Файл: Муниципальное управление в области работы с молодежью в Истринском муниципальном районе Московской области (ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В ИСТРИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Муниципальная программа включает в себя 4 подпрограммы, достижение целей и решение задач которых будет способствовать выполнению интегрированных целей программы.
Подпрограмма 1 – «Создание условий для развития физической культуры и спорта» направлена на обеспечение динамичного развития сферы физической культуры и спорта и содержит описание мероприятий, способствующих вовлечению жителей Истринского муниципального района в систематические занятия физической культурой и спортом, созданию условий для занятий спортом инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Планируемые результаты реализации подпрограммы:
- увеличение числа жителей Истринского муниципального района, вовлеченных в систематические занятия физической культурой и спортом, с 22 750 до 45 800 человек;
- повышение уровня выполнения норматива обеспеченности спортивными сооружениями ежегодно на 0,4 процента;
- увеличение доли инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 2,85 до 9,5 процентов от общего числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Подпрограмма 2 – «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи» направлена на обеспечение качественной подготовки оздоровительной кампании, обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, организация полноценного их отдыха и досуга.
Планируемые результаты реализации подпрограммы:
- увеличение доли детей, охваченных отдыхом, оздоровлением и занятостью, от общей численности детей в возрасте от 7 до 15 лет с 58% в 2015 году до 59,8% в 2019 году;
- увеличение доли детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных отдыхом, оздоровлением и занятостью, от общей численности детей в возрасте от 7 до 15 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации с 54,7% в 2015 году до 55,8 % в 2019 году.
Подпрограмма 3 – «Организация работы с молодежью» направлена на дальнейшее развитие потенциала молодежи Истринского муниципального района и содержит описание конкретных мероприятий, направленных на укрепление социальной ответственности молодежи, содействие патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи, поддержку талантливой молодежи, молодежных социально значимых инициатив.
Планируемые результаты реализации подпрограммы:
- увеличение доли молодых граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности, с 3 до 10 процентов от общего числа молодых граждан района;
- увеличение доли молодых граждан, участвующих в деятельности общественных организаций и объединений, с 1,8 до 11 процентов от общего числа молодых граждан района;
- увеличение доли молодых граждан, принимающих участие в мероприятиях по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, с 8 процентов до 20 процентов от общего числа молодых граждан района;
- увеличение доли молодых граждан, принимающих участие в мероприятиях, направленных на поддержку талантливой молодежи, молодежных социально значимых инициатив, с 4,5 до 12,5 процента от общего числа молодых граждан района.
Подпрограмма 4 – «Укрепление материально технической базы муниципальных учреждений физкультуры и спорта» направлена на создание условий для развития современной спортивной инфраструктуры.
В целях создания условий для гражданского становления, социальной адаптации и интеграции молодежи в экономическую, культурную и политическую жизнь Истринского муниципального района Администрацией Истринского муниципального района было утверждено Постановление от 01.03.2016 г. № 1268/3 «О создании Молодежного Совета при Руководителе Администрации Истринского муниципального района Московской области».
Молодежный совет при Руководителе Администрации Истринского муниципального района является консультативным совещательным коллегиальным органом представителей молодежи района, образованным на основе общности интересов с целью активного расширения возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышения уровня её социально-экономического, общественно-политического и творческого потенциала. Совет в своей работе взаимодействует с органами местного самоуправления, молодежными общественными организациями и объединениями, некоммерческими организациями, учреждениями образования и предприятиями муниципального образования.
Благодаря достаточно широкой нормативно-правовой базе, регулирующей отношения в области работы с молодежью, можно формировать гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание у молодежи, также закладывать традиционные ценности. В 2017 году в Истринском муниципальном районе начала свое действие новая муниципальная программа, разработанная сроком на 5 лет. Благодаря данной программе молодежи будет уделено еще большее внимание, будет усилена интеграция молодежи в экономическую, культурную и политическую жизнь Истринского муниципального района.
Глава2. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В ИСТРИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1.Исторические аспекты муниципального управления в области работы с молодежью в Истринском муниципальном районе Московской области
В нашей стране молодежная политика выделилась в самостоятельную сферу государственной деятельности относительно недавно. Сам термин вошел в отечественную юридическую систему в 1991 г. с принятием Закона Советского Союза «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». Следует заметить, что отсутствие термина не означало, что такой деятельности государство ранее не осуществляло. Всю общественную систему советского периода отличало пристальное внимание к молодежи. Партия и комсомол заботились в первую очередь об идейно-политическом, военно-патриотическом, трудовом и физическом воспитании подрастающего поколения. Такая позиция объяснялась внутренней и внешней политикой государства, «целенаправленно строящего социалистическое общество в трудных условиях и при постоянной внешней угрозе». Многие важные проблемы молодежи, начиная с конца 70-х годов, решались через планы социально-экономического развития областей, городов, районов, отдельных трудовых коллективов, предприятий ведущих отраслей народного хозяйства СССР. Первые такие планы и специализированные разделы («Коммунистическое воспитание молодежи») появились в Ленинграде, а затем и Москве. В них делался акцент на профессиональном образовании и воспитании, трудовых мотивациях и анализе форм досуга. Главное содержание разделов составляла общественно-политическая работа в трудовых коллективах и по месту жительства. По существу, это были начальные формы зарождавшейся государственной молодежной политики.
Начиная с конца 70-х годов в СССР пытались дважды, но безуспешно внести в Верховный Совет СССР «Законопроект о молодежи», но он был отклонен, однако были созданы комиссии по делам молодежи Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных республик. Лишь весной 1991 г. удалось принять Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», но он остался «на бумаге». Причины того, что Закон не был реализован, фактически состоят в отсутствии должной финансовой поддержки (все положения закона носили выраженный затратный характер) и распаде СССР.
