Файл: Стратегия диверсификации компании (по выбору).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире туризм выступает как сложное многогранное социальное явление. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий социально-культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности.

Одними из важнейших действующих лиц в сфере туризма являются туристские предприятия. Туристское предприятие – это хозяйственно обособленная производственная единица в системе туристского хозяйства, выполняющая одну или более функций в производстве и сбыте туристского продукта, создания объектов туризма. А целью деятельности любого туристского предприятия является реализация потребителю качественного туристского продукта и получения коммерческой выгоды.

Объект исследования: диверсификация деятельности туристского предприятия как фактор повышения конкурентоспособности.

Предмет исследования: диверсификация деятельности туристского предприятия ООО «Голдтур».

Цель работы – рассмотреть возможности диверсификации деятельности туристского предприятия для повышения конкурентоспособности.

Данная цель достигается решением следующих задач:

  1. Изучить теоретико-методологические основы оптимизации деятельности туристского предприятия.
  2. Проанализировать деятельность туристского предприятия ООО «Голдтур»
  3. Разработать тур для турфирмы «Голдтур» в целях диверсификации предложения на рынке тур услуг.

Методы научных исследований: анализ, описание, сравнение, проектирование.

Новизна работы заключается в разработке авторского туристского продукта в целях диверсификации деятельности предприятия индустрии туризма.

Практическая значимость результатов заключается в том, что разработанный тур может быть использован для повышения конкурентоспособности туристского предприятия.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды зарубежных и отечественных ученых и практиков, посвященные вопросам обоснования и проведения диверсификации производства в условиях рыночной экономики, в том числе и в сфере туризма, таких как И. Ансофф и Е. Г. Новицкий, Немченко Г, Кунц Р.


ГЛАВА 1. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

1.1 Понятие и причины диверсификации деятельности

В хозяйственной деятельности могут быть предложены разные стратегические альтернативы развития и роста компании. Одна из таких альтернатив — диверсификация.

В экономической литературе встречается множество определений понятия диверсификация. Сложность этого определения состоит в том, что диверсификация является, такой экономической категорией, которой нельзя дать однозначное определение. Под диверсификацией подразумевают весьма различные процессы. Тем не менее, можно дать и достаточно общее, широкое определение диверсификации, но с некоторыми замечаниями. Такой подход дает основу для проведения дальнейшего анализа диверсификации.

Диверсификация представляет собой в самом общем виде расширение номенклатуры, товаров, производимых отдельными предприятиями и объединениями. Она связана с использованием накоплений предприятия не только на производство основной продукции или установление контроля над каким-то этапом производства, но и для организации новых видов производства, проникновения в другие отрасли. Таким образом, в отечественной экономической литературе под диверсификацией понимают «проникновение капитала данной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой ее деятельности».

Исходя из вышесказанного, видно, что, с экономической точки зрения, диверсификация — это развитие производства или прирост его объемов за счет выпуска дополнительной новой продукции на новые рынки и поиска более сильной позиции на них. Такое определение почти всегда оправдывает

себя. Однако оно не учитывает другие аспекты явления, которые имеют место в деятельности современных предприятий. Среди них — способность фирмы «упорядочить» свой капитал и трудовой потенциал, когда необходимы кардинальные изменения в ее деятельности, в условиях конкуренции, а также иметь возможность огромного поля деятельности для управленцев и достаточно перспектив для дальнейшего роста.

Диверсификация — это вход компании в новую сферу производ- ственных отношений, куда она вносит более эффективный менеджмент либо новый способ управления деятельностью фирмы. Конечно же, цель диверсификации — добиться в будущем повышения показателей эффективности при полном использовании ресурсов.


Общее определение, данное известным ученым И. Ансоффом, уделившим большое внимание этой проблеме, выглядит следующим образом: «Диверсификация — это термин, применяемый к процессу перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих». [Ансофф,1989, с. 12-13]

Данное определение следует дополнить двумя замечаниями.

Во-первых, процесс диверсификации имеет отношение к переходу на новые технологии, отрасли и рынки, к которым предприятие раньше не имело никакого отношения. А, кроме того, продукция или услуги предприятия должна быть абсолютно новой, требующей новых финансовых инвестиций.

Во-вторых, диверсификация связана с разнообразием применения продуктов, которые выпускает компания. И делает эффективность ее функционирования независимой от жизненного цикла отдельного продукта, при этом решая в большей степени не столько задачи по выживанию компании, сколько задачи по обеспечению ее стабильного поступательного роста. Притом если продукты, выпускаемые компанией, имеют узкое применение, то она не является специализированной, но если они находят многообразное применение, то это диверсифицированная компания. [Кунц, 1994, с.57с]

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что некоторым компаниям необходима диверсификация, и существует ряд причин для расширения сфер влияния, и усовершенствования деятельности предприятия.

Теперь рассмотрим подробнее вопрос о причинах, которые побуждают предприятие диверсифицировать свое производство.

Наилучшей вариацией для деятельности каждого предприятия является возможность предвидеть неудачи и потери производительности, которые можно получить из различных прогнозов для фирмы. Надобность диверсификации может быть обнаружена в результате сравнения возможного и желаемого уровней производительности и того уровня, который будет достигнут в результате деятельности предприятия. Для менее успешно работающих предприятий или компаний, не планирующих (или которые не могут спланировать) свои будущие действия, основным признаком разрыва показателей производительности является возникающее сокращение портфелей заказов, либо незанятых в производстве мощностей.

