Файл: Теