Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Ценовая конкуренция в экономической системе

В экономической теории конкуренция классифицируется по ряду признаков: по типу рынка, по масштабам, по предметам, по законности и по методам. Методы, используемые для разделения конкуренции: цена и неценовые.

Практика применения ценовой конкуренции в основном характерна для аутсайдеров. Посторонним является компания, предприятие любой отрасли, не включенное в монополистическую Ассоциацию предпринимателей этой отрасли, так называемый «дикий», аутсайдер, который занимает одно из мест закрытия на рынке этого продукта в терминах основных показателей. Фирмы-аутсайдеры практикуют ценовую конкуренцию в борьбе с монополиями, конкуренция, с которой аутсайдеры не располагают достаточными ресурсами в области неценовой конкуренции.

В тех случаях, когда компании пытаются выйти на рынки с новыми продуктами или попытаться укрепить свои позиции на рынке в случаях более низких продаж, они прибегают к использованию разных методов ценовой конкуренции.

Метод повышения цены товаров используется фирмами в случаях, когда:

- повышает уровень инфляции (девальвация валюты приводит к повышению цен на сырье, услуги третьих лиц (например, компания использует услуги транспортной компании) и т. д. в таких случаях, увеличивает себестоимость продукции и фирма вынуждена увеличивать цену продукта, а не оставлять на убыль);

- затраты (например, расширение персонала компании, связанное с производством продукции, повышение качества продукции (покупка более дорогого сырья или оборудования));

- увеличение спроса (продукт уже завоевал «аудиторию» покупателей на рынке, и когда цена повысится, она все равно продолжит покупать);

- в случае «продвижения» бренда (улучшение имиджа бренда) (чем популярнее бренд, тем выше цена на его продукцию).

Но рост цен чрезвычайно опасен для компании, потому что с ростом цен вы можете потерять клиентов. Поэтому практика повышения цен должна применяться, если:

- у компании уже есть большая клиентская база, которая заинтересована в покупке товаров этой компании и имеет высокий уровень «лояльности» к бренду;

- в случае изменений в области экономики и маркетинга в связи с ростом оптовых и розничных продаж, инфляционных процессов, введения экспортных пошлин и т. Д [23, с. 249].


Несмотря на то, что отношение покупателей к росту цен в большинстве случаев воспринимается негативно, они могут не заметить повышение цен, в некоторых случаях повышение цен может дать положительный ответ. Например, если вы отменяете скидки на товары или вводите новый ассортимент дорогих продуктов, потребитель не придаст значения повышению цен. В случае позитивного восприятия роста цен потребитель может охарактеризовать повышение цен как улучшение качества и / или увеличение популярности продукта.

В зависимости от внешних и внутренних условий компании, а также характера произведенных товаров, компания может иметь дополнительную прибыль от повышения цен или, наоборот, страдать от финансовых потерь.

Безболезненное повышение цены можно рекомендовать только в случае хорошо эластичного спроса, когда небольшое изменение цены приводит к значительному увеличению прибыли:

Метод отслеживания цен на ведущую фирму на рынке характеризуется тем, что фирма (как правило, небольшой производитель на рынке), производящая продукт, равный ведущей фирме, руководствуется ценами ведущей фирмы: присваивает одни и те же цены для своих продуктов либо немного выше, либо чуть ниже уровня цен ведущей фирмы. Этот метод можно использовать в следующих случаях:

  • новенькая фирма на рынке, видя высокий уровень продаж ведущих фирм, устанавливает точно такие же цены;
  • фирма не в состоянии осуществлять собственную стратегию ценовой стратегии;
  • компания подписала соглашение (обычно молчаливое) с лидером компании в случае изменения цены лидером фирмы, слишком сильно меняет цены.

Этот метод, помимо его положительных аспектов (нет необходимости развивать свою ценовую стратегию и т. Д.), также имеет отрицательные стороны, а именно, следуя ценам ведущей компании, компания может привести к серьезным ошибкам и просчетам. Например, лидер фирмы специально применил неверную стратегию, чтобы вытеснить фирму с рынка. В дополнение к вышеуказанным двум способам ценовой конкуренции, фирмы могут использовать такой метод, как снижение цены.

Реакция потребителей на снижение цен: потребитель видит более низкие цены, так как снижение качества продукта;

1. потребитель воспринимает снижение цен как свидетельство низкого спроса (непопулярности) на товары;

2. потребитель воспринимает снижение цен как «сокращение» бренда (бренда) товаров;

3. потребитель воспринимает снижение цен как необходимую меру в плохом финансовом положении компании;


4. потребитель воспринимает снижение цен как неизбежный выпуск новой модели продукта;

5. потребитель воспринимает снижение цен как возможность для компании выйти на рынок в ближайшее время, что может привести к дальнейшему отсутствию возможности покупки запасных частей или проведения гарантийного ремонта (типичного для рынка машин, автомобилей, и т.д.).);

6. потребитель ожидает дальнейшего более сильного снижения цен.

Таким образом, потребитель может не адекватно реагировать на снижение цен и не только не расширять свои покупки, но, наоборот, даже уменьшать их. Поддержание цены первого включает статические (постоянные) цены на товары в течение длительного периода времени. Этот метод используется при массовых продажах однородных товаров, рынок которых насыщен большим количеством фирм (транспортный рынок, косметический рынок и т. Д.). Таким образом, для любого покупателя есть продукты по той же цене, независимо от места и времени покупки.

