Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности
1.2. Задачи оперативно-розыскной деятельности
ГЛАВА 2. ДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ НАРУШЕНИИ ПРАВ ЛИЧНОСТИ
2.3 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений
Сказанное подтверждает взаимосвязь оперативно-розыскной деятельности с уголовным процессом, ведь без уголовно-процессуального воплощения оперативная деятельность потеряет свою социально значимую функцию. Вопросы вовлечения в процесс расследования преступлений результатов оперативнорозыскной деятельности вызваны многими причинами.
В действительной реальности, когда значительно урезаны возможности обнаружить признаки преступлений лишь уголовно-процессуальными средствами, удачное доказывание вины лиц, которые подозреваются в преступлении, практически немыслимо без использования оперативно-розыскных мероприятий.
Проведя анализ нормативно-правового положения в области применения и использования результатов оперативно-розыскной деятельности, можно сказать о значительном противоречии между требованиями, предъявляемыми уголовно-процессуальным законом к сбору, проверке и оценке доказательств, которые основаны на результатах оперативно-розыскной деятельности, и требованиями оперативнорозыскной безопасности к результатам этой деятельности[29].
Статья 89 УПК РФ[30] дает возможность делать вывод, что в ней результаты оперативно-розыскной деятельности приравнены к доказательствам и, соответственно, должны отвечать предъявленным к доказательствам требованиям, что, бесспорно, является противоречием. Оперативные данные, как результат оперативной деятельности, сами по себе доказательствами считать нельзя, чтобы таковыми стать, они должны вводиться в уголовное судопроизводство, базируясь на положениях уголовнопроцессуального закона, но для этого результаты оперативно-розыскной деятельности должны проходить некую «трансформацию» уголовнопроцессуальными средствами . Нельзя не отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности» для того, чтобы проводить оперативно-розыскные мероприятия по поручениям следователя, органа дознания и указаниям прокурора, следует иметь и определение суда по уголовному делу, которое находится в его производстве[31].
Данное положение корреспондируют ч. 1 и 3 ст. 11 Закона, которыми предусмотрено представление результатов оперативно-розыскной деятельности в суд и использование их для подготовки и осуществления судебных действий. Как можно заметить, Закон не создает различий в нормативно-правовой регламентации отношений, возникающихмежду органами предварительного расследования и органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, с одной стороны, и судом и органами, которые осуществляют эту деятельность, – с другой.
Подобный подход активизирует отрицания. В уголовно-процессуальном законе право давать поручения и указания органам дознания о применении оперативно-розыскных мер представлено только следователю и прокурору. Данный факт обусловлен тем, что в результатах оперативно-розыскной деятельности нуждаются, прежде всего, госорганы, осуществляющие функцию уголовного преследования. Основываясь на данных, которые могли быть получены оперативно-розыскным путем, следователь, как правило, производит следственные мероприятия, определяет наиболее верные тактические приемы их проведения и т.д. В отличие от этого суд в уголовном судопроизводстве нацелен на то, чтобы выполнять специфическую функцию – осуществлять судебную власть.
Предметом исследования выступают лишь доказательства, которые были собраны на стадии предварительного расследования. Судебное следствие никак не связано с использованием результатов оперативно-розыскной деятельности. В представленном вопросе определяющим должно быть положение о том, что наделение суда полномочиями получать от органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, ее результаты и использовать их при рассмотрении конкретных уголовных дел, несоединимо с принципами правосудия, которые находят закрепление не только в УПК РФ, но и в Основном законе страны. Полагаем, что результаты оперативно-розыскной деятельности должны использовать только те госорганы и должностные лица, которые осуществляют функцию уголовного преследования[32].
Полагаем, что регулирование единого порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий ввиду значительности результатов их применения необходимо установить в федеральном законе (в таком случае отпадут сомнения в соблюдении порядка получения доказательств). Справедливости ради считаем необходимым отметить, что в таких случаях возможно рассекречивание методов оперативно-розыскной деятельности. В данном контексте полагаем необходимым секретные процедуры, в том числе и те, которые затрагивают права и свободы личности, все-таки регламентировать внутриведомственными актами с ограниченным доступом.
Нужно только лишь детально регламентировать процедуру рассекречивания данных результатов в аспекте производства по уголовному делу. Считаем, что проблему использования результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений возможно разрешить лишь после того, как изменится сложившийся стереотип запрета их использования в уголовно-процессуальном доказывании.
