Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
С середины XX в. большинство развитых стран в законодательстве регламентируют институт основных прав и свобод человека, кроме того, разрабатываются механизмы их защиты. Государства в этих странах носят правовой характер и имеют демократические формы правления[7].
Таким образом, на возникновение государственности повлияло много различных факторов. В частности это были политические, экономические и социальные проблемы. Однако всегда намечается тенденция, при которой большинством (народом) управляет меньшинство (элита). Это наблюдается по ходу всей мировой истории, начиная с периода, когда были сформированы только общины (в котором управление лежало на старейшинах), заканчивая сегодняшним днем, когда страной правит круг лиц.
По сути, такое явление происходит от того, что человек нуждается в покровительстве и защите, организации его жизни из вне его личного окружения. Ради этого с давних времен люди стали отказываться от полной свободы своих действий, приобретая определенные блага.
Это говорит о том, что одной из предпосылок возникновения государственности стала потребность людей в охране их интересов, организации их жизни, решении их социальных и экономических вопросов. Возникновение государств привело к более быстрому развитию общества.
Как уже говорилось ранее, существует достаточно большое количество теорий и концепций, объясняющих возникновение государства.
В Древнем мире все философские учения о государстве связаны с именами таких великих древнегреческих мыслителей, как Сократ, Платон и Аристотель. Государство считалось политической добродетелью (справедливости), а идеалом считалось такое государство, в котором воплощен этический принцип добродетели. К примеру, Аристотель, опираясь на этический принцип "меры", ввел разделение форм правления на "правильные" (монархия, аристократия) и "неправильные" (тирания, олигархия, "крайняя" демократия). Он провозглашал в качестве эталона "среднюю", "смешанную" форму правления ("политию", или умеренную демократию). Как учил Аристотель, государство образуется в целях "общего блага", "благой жизни". Вместе с тем, подчеркивал он, существование государства возможно и мыслимо лишь на определенной территории, при определенной количественной норме населения. Всякое государство должно, кроме того, удовлетворять необходимые экономические потребности граждан[8].
Одна из первых теорий называется естественно-правовой, поскольку объясняет возникновение государства естественно-историческими причинами, которые имеют место быть в природе человека как существа, которое не существовать вне общества (государства). К примеру, Цицерон предполагал, что предпосылкой объединения людей в государство на договорной основе является естественная потребность человека в общении, в жизни в обществе.
В эпоху средневековья доминирующей стала теологическая концепция происхождения государства и права, в соответствии с которой Бог, создав государство и законы, не указал непосредственно лиц, которые осуществляют власть, определенные формы правления, методы властвования и т.п. Основоположником этой теории считается средневековый богослов Августин. Идея теократии содержалась в его учении о "двух градах". Ни один "земной град" (т.е. государство), подчеркивал Августин, не знал подлинной справедливости, а потому походил, скорее, на "шайку разбойников". Подвергая критике существующие в реальности государства, он противопоставил им церковь как идеального "небесного" сообщества, духовной общины верующих. Тем самым мотивировались притязания церкви на руководство государственными делами. Примат церкви над государством защищался также Фомой Аквинским. Он полагал, что правители могут использовать свою власть, противореча своими действиями заветам божества, их деятельность должна контролироваться церковью[9]. Современная католическая церковь до сих пор отстаивает тезис о том, что происхождение государства основано на божественном промысле.
Теория договорного происхождения государства и права (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев) утверждает, что государство - это продукт человеческого мышления (разума), а не божественного промысла. Положение о том, что государство и право создаются благодаря сознательным действиям людей, которые заключили некий договор о создании государства и разработки законов (софисты, Эпикур), трансформировалась в XVII - XVIII вв. в теорию договорного происхождения государства и права. Данная теория гласит, что люди, пройдя "естественное" (догосударственное) состояние, сгруппировались в государство на определенных условиях, которые оговорены в заключенном ими по своей воле и по общему согласию общественном договоре. Наиглавнейшими из этих условий считались признание и защита государством прав и свобод личности, создание безопасных условий для заключивших договор граждан, а также защита частной собственности. При несоблюдении этих условий договора происходило его расторжение и возврат людей в "естественное" состояние. В этой связи, речь идет о законности власти того или иного правителя с точки зрения соблюдения или невыполнения им начального соглашения о формировании государства и учреждении правовой системы. законов.
Особой популярностью во времена Нового времени пользовалась теория разделения властей. В ее основу легли идеи рациональной организации власти и конституционных гарантий обеспечения основных прав и свобод личности. Ярким представителем данной теории являлся французский мыслитель Ш. Монтескье. По его утверждению дабы избежать злоупотреблений властью, необходимо создать такой порядок вещей, при котором различные виды власти сдерживали бы друг друга[10]. В этой связи Монтескье разделил власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Он придерживался принципа верховенства парламента как законодательной власти в структуре органов государства, предусматрев в парламенте две палаты, которые обладают взаимным правом сдерживать решения каждой из них. Парламент, как видел его Монтескье, должен быть независим от правительства - исполнительной власти, которая подотчетна ему в своей деятельности. Меры ответственности правительства перед парламентом были направлены на предотвращение "деспотизма" исполнительной власти. Судебная власть отделена от первых двух и должна действовать с неукоснительным соответствием закону, который издан парламентом. Учение о разделении властей предполагало решение вопроса разграничения функций государства, выполняемых государственными органами.