Главная цель молодежной политики заключалась в «гармоничном соединении интересов молодежи и всего народа при формировании условий и стимулов для молодых граждан, благодаря которым они могли бы с наибольшей полнотой реализовывать свой творческий потенциал» на благо общества и принимать на себя ответственность за судьбу страны. Предполагалось, что молодежная политика в Советском Союзе будет охватывать вопросы воспитания, образования, труда, быта, досуга и создавать, условия для всестороннего, гармоничного развития творческого потенциала молодого поколения, его подготовки к самостоятельной жизни, активному участию в государственном, хозяйственном и социально-культурном строительстве, управлении делами государства и общества.
В 1990 г. было создано Управление по молодежной политике в рамках Государственного комитета по труду и социальным вопросам СССР. Это управление существовало около года – до момента образования Комитета по делам молодежи при Совете Министров СССР, который возглавил В.И. Цыбух .
После того, как был развален СССР, вопрос о молодежной политике повис в воздухе. Но вскоре была установлена должность Полномочного представителя Правительства Российской Федерации по делам молодежи, на которую назначили Шаронова А.В. Затем он стал Председателем Комитета Российской Федерации по делам молодежи. Весной 1997 года на этом посту его сменила Новикова Т.В. В мае 1998 года этот Комитет был упразднен. Взамен его создали Департамент по делам молодежи, который ввели в структуру Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Однако вскоре Комитет был воссоздан. В мае 2000 года Указом президента Российской Федерации Государственный комитет был вновь упразднен, вновь создан Департамент по молодежной политике, но теперь уже в структуре Министерства образования Российской Федерации.
Таким образом, следует отметить, что в России в целом создана вертикальная структура управления, с помощью которой государство осуществляет молодежную политику.
Во всех субъектах Российской Федерации на данный момент имеются органы по делам молодежи. В муниципальных образованиях Московской области нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере молодежной политики, начала появляться только в начале 2000-х годов. До этого времени в районах работа с молодежью проводилась, но она не была закреплена юридически.
Во второй половине XX века Истринский муниципальный район проводил активную работу по занятости молодежи. Молодое поколение зачастую привлекали к трудовым работам, например, в сентябре каждого года школьников старших классов и учащихся техникумов и институтов отправляли «на картошку», учащихся 1-х курсов и работников заводов направляли на хозяйственные работы почти на месяц, там их селили в трудовых лагерях. В районе всегда было открыто множество театральных кружков, кружков по выжиганию, рисованию, танцам и спортивных секций, для общего развития молодежи. Из спортивных секций особое внимание в районе уделялось футболу, лыжным гонкам и легкой атлетике. В районе молодежь ежегодно привлекали на субботники; они сажали новые насаждения, убирали листву, занимались облагораживанием территорий района. Школьникам также поручали ходить по квартирам и собирать макулатуру, затем они сдавали ее в школы. Для воспитания духовно-нравственной и гражданско-патриотической молодежи ежегодно проводились мероприятия памяти погибшим, с последующим возложением цветов на мемориалы, которые воздвигнуты в каждом муниципальном образовании района.
Прославили Истринский край своими достижениями дедовчане. В далеком 1936 году было начато строительство футбольного поля, гаревых дорожек для бега и легкоатлетических секторов для метания копья, диска и толкания ядра. Зимой занимались лыжами и коньками. Принадлежал стадион хлопкопрядильной фабрике и назывался "Труд". Основной задачей того времени было проведение массовых спортивных мероприятий и подготовка защитников Отечества. Во время войны было не до спорта, но уже в 1947 году стадион заработал в полную силу. В 1962 году был построен спортивный зал для волейбола и баскетбола. Футбольное поле зимой заливалось под каток и для игры в "русский хоккей" (хоккей с мячом). В Истринском районе проживает множество спортсменов, имеющих статус Олимпийский Чемпионов и Чемпионов Мира, например, Зимятов Николай («король лыж»), Иордан Валерий (метание копья), Широков Роман (футболист), Киселев Константин, Украинцев Вадим, Сбытов Константин имеют множество спортивных наград в области боевых искусств, и еще множество других спортсменов.
Все это свидетельствует о том, что молодежи в Истринском районе всегда уделялось особое внимание, молодое поколение всегда было вовлечено в активную жизнь района. В основном привлекали к занятию спортом, танцами, либо к трудовым работам. Каждое лето молодое поколение отправляли в лагеря, где их воспитанию уделялось особое внимание.[4]
Район также славится своей историей военного времени, под сельским поселением Снегири в декабре 1941 года были остановлены немцы, по сей день в Снегирях располагается мемориал памяти погибшим воинам, стоят танки со времен ВОВ, также функционирует знаменитый Снегиревский музей. Истринский район является районом с очень богатой историей, в районе расположено множество музеев, посвященных военному времени, множество памятников культуры и мемориалов.
Юридически закрепленное муниципальное управление в области работы с молодежью берет свое начало с середины 2000-х годов. В настоящее время, Истринский район – один из самых динамично развивающихся муниципалитетов региона, по многим показателям входит в десятку лучших в Подмосковье.
В районе проводится большое число мероприятий, направленных на выявление и продвижение талантливой молодежи. В 2017 году наиболее крупными из проведенных мероприятий стали: игры районной лиги КВН, работа районного молодежного клуба интеллектуальных игр, танцевальные марафоны, конкурс фронтовой поэзии и песни им. А. Суркова «И поет мне в землянке гармонь…».