К большому сожалению, в уголовно-процессуальном законе прослеживается отрицательная тенденция, которая выражается в излишней осторожности регламентации уголовно-процессуального использования результатов оперативно-розыскной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исторически сложилось, что оперативно – розыскная деятельность была и до сих пор остается самым действенным способом эффективной борьбы с преступностью, с целью обеспечения безопасности государства, личности и общества в целом.
В современных реалиях роста преступности это крайне актуально, ведь очень важно вовремя предотвратить противоправные действия, дабы избежать огромного количества жертв. Таким образом, оперативно розыскная деятельность имеет важное значение в охране конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина. Оперативно розыскная деятельность в большой степени влияет на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений.
Можно определить ОРД как деятельность уполномоченных государственных органов по сбору во внепроцессуальной форме информации о преступлениях с целью их предупреждения, пресечения, раскрытия. Следует назвать такие признаки ОРД, глубоко раскрывающие ее сущность и содержание:
это особый вид административной деятельности;
ОРД может осуществляться по форме негласно, с широким использованием конспирации, режима секретности;
ОРД является не процессуальной деятельностью, осуществляемой вне рамок уголовно-процессуального и административно-процессуального права;
ОРД вправе осуществлять лишь оперативные подразделения органов, которым такие полномочия предоставлены федеральным законом (спецслужбы);
цель ОРД – обеспечение безопасности граждан, общества, государства;
содержание ОРД – система оперативно-розыскных мероприятий, направленных на: а) предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений; б) розыск лиц, скрывающихся от правосудия, пропавших без вести; в) сбор данных для решения вопросов о допуске лиц к государственной тайне, к некоторым видам работы;
основным правовым актом, регламентирующим ОРД, является Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г.. Этот важнейший правовой акт определяет цели и основания проведения оперативных разработок, систему оперативно-розыскных мероприятий и оперативных подразделений, уполномоченных их осуществлять, систему гарантий законности, обеспечения прав граждан.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности органами внутренних дел проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 2015. – № 620
- "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) // "Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 198
- Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности"//"Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349
Учебная и специальная литература
- Горяинов К.К., Овчинский В.С., Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность.– Учебник. – М., 2015. – С.123
- Брылев В.И., Брылев В.И., Хренков Е.В., Хренков Е.В. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-4. – С. 912-915
- Азаров В.А., Кузнецов Е.В. Теоретическая основа формирования отрасли оперативно-розыскного права: монография М.: Юрлитинформ, 2016. С. 5.
- Астафьев Ю.В., Винокурова Т.В. Особенности соотношения уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела//Рос. юстиция. 2015. N 5.С.33
- Галахов С.С. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Лекция. Домодедово: РИПК МВД России, 2015. – С.65
- Луценко О.А., Малиненко Ю.С. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными службами при расследовании экономических преступлений//Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление 2016. № 8. с. 12 - 20
- Маркушин А.Г. Правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности в доказывании/А.Г.Маркушин//Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности: Сборник материалов Всероссийского круглого стола: 3 ноября 2011./Сост. К.Б.Калиновский. -СПб.: ИД "Петрополис", 2012. –С.43
- Мельников В.Ю. Обеспечение и защита прав человека при применении мер процессуального принуждения в досудебном производстве Российской Федерации: Дис. … д.ю.н. М., 2014. С. 94.
- Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация: монография/C.С. Овчинский. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 46-53.
- Овчинников О. М. О соотношении целей и задач оперативно-розыскной деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 466-469
- Тронева В.Н. Гарантии защиты прав подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых применяется мера пресечения в виде заключения под стражу // Актуальные проблемы обеспечения прав личности в уголовном судопроизводстве: теория, законодательство и практика: международная научно-практическая конференция (Волгоград, 2013). Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. С. 112.
- Ступницкий А.Е. Особенности выявления хищений, совершаемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства//Вестник ВСИ МВД России. Иркутск. 2015. № 4 (75). С. 82.
- Фирсов О.В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: учеб. пособие. М.: Норма: ИНФРА-М., 2016. С. 168.
- Чупилкин Ю.Б. Эффективность контроля и надзора за оперативно-розыскными мероприятиями в России//Сб. международной научно-практической конференции «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики». Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2016.С.67
- Чукаева О. А. Полномочия органа дознания по производству неотложных следственных действий//Законодательство и экономика. -2014. -№ 12. -С. 68.
