Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Современное государство – это сложное многоаспектное понятие, в котором сконцентрировались такие понятия, как власть, политика и общество и т.п.
Вместе с этим большинство из этих понятий уже несколько веков не имеют одной определенной формулировки. К примеру, то же самое «государство» определяется и как организация, и как некий механизм, и как абстрактное явление.
При этом направленность того или иного определения данного понятия находится в зависимости от многих факторов, включая даже национальные особенности ученого, исследующего его, и пространственно-временные условия его жизни.
Теория государства и права, также как и многие другие науки, оперирует многими понятиями, которые не имеют единого значения. И вместе с этим она старается объяснить с точки зрения системного и функционального методов научного познания то, как они взаимодействую между собой. Это имеет не только теоретические, но и практическое значение, что определяет актуальность рассматриваемой темы.
Тему понятия и сущности государства рассматривали многие ученые, в том числе А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А.В. Мелехин, Л. А. Морозова, А. С. Пиголкин и др.
Объектом работы выступает государство как социально-правовой институт.
Предмет работы – понятие и признаки государства.
Цель работы – исследовать понятие и признаки государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть существующие подходы к понятию государства;
- Исследовать особенности генезиса государства;
- Рассмотреть основные признаки государства;
- Изучить отличие современного государства от первобытнообщинного общества.
Работа состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и списка литературы.
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
1.1 Существующие подходы к понятию государства
Слово «государство» в русском языке произошло от слова «государь» - «всякий светский владыка, верховный глава страны, владетельная особа: император, царь, король, владетельный герцог или князь и пр.».
Что есть государство – вопрос, корни которого уходят в далекую древность. Изначально существовала концепция, что государство – это общий правопорядок.
Иную позицию отстаивал правовед Н.М. Коркунов, который считал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».
Исходя из сказанного можно отметить, что многие считали государство основой всеобщего правопорядка, что также является его главным назначением. Однако, порядок – это лишь один аспект в определении государства[1].
Последующие определения государства включали в себя такие элементы, как:
1) совокупность человеческих индивидов;
2) определенную территорию;
3) суверенную власть;
4) правительство.
Следует отметить, что такие определения правильно отражали лишь некоторые признаки государства. Однако, используя их некоторые авторы стали делать упрощения и отожествлять государство лишь с одним из данных признаков (государство – страна, государство – общество, государство – территория и т.д.).
Однако В.И. Ленин подверг критике такое определение в виду того, что одной из отличительных черт государства была названа принудительная власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было». Также не были согласны с ней сторонники психологической теории права, считая, что государство – это, прежде всего вид общежития людей с определенной психологической связью. Но стоит отметить, что вид общежития – это тоже лишь один из критериев определения общежития.
Трудности, возникающие при определении понятия государства породили своего рода неверие в то, что такое понятие выработать невозможно вообще.
Не единожды пытались определить такое сложное явление, как государство К. Маркс и Ф. Энгельс. Они полагали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение». Позднее Ф. Энгельс несколько другое определение, в соответствии с которым «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин поддержал приведенное определение, внеся некоторые коррективы. Он писал: «Государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[2].
Оба этих понятия были весьма популярны и в науке, и в официальной пропаганде. Вместе с тем они могут быть применимы лишь к тем государствам, где имеет место быть высокая классовая напряженность и политическая борьба несет риск разрушения общества. Другими словами, они приемлемы к государствам, с диктаторским или тираническим режимом власти. Ставя в подобных определениях на первое место их насильственную сущность, эти понятия не позволяют увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.
Учитывая точку зрения современных учений, государство должно выступать как властный механизм, организующий общество в интересах гражданина и человека. Кроме того, как всякий механизм, государство должно быть единым – и в организационно-властном плане, и в территориальном. Традиционная концепция рассматривает государство как общество людей, в основе которого лежат территория, народ и государственная власть.
В узком смысле определение "государство" используется для обозначения аппарата власти, которое выделилось из общества и стоит над ним. Данное понятие подчеркивает структурированный характер организации государства, а именно присутствие системы государственных органов, которые осуществляют управление обществом.
В широком смысле государство можно понимать, как ассоциацию, члены которой объединились в одно политическое сообщество, включающее в себя публично властные структуры. Такое определение определяет государство как политически организованное общество, таким образом подчеркивая, что государство не может включать лишь механизм управления и аппарат чиновников. Государство – это объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.
В современной научной литературе под государством подразумевается политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны.
