также в отсутствие их вообще (рыночная монополия), поэтому возникла концепция «несовершенной конкуренции». Несовершенная конкуренция - конкуренция между производителями

Кроме того, в структуру концепции «конкуренция» входят «конкуренция» и «конкурентный рынок». Конкуренция - это способ, которым отдельные фирмы ведут себя на рынке, а конкурентный рынок определяет рыночные структуры и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технология производство, виды продаваемых товаров и т. д.).

Конкурентоспособность рынка определяется границами, в пределах которых отдельные фирмы могут влиять на рынок (условия продажи своей продукции, а именно цены). Менее определенные фирмы влияют на рынок, где они продают свои товары, тем более конкурентным признается рынок. Самая высокая степень конкурентоспособности рынка достигается, когда отдельная фирма вообще не влияет на нее. Это возможно только в том случае, когда на рынке было такое огромное количество фирм, что любой из них отдельно не в состоянии влиять на уровень цен. Такой рынок называется конкурентоспособным в целом. Фирма, которая работает на полностью конкурентном рынке, не проводит между собой конкуренцию.

Одним из законов рынка является борьба за экономическое выживание и процветание производителей. Конкуренция (а также ее противоположность - монополия) может существовать только на определенном состоянии рынка. Различные виды конкуренции зависят от определенных рыночных показателей. Основными показателями являются:


количество предприятий (экономических, промышленных, коммерческих предприятий, имеющих права юридического лица), которые занимаются поставками на рынок;

- свобода входа и выхода на рынок;

- дифференциация товаров (создание предприятиями одного и того же товара с учетом различных индивидуальных характеристик, например: качество, цвет, размер, бренд и т. д.).

рынок управления-предпринимательства7.

Рыночная конкуренция является важным компонентом современной экономической теории. Без этой концепции не может быть никакой модели механизма функционирования рынка. Теория рыночной конкуренции, в отличие от других разделов экономической теории, в последнее время нашла более широкое практическое применение.

В России Конституция Российской Федерации является основным источником, определяющим задачи государства в отношении конкуренции. В статье 8 Конституции Российской Федерации формулируется роль государства, которое заключается в государственной поддержке конкуренции, посредством реализации различных мер (правовых методов), предусмотренных в различных нормах конкуренции и монополистического законодательства.

В законодательных актах правительство Российской Федерации запрещает:

- не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;

- использование гражданских прав для ограничения конкуренции;

- злоупотребление доминирующим положением на рынке;

- устанавливать определенную цену (устанавливать монопольно высокие или низкие цены, демпинговые цены) и нецензурные (продажа товаров с незаконным использованием товарного знака, дискредитация конкурентов в рекламе) [18, с. 241].

1.2 Классификация конкуренции

В определенный исторический период конкуренция приобретает определенные особенности, которые заставляют исследователей интерпретировать это явление по-разному. Кроме того, множество определений конкуренции, в том числе использование авторами трех подходов для определения этой экономической категории:

1. Поведенческий подход

2. функциональный подход

3. Структурный подход.

С точки зрения поведенческого подхода конкуренция является конкурентным взаимодействием участников рынка для получения желаемых (необходимых или лучших) условий для репродуктивной деятельности. На основе поведенческого подхода конкуренция классифицируется по 4 критериям:


1) субъектами

2) по шкале

3) согласно методам

4) о законности конкуренции

5) по типу рынка.

По предметам конкурса выделяются:

1. независимая (индивидуальная) конкуренция проводится между отдельными независимыми хозяйствующими субъектами;

2. групповая конкуренция между различными формами бизнес-ассоциаций (кластер, транснациональные компании, компании, занимающиеся со-конкурентами, и т. Д.).

По типу рыночной конкуренции делится на:

1. совершенный (заключается в том, что покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют ее своим вкладом в спрос (покупатели) и предложение (продавцы);

2. монополистические (предприятия с рыночной властью дифференцированного продукта конкурируют за продажи). Например, рынок сотовой связи в России;

3. олигополия (характеризуется преобладанием небольшого количества фирм, обычно в количестве 2). Например, металлургическая промышленность: Северсталь, Норильский никель;

4. монополия (на рынке есть только одна компания). Например, Железные дороги.

Критерий законности относится к соблюдению компаниями антимонопольного законодательства. Существует два типа:

1. справедливая конкуренция (заключается в получении скудного ресурса путем создания более совершенных продуктов, предоставления более качественных услуг, сокращения издержек и соблюдения общепризнанных рыночных норм и правил поведения);

2. недобросовестная конкуренция (характеризуется действиями компании по дискредитации конкурирующей фирмы).

Согласно методам соревнований два типа:

1. цена (основанная на стремлении компании выиграть как можно больше на рынке и добиться лучших экономических условий за счет снижения цен за счет сокращения затрат);

2. Нецензурные (в этом типе конкуренции используются все методы, за исключением снижения цен, например, улучшение качества продукции, адаптация продуктов к потребностям потребителя (шитье одежды больших размеров и т. Д.)) [13, с. 199].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что классификация конкуренции происходит в трех подходах: поведенческом, функциональном и структурном. В поведенческом подходе конкуренция - это процесс соперничества участников рынка за обладание желаемыми условиями существования на рынке. В функциональном подходе конкуренция исследуется как неотъемлемый элемент рыночной системы, суть которой раскрывается в ее функциях. Структурный подход характеризует конкуренцию как рыночную модель, в которой взаимодействуют многие продавцы и покупатели, неспособные влиять на цену. В зависимости от степени монополизации рынков существует совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.