Судебная практика
- Определение Конституционного Суда РФ от 04.02.1999 N 18-О «По жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности»// «!Вестник Конституционного Суда РФ", 1999, N 3
-
Фирсов О.В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: учеб. пособие. М.: Норма: ИНФРА-М., 2016. С. 168. ↑
-
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) // "Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 198 ↑
-
Чупилкин Ю.Б. Эффективность контроля и надзора за оперативно-розыскными мероприятиями в России//Сб. международной научно-практической конференции «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики». Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2016.С.67 ↑
-
Чукаева О. А. Полномочия органа дознания по производству неотложных следственных действий//Законодательство и экономика. -2014. -№ 12. -С. 68. ↑
-
Ступницкий А.Е. Особенности выявления хищений, совершаемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства//Вестник ВСИ МВД России. Иркутск. 2015. № 4 (75). С. 82. ↑
-
Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация: монография/C.С. Овчинский. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 46-53. ↑
-
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности"//"Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349 ↑
-
Овчинский А.С. Оперативно-розыскная аналитика (ответ современным угрозам): монография/А.С. Овчинский. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2015. С. 26-30. ↑
-
Овчинников О. М. О соотношении целей и задач оперативно-розыскной деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 466-469 ↑
-
Тронева В.Н. Гарантии защиты прав подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых применяется мера пресечения в виде заключения под стражу // Актуальные проблемы обеспечения прав личности в уголовном судопроизводстве: теория, законодательство и практика: международная научно-практическая конференция (Волгоград, 2013). Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. С. 112. ↑
-
Маркушин А.Г. Правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности в доказывании/А.Г.Маркушин//Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности: Сборник материалов Всероссийского круглого стола: 3 ноября 2011./Сост. К.Б.Калиновский. -СПб.: ИД "Петрополис", 2012. –С.43 ↑
-
Мельников В.Ю. Обеспечение и защита прав человека при применении мер процессуального принуждения в досудебном производстве Российской Федерации: Дис. … д.ю.н. М., 2014. С. 94. ↑
-
Луценко О.А., Малиненко Ю.С. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными службами при расследовании экономических преступлений//Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление 2016. № 8. с. 12 - 20 ↑
-
Горяинов К.К., Овчинский В.С., Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность.– Учебник. – М., 2015. – С.123 ↑
-
Луценко О.А., Малиненко Ю.С. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными службами при расследовании экономических преступлений//Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление 2016. № 8. с. 12 - 20 ↑
-
Галахов С.С. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Лекция. Домодедово: РИПК МВД России, 2015. – С.65 ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 2015. – № 620 ↑
-
Брылев В.И., Брылев В.И., Хренков Е.В., Хренков Е.В. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-4. – С. 912-915 ↑
-
Галахов С.С. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Лекция. Домодедово: РИПК МВД России, 2015. – 499С. ↑
-
Брылев В.И., Брылев В.И., Хренков Е.В., Хренков Е.В. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-4. – С. 912-915 ↑
-
Аменицкая Н. А. Органы дознания и оперативно-розыскная деятельность: исторический аспект и современное состояние проблемы//Российская юстиция. -2016. -№ 7. -С. 52. ↑
-
Азаров В.А., Кузнецов Е.В. Теоретическая основа формирования отрасли оперативно-розыскного права: монография М.: Юрлитинформ, 2016. С. 5. ↑
-
Аменицкая Н. А. Органы дознания и оперативно-розыскная деятельность: исторический аспект и современное состояние проблемы//Российская юстиция. -2016. -№ 7. -С. 52. ↑
-
Астафьев Ю.В., Винокурова Т.В. Особенности соотношения уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела//Рос. юстиция. 2015. N 5.С.33 ↑
-
Азаров В.А., Кузнецов Е.В. Теоретическая основа формирования отрасли оперативно-розыскного права: монография М.: Юрлитинформ, 2016. С. 5. ↑
-
Определение Конституционного Суда РФ от 04.02.1999 N 18-О «По жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности»// «!Вестник Конституционного Суда РФ", 1999, N 3 ↑
-
Астафьев Ю.В., Винокурова Т.В. Особенности соотношения уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела//Рос. юстиция. 2015. N 5.С.33 ↑
-
Луценко О.А., Малиненко Ю.С. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными службами при расследовании экономических преступлений//Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление 2016. № 8. с. 12 - 20 ↑
-
Овчинский А.С. Оперативно-розыскная аналитика (ответ современным угрозам): монография/А.С. Овчинский. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2015. С. 26-30 ↑
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // Российская газета. – 2016. – №1141. ↑
-
Луценко О.А., Малиненко Ю.С. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными службами при расследовании экономических преступлений//Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление 2016. № 8. с. 12 - 20 ↑
-
Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация: монография/C.С. Овчинский. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 46-53. ↑