Такая стратегия ценообразования применима на рынках с низкой эластичностью спроса, где нет резкой негативной реакции покупателей на поддержание высоких цен.

Таким образом, существует 4 метода ценовой конкуренции: снижение цен, сохранение цен, повышение цен и цены на ведущую компанию. Каждый метод применим при определенных условиях. Таким образом, метод снижения цен применим, когда на рынке появляется большое количество аналогов, метод сохранения цен используется в массовых продажах, метод повышения цен может применяться в случае растущего спроса, метод следования цены на ведущую компанию используются при отсутствии возможностей для разработки ценовой политики. Но при выборе одного из методов вы также должны знать о возможных реакциях потребителей на изменение цен.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДОБРОСОВЕСТНОЙ И НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

2.1 Определение добросовестной и недобросовестной конкуренции

Конкуренцию можно разделить на честную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию. Антагонизм между конкурентами существует в любом виде конкуренции, только прибыль достигается или честные или нечестные методы. Современная практика показывает, что многие российские фирмы широко используют методы недобросовестной конкуренции, а доля последних все больше возрастает и становится одной из главных реалий современного российского бизнеса. В случае недобросовестной конкуренции широко используются методы, связанные с нарушением законов и правил, принятых на рынке. Открытая конфронтация характеризуется острой антагонистической борьбой за завоевание и монополию рынка. На этом этапе отношений различные меры используются для нанесения значительного материального ущерба конкуренту вплоть до захвата, убийства ведущих сотрудников, взрывов и поджогов складов, офисов и т. Д. Наиболее острые такие отношения между конкурентами проявляются в условиях экономического кризиса и политической нестабильности. Работа по обеспечению безопасности бизнеса в конкурентной среде - это деятельность по выявлению возможных конкретных угроз, их предотвращению и ликвидации или минимизации посредством надлежащей юридической регистрации и технологической реализации соответствующих мер. Особое внимание следует уделить недобросовестной конкуренции. В случае недобросовестной конкуренции в конкурсе используются методы, связанные с нарушением правил и положений, принятых на рынке [22, с. 199].


Основными методами честной конкуренции являются:

- улучшение качества продукции

- снижение цен («ценовая война»)

- реклама

- разработка пред-и послепродажного обслуживания

- создание новых товаров и услуг с использованием достижений ЗППП и т. д.

Но наряду с методами честной конкуренции существуют и другие, менее законные методы конкуренции:

Основные методы:

- экономический (промышленный шпионаж)

- подделка продукции конкурентов

- взяточничество и шантаж

- мошенничество с потребителями

- мошенничество с бизнес-отчетностью

- валютное мошенничество

- сокрытие дефектов и т. д.

К этому мы также можем добавить научно-технический шпионаж, потому что любое научно-техническое развитие только в том случае, если оно является источником прибыли, когда оно используется на практике, т. Е. Когда научно-технические идеи воплощаются в производстве конкретных продуктов или новых технологий ,

Недобросовестная конкуренция является нарушением общепринятых правил и норм конкуренции. Это нарушает законы и неписаные правила.

Ст. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» интерпретирует эту концепцию как: любые действия хозяйствующих субъектов (групп лиц), направленные на получение пособий при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации, обычаям предпринимательства оборота, требований респектабельности, рациональности и справедливости и причинили или могут нанести ущерб другим хозяйствующим субъектам - конкуренты либо повреждены, либо могут нанести вред их деловой репутации.

Формы недобросовестной конкуренции устанавливаются ст. 14 вышеуказанного закона. Это

- распространение ложной, неточной или искаженной информации, которая может нанести ущерб другой коммерческой организации или повредить ее деловой репутации;

- вводит в заблуждение потребителей о природе, методе и месте производства, потребительских свойствах, качестве и количестве товаров или производителей;

- неправильное сравнение товаров, произведенных или проданных хозяйствующим субъектом товарами других хозяйствующих субъектов;

- продажа, обмен или иное введение в обращение товаров, если результаты интеллектуальной деятельности и приравненные средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продуктов, работ, услуг были незаконно использованы;

- незаконное получение, использование, раскрытие информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну;


- приобретение и использование исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продуктов, работ и услуг.

В России существует определенный термин «административный ресурс», который часто используется в конкуренции. Обычно это понимается как нарушение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция. Кроме того, недобросовестная конкуренция часто упоминается как блокировка поставщика, то есть практика, при которой поставщик любых продуктов или услуг создает препятствия для потребителя для изменения поставщика или взаимодействия с продуктами других поставщиков. Поставщики, которые используют эту практику, нередко несут ответственность.

Диапазон действий, которые можно назвать нечестными, очень широк. Парижская конвенция определяет недобросовестную конкуренцию в следующих трех типах:

- все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товар, промышленную или коммерческую деятельность предприятия для предприятия, товаров, промышленной или коммерческой деятельности конкурента;

- ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товар, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

- использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа производства, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров [13, с. 199]..

2.2 Влияние недобросовестной конкуренции на эффективность регулирования ценовой дискриминации

Современные оценки влияния регулирования ценовой дискриминации с точки зрения внедрения промышленной политики и создания институциональных условий для экономического роста противоречивы. Таким образом, с одной стороны, установление разных цен на аналогичные товары или услуги может значительно ограничить конкуренцию как непосредственно на рынке для продажи товаров, так и на смежных рынках. С другой стороны, возможность продажи одного продукта по разным ценам может увеличить предложение и, как следствие, увеличить производство.