Распространение также получила теория, изучающая те или иные естественные закономерности возникновения и последующего функционирования государства и права - это органическая концепция происхождения государства и права. Самым крупным представителем ее был Г. Спенсер. С точки зрения органической концепции, государство - это продукт органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Как считал Спенсер, подобно тому, как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет зарождение правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законом органической эволюции[11].
Л. Гумплович являлся сторонником теории насилия. Он рассматривал государство как результат насилия, вражды, захват одних народов другими. Насилие превращалось в первооснову государства.
Материалистическая (марксистская) теория представляла собой теорию о том, что государство - это результат борьбы друг с другом классовых противоречий. Сущность государства представляла собой его классовую природу, использование государства для установления власти господствующего класса. Характер государства напрямую связано с тем, что оно является регулятором классовых отношений. При построении коммунистического общества государство не может далее продолжать свое существование и отмирает.
Предпосылки формирования государства и права постаралась разъяснить также психологическая теория, сильным представителем которой являлся Л. Петражицкий. Происхождение государства и права мотивируется различными свойствами человеческой психики, биопсихологическими инстинктами. Эта теория исходит из будто изначально имеющей место быть в психике индивида потребности подчиняться "выдающимся личностям".
Оппонируют индивидуально-психологическим теориям приверженцы социально-психологического направления, которые считают, что человек является больше общественным существом, нежели биопсихическим. На этой почве зиждется все их учение о происхождении государства и права. Общество само по себе признается ими как продукт массового, коллективного человеческого сознания. В таком сознании в первую очередь возникает идея социальной солидарности. Затем, чтобы обеспечить солидарность создаются нормы права и реальная политическая власть, получающая выражение в соответствующих государственных институтах.
Широкое распространение получила теория "правового государства", которой отстаивается точка зрения, по которой деятельности государства, его органов исключительно должны быть ограничены формально-юридическими рамками (в первую очередь законом, принятым парламентом). Выразители данной теории защищают принцип невмешательства государства в дела частных предпринимателей, идею "минимального" государства, обеспечивающего свободу производства и торговли, приоритет индивидуальных прав, верховенство правового закона во всех сферах общественной жизни. Такой подход направлен против произвола и беззакония в деятельности государства и его органов[12].
Стоит отметить, что определенно в каждой из представленной выше теорий есть своя доля истины. Я считаю, что единства во мнении по поводу природы происхождения государства, поскольку, как уже писалось выше, государство – явление многогранное. Посему рассматривать причины его происхождения нельзя с точки зрения одного аспекта. Фактически ни одно правовое явление не может рассматриваться в одной плоскости, поскольку его природа – есть результат влияния совокупности факторов. То же самое можно сказать и о государстве. Некоторые теории говорят лишь об одной стороне вопроса, практически не рассматривая или вообще отрицая другую.
2 ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ
2.1 Основные признаки государства
Государство как одна из форм политико-юридической организации общественной жизни характеризуется рядом признаков, основные из которых перечислены далее.
1. Народ. Государство представляет собой союз людей, организованный на началах права на единой территории. Но не каждый союз людей сможет образовать страну. Для этого он в первую очередь должен иметь единый общий интерес. Таковым для всех граждан одной страны является гармонизации совместной жизни путем установления и поддержания основ правопорядка. Государственный союз основывается на правовых началах.
Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государством определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно.
2. Неизменный признак государства – это наличие конкретной территории, т.е. территориальная организация государственной власти. Территориальная организация государства предполагает под собой, что его власть имеет силу на определенной территории. Именно эта территория находится в ведении государства. В государственно-организованном обществе на смену принципу организации на кровном родстве населения пришел другой принцип – территориальной организации[13]. Лица, которые проживают на территории государства, становятся его гражданами или подданными. С точки зрения юридического аспекта только граждане входят в состав государства и имеют все гражданские и политические права (например, избирательное право, право на частную собственность и т.д.). Государство берет на себя роль гаранта прав и свобод своих граждан как внутри страны, так и на территории других стран. Основные права и свободы человека и гражданина должны быть законодательно регламентированы государством. Вместе с этим государство, признавая основные, исходящие из естественного права, свободы человека, обязуется защищать касающиеся их интересы иностранцев и лиц без гражданства.
3. Главнейший признак государства – это наличие публичной власти, которая образуется народом и выступает от его имени. Публичная (государственная) власть представляет сбой особую группу людей (управленцев), которые призваны выполнять задачи и функции государства. Объективно важной функцией государственной власти является гармонизация общественной жизни, общественных отношений путем их упорядочения. Однако не всякая власть является управленческим благом. В истории известно большое количество примеров, когда государственная власть попирала права и свободы личности. Власть эффективна в том случае, когда действует в ладу с субъектами управления. Властные полномочия государства ограничены правами и свободами, которые принадлежат его гражданам, а также властными полномочиями других государств.
Сама цель упорядочения общественных отношений может быть достигнута и антиправовыми методами. Вместе с этим, стремясь к порядку, они самоуничтожаются, лишив себя всех прав и свобод как личности. Это означает, что самой власти необходим такой ценностный регулятор, как право. Право представляет собой основу власти и деятельности государства. Исходя из этого, получается, что организация государственной власти должна быть основана исключительно на правовых началах, а ее деятельность должна совершаться в рамках права[14].