В каждом случае значительную роль может играть целый комплекс причин по диверсификации деятельности. Но при этом причины, имеющие несущественное значение, могут в конечном итоге привести к иному решению проблемы.


Среди основных причин диверсификации, можно назвать следующие:

•выживаемость — меры по противодействию неблагоприятному рыночному, производственному или материальному воздействию;

•стабильность — задействование производственного баланса в циклическом производстве;

•производственная утилизация ресурсов;

•адаптация к изменению потребностей покупателя;

•рост.

Таковы основные причины диверсификации, они вызваны необходимостью повысить эффективность деятельности предприятия не только в данный момент времени или в ближайшем будущем, но и на длительную перспективу, т.е. связаны с принятием стратегических решений.

И. Ансофф выделяет следующие причины диверсификации производства [Ансофф,1989, с. 37-38]:

  1. Фирмы диверсифицируются, когда они не могут достичь поставленных целей в рамках имеющегося бизнес-портфеля.

Если говорить о ближайших целях и долгосрочной рентабельности, причинами диверсификации могут стать насыщенность рынка, общее уменьшение спроса, конкуренция или устаревание продуктов фирмы. Обычные симптомы этого — уменьшение нормы возврата инвестиций, «высыхание» потока новых возможностей.

Если говорить о гибкости, причиной диверсификации может быть непропорционально большая часть объема продаж, приходящаяся на одного покупателя, узкий рынок или ограниченная технологическая база, появление новых технологий.

  1. Даже если компания имеет привлекательные возможности для расширения производства, успешно движется к поставленным целям, она может принять решение о диверсификации, если сумма остающейся у нее прибыли недостаточна для выполнения планов по расширению текущей деятельности.
  2. Даже если достигаются текущие цели, компания может принято решение о диверсификации в случае, если это позволяет ей получать большую прибыль, нежели простое расширение производства. Такая ситуация может быть в случаях:
  • когда возможности диверсификации настолько привлекательны, что покрывают неизбежный в таких случаях малый синергизм;
  • когда отдел исследований и разработок разработал перспективные новые продукты;
  • когда руководство не придает особого значения синергизму и, следовательно, синергетические преимущества, которыми обладает расширение перед диверсификацией, не существенны. Это особенно характерно для конгломератов.
  1. Компании нередко страдают синдромом «хорошо там, где нас нет». Не обладая достаточно надежной информацией об альтернативах диверсификации, такие компании вместо тщательного сравнения возможностей переходят к немедленным практическим действиям. Гораздо более дешевой и оправданной является заблаговременная покупка надежной информации. [Ансофф,1989, с. 37-38]

Из вышесказанного можно сделать вывод, что «по причинам 2 и 3 компании будут пытаться диверсифицироваться, когда появляется возможность поставить более высокие цели. В случае 1, если анализ возможностей показывает, что диверсификация не может улучшить позицию фирмы, цели пересматриваются с точки зрения их уменьшения».

Новицкий Е. Г. в своем труде «Проблемы стратегического управления диверсифицированными корпорациями» делает следующие выводы:

Анализ современных мировых тенденций диверсификации позволяет выделить мотивы и цели, которые наиболее часто служат стимулами для расширения масштабов деятельности». [Новицкий, 2001, с.35]

В отечественной экономике в настоящее время сформировались различные предпосылки диверсификации деятельности. Поэтому в России в ближайшем времени можно будет наблюдать не эволюционный характер развития явления, что имело место в мировой практике, а наоборот, диверсификация будет осуществляться одновременно на различных этапах, например, не только производство товара на рынке, но и формирование рынка.

Предпосылками диверсификации служат:

  1. Неравномерное развитие отраслей экономики (закон неравномерного экономического развития)
  2. Закон падения нормы прибыли в традиционном производстве (закон тенденции нормы прибыли к понижению)
  3. Развитие научно-технического прогресса. Мотивы диверсификации:
  4. Технико-технологические - желание более полно загрузить производственные мощности и сохранить производственный потенциал. Альтернативные варианты использования сырья, материалов, технологий. Незанятость и неполное использование ресурсов.
  5. Экономические - перенакопление капитала в традиционных отраслях производства и поиск новых сфер приложения капитала. Расширение доли рынка, завоевание новых рынков, извлечение синергического эффекта. Экономия на масштабах деятельности. Экономическая ограниченность ресурсов.
  6. Финансовые - распределение рынков между большим объемом производства. Финансовая стабильность.
  7. Социальные - сохранение рабочих кадров. Создание новых рабочих мест. Удовлетворение иных потребностей. Инновационная политика менеджеров.
  8. Стратегические - приспособление к конъюнктуре рынка. Противодействия колебаниям конъюнктуры. Страхование будущего предприятия. Антимонопольное законодательство. Слияния и поглощения. Государственный заказ.

Цели диверсификации [Новицкий, 2001, с.37]:

  1. Экономическая стабильность и финансовая устойчивость
  2. Прибыль
  3. Конкурентоспособность»