Такое определение включает в себя наиболее значимые черты и признаки государства, и в целом применима. Однако стоит отметить, слабое отражение связи государства и общества. Поэтому следует пользоваться более точной формулировкой: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Данное понятие выражает общее понятие государства, однако больше применимо к современному государству.
1.2 Генезис государства
Возникновение государственности в каждой стране происходило по-своему и имело свои особенности. В общей истории первой формой жизнедеятельности людей считают первобытное общество, которое было основано на родовом самоуправлении. Трансформация от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился несколько веков. Современные научные достижения в области археологии, этнографии и истории дают много нового материала, который позволяет нам продемонстрировать закономерности и условия возникновения государства, установления законов.
При первобытно-общинном самоуправлении публичной власти не было. Для него не характерен особый аппарат управления, который мог применять принуждение. При управлении делами рода (общины) доминировали обычаи, авторитет и уважение к старейшинам. Все главнейшие вопросы решались взрослым населением коллективно на общих собраниях общины.
С течением времени начал постепенно создаваться аристократический совет старейшин. Он сосредоточил в своих руках львиную долю власти и разбирал все самые важные вопросы, которые выносились на решение общего собрания.
Прохождение развития от самоуправления первобытного общества к социально дифференцированному обществу сопровождалось возникновением территориальной общины. Ее состав определялся исходя уже не из родственных отношений, а расселения в одной местности.
Стоит обратить внимание на следующие признаки, которые отличают государство от родовой организации:
- происходит разделение населения с учетом территориального признака, т.е. административно-территориальная организация населения;
- учреждается публичная власть, которая осуществляет управление общественной системой и контроль за ней;
- вводится налоговая система, основа которой составляют сборы с населения на содержание публичной власти.
Один из этапов формирования государственности представлял собой переход к военной демократия, при которой появились предпосылки военно-насильственного принуждения[3]. Термин "военная демократия" ввелся в научный оборот американским археологом, этнографом и историком Л. Морганом. Он использовался для характеристики древнегреческого общества на этапе его перехода от родовой общины к так называемой соседской. В дальнейшем этот термин был перенят Ф. Энгельсом, который в свою очередь объединил воедино три неотъемлемых элемента военной демократии: военного вождя, совет вождей и народное собрание[4].
Первые государства возникли в IV тысячелетии до нашей эры на территории Древнего Востока (Египет, Вавилон). Для первых форм государств, которые появились на Древнем Востоке, свойственны сильная деспотическая власть и зависимое от этой власти положение индивида. Государство сильно господствует над обществом.
Другой исторический путь формирования государства прошли античные города-государства. Они характеризуются наличием частной собственности на землю и орудия производства, что являлось предпосылками для формирования гражданского общества и гражданских законов. Им уже на начальном этапе были свойственны идеи политической демократии и политической свободы. Хоть античная правовая система и признавала в некоторой степени независимость личности, а также неприкосновенность частной собственности, но вместе с этим в общественном правосознании главной была идея о доминировании государственных интересов над личными, т.е. личностное начало было подчинено сословно-государственным интересам.
Ф. Энгельс указывал на три основных формы формирования государственности у греков, римлян и германцев: афинскую, римскую и древнегерманскую. Государство в Афинах представляет собой самую чистую, классическую форму. Оно возникает непосредственно и преимущественно из классовых антагонизмов, которые развиваются внутри самого родового общества. В Древнем Риме формирование государства убыстрилось в связи с борьбой плебеев и патрициев. У древних германцев образование государства ускорилось за счет завоеваний чужих территорий[5].
Общество, проходит историческое развитие в несколько этапов: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный и общество современных информационных технологий. Каждый этап развития цивилизации имеет свои черты и качества, а также особенности институтов государственной власти.
В доиндустриальном обществе государство в основном является инструментом насилия в руках господствующего класса. Это относится к рабовладельческим и феодальным государствам. Здесь нет провозглашения и признания основных права и свобод человека, они не закрепляются на законодательном уровне.
По ходу совершения промышленных революций в странах Западной Европы начали развиваться производственные отношения, а также совершенствоваться общественные и политические институты. Государство начало признавать некоторые права и свободы личности, закрепляя их законодательстве. В эпоху Нового времени государство стало пониматься как государственно-организованное общество, т.е. по представлениям оно представляло собой политико-территориальную и структурно сформированную модель общества. Данная позиция была мотивирована с точик зрения философии еще И. Кантом. "Государство (civitas), - пишет он, - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам"[6]. Главная задача государства, где суверенитет принадлежит народу, заключается, по Канту, в том, чтобы охранять и гарантировать права и свободы граждан.