Файл: Организационное изменение: основные источники и механизмы (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эволюционная модель управления организационными изменениями осуществляется поэтапно. Первоначально пересматриваются взгляды, ценности и модели поведения сотрудников организации с целью их соответствия целям организации – то есть происходит как бы «размораживание» предприятия. Далее следует движение к переменам, в котором новые модели поведения, соответствующие целям предприятия испытываются и закрепляются персоналом в процессе обучения.

Любые вводимые изменения должны иметь логическое завершение, при этом происходит стабилизация и консолидация вновь созданных и официально принятых моделей поведения и организационных правил. На данном этапе в противовес первого этапа осуществляется «замораживание» процесса изменений.

Здесь важно правильно установить место в организационной иерархии, которое послужит исходным пунктом для изменений, и которое далее станет уже всеохватывающим для организации. Таким образом, в данном моменте также налицо преимущества эволюционной модели перед революционной: в первом случае существует множество вариантов хода изменений («снизу вверх» - обратный ход; «биполярная стратегия» - инициирование изменений одновременной нижней и средней частями иерархии организации и т.д.), то для второго варианта свойственно лишь одно движение «сверху вниз».

Модель эволюционных изменений широко применима в практике организаций, функционирующих в современном мире.

1.3 Сопоставление управления организационными изменениями

Целесообразность применения той или иной модели управления организационными изменениями находится в зависимости от множества факторов, главнейшим из которых являются отношение персонала к изменениям и понимание властных полномочий со стороны управленцев и со стороны сотрудников.

Находясь в кризисе ликвидности (см. рис. 2), предприятие имеет намного больше шансов реабилитации с использованием революционной модели, тогда как стратегический кризис (см. рис. 2) может быть преодолён только с техникой и принципами эволюционной модели. Кризис успеха (см. рис. 2) требует осмысленного подхода для выбора модели организационных изменений, при этом необходимо учитывать кадровый фактор и хозяйственные параметры организации.

В таблице 1 революционная и эволюционная модели представлены в сопоставлении друг с другом по нескольким самым важным признакам.[8]


Таблица 1

Сопоставление революционной и эволюционной моделей управления организационными изменениями

Признак

Революционная модель

Эволюционная модель

Позиция управления

Мышление дискретными категориями (например, разрыв с прежними структурами).

Чёткая постановка вопроса «почему нужны перемены».

Привлечение к участию убеждённых сторонников перемен

Сохранение членов организации на своих местах

Расчёт на собственные силы

Привлечение к участию сотрудников, затрагиваемых переменами

Демократизация, ликвидация иерархии

Отношение к персоналу

Предоставление дополнительных полномочий

Формирование профессионалов

Опора на сотрудников, способных к обучению и готовых взять на себя ответственность

Характер изменений

Глубокие и всеохватывающие перемены

Прерывность процесса

Изменения крупными скачками

Длительный процесс обучения и развития

Непрерывность процесса

Изменения мелкими шагами

Сроки реализации проекта

Несколько лет с упором на быстрый успех, измеряемый в количественных показателях

В течение длительного времени с расчётом на терпение и открытость

Объект изменений

Предприятие в целом или ключевые процессы

Предприятие в целом или его части

Цели

Значительное и стабильное повышение рентабельности (экономическая эффективность)

Повышение рентабельности (экономической эффективности) и гуманизация труда (социальная эффективность)

Вид кризиса

Кризис ликвидности

Кризис успеха

Кризис успеха

Стратегический кризис

Стратегия изменений

«Сверху вниз»

«Сверху вниз»

«Снизу вверх»

Биполярная стратегия

Стратегия «клина»

Стратегия «многих точек»

Методические аспекты

Реорганизация ключевых процессов в соответствии с принятой рыночной стратегией

Адаптация организационных структур и должностных инструкций

Изменение ценностных представлений

Внедрение современной информационной технологии

Развитие персонала и новые методы оплаты труда

Структурный и кадровый подходы

Ключевые роли

Лидер («властный покровитель»)

«Хозяин процесса» (в роли его куратора)

Группа реинжиниринга

Управляющая комиссия (в составе «властного покровителя» и специалистов)

«Шеф реинжиниринга» (специалист)

«Агенты изменений» (в составе специалистов и «хозяина процесса» в роли консультанта)

«Система клиента» (реорганизуемая область)

«Катализатор изменений» («властный покровитель»)

Сильные стороны

Возможность радикального обновления

Шансы на явное повышение рентабельности

Быстрота изменений

Концептуальное единство мероприятий

Значительное расширение компетенций

Социальная приемлемость в связи с естественным ходом изменений

Учёт способности к развитию членов системы

Стимулирование самоуправления и самоорганизации

специалистов

Долгосрочная перспектива

Отсутствие (снижение) сопротивления изменениям

Слабые стороны

Нестабильность в фазе изменений

Ограничения во времени и действиях в связи желанием быстро улучшить результаты

Исключение альтернатив стратегии перемен (только «сверху вниз»)

Низкая социальная приемлемость

Недостаточная скорость реакции

Завышенные требования к социальной компетенции участников процесса организационного развития

Необходимость поиска компромиссов

Недостаточная возможность реализации непопулярных, но необходимых решений


Таким образом, выбор модели организационных изменений должен быть взвешен и обдуман. Вполне вероятно, что наиболее приемлемым будет какой-либо синтезированный вариант, который удачно подстроится под конкретную организацию со спецификой её отрасли и внутренней среды.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «СВЕТЛАНА»

2.1 Краткая характеристика ООО «Светлана»

ООО «Светлана» является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием, расчетный счет в банке. Форма собственности предприятия – частная. Компания учреждена 04.02.2006 года. Учредителем Общества является физическое лицо. Уставный капитал Общества составляет 8 000 рублей. Полное официальное наименование Общества – «Общество с ограниченной ответственностью «Светлана». Краткое – ООО «Светлана».

Основным видом деятельности ООО «Светлана» является оптовая торговля компьютерной и офисной техникой. Деятельность организации направлена на «комплексный подход» к заказчику: от принятия заявки до поставки товара заказчику. Торговля осуществляется из офиса компании, отгрузка продукции заказчикам – со склада либо путём самовывоза, либо путём самостоятельной доставки товара клиенту компании. Реализация в ООО «Светлана» классифицируется по партиям: крупнооптовые (от 100 тыс. руб.), среднеоптовые (от 50 до 100 тыс. руб.) и мелкооптовые (до 50 тыс. руб.). Диаграмма, отражающие доли каждых партий в объёме реализации находится на рисунке 3.

Рисунок 3 – Структура продаж ООО «Светлана» по партиям

Таким образом, ООО «Светлана» реализует компьютерную продукцию преимущественно крупными партиями (54%).

Общество самостоятельно планирует свою деятельность, а также социальное развитие коллектива. Реализация товаров осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно.

ООО «Светлана» представляет собой офис, который находится в отдельно стоящем офисном здании, располагаясь на пятом этаже. Со стороны входа есть специальная парковка для автомобилей. Пешеходный доступ не ограничен. С противоположной стороны находится служебный вход. Площадь хозяйственного двора полностью заасфальтирована и не ограничена в доступе для посторонних. Возможна парковка автомобилей для сотрудников и клиентов.


Правила внутреннего распорядка предприятия утверждаются приказом директора предприятия. Перечень должностных обязанностей конкретизирован. За нарушение установленных правил и обязанностей к работнику применяются дисциплинарные наказания в виде выговоров, штрафов, увольнений. В целом предприятие хорошо оснащено оборудованием: оргтехника, средства связи присутствуют в необходимом количестве и качестве.

ООО «Светлана» предлагает клиентам широкий ассортимент оборудования: комплектующие и компьютерная техника, средства телекоммуникации, офисное, периферийное и сетевое оборудование, расходные материалы фирм-производителей Asus, Acer, HP, Samsung, Toshiba, Genius, Sony, Benq, Intel, AMD, Mitsumi, BTC, Logitech, Microsoft, Xerox, Canon и т.д.

ООО «Светлана» работает согласно традиционной системе налогообложения (НДС 18%), налоговых льгот не имеет. На момент создания ООО «Светлана» в штате сотрудников было 6 человек. На сегодняшний день количество сотрудников увеличилось до 21 человек. Организационная структура компании представлена в Приложении 1, согласно которому, структура человеческих ресурсов по функциональному, возрастному и образовательному признаку представлена в таблице 2.

Таблица 2

Структура трудовых ресурсов ООО «Светлана»

По функциональному составу

Вид должности

руководители

специалисты

МОП

Итого

Количество, человек

5

11

5

21

Удельный вес, %

23,81

52,38

23,81

100

По возрастному составу

Возраст

до 30 лет

от 30 до 45 лет

от 45 лет

Итого

Количество, человек

12

6

3

21

Удельный вес, %

57,14

28,57

14,29

100

По образовательному составу

Образование

общее среднее

среднее специальное

высшее

Итого

Количество, человек

2

4

15

21

Удельный вес, %

9,52

19,05

71,43

100


2.2 Идентификация вида кризисного состояния и выбор модели организационных изменений на предприятии ООО «Светлана»

ООО «Светлана» функционирует в отрасли, обладающей большими перспективами. Период кризиса негативно сказывается на тенденциях конца 2018 – начала 1010 года, предполагая сужение рынка на 30-40%, однако также предсказывается сохранение своих долей рынка компаниями, которые смогут обеспечить свою финансовую и маркетинговую выживаемость в данный период. ООО «Светлана» обладает хорошей конкурентоспособностью.

Финансовый анализ предприятия показал катастрофически малую величину собственных средств, что является основной причиной его финансовой неустойчивости. Также коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость, показали ниженормативные значения.

В компании низкий уровень ликвидности по высоколиквидным активам – покрытие наиболее срочных обязательств составляет только 4%. Однако хорошим показателем является то, что величина быстрореализуемых активов всё же превосходит среднесрочные обязательства. Коэффициенты ликвидности показали также ниженормативные значения.

За 2016 год в ООО «Светлана» произошло увеличение выручки от реализации и прибыли от продаж, чистая прибыль за счёт увеличения прочих расходов по сравнению с прошлым периодом сократилась на 94 тыс. руб.

Анализ банкротства, проводимый с применением трёх методов, дал разные результаты. Модель Альтмана показала высокую вероятность банкротства, а с помощью моделей Таффлера и R-счёта были получены противоположные значения – вероятность банкротства для ООО «Светлана» ничтожна. Однако, с учётом того, что результаты финансового анализа выявили проблемы с финансовой устойчивостью и ликвидностью, то в реализации дальнейших действий лучше ориентироваться на пессимистичные выводы модели Альтмана.

В результате аналитической работы в ООО «Светлана» идентифицирован кризис, характеризующийся финансовой неустойчивостью, требующий для своего разрешения действий, направленных на обновление финансовой деятельности на новой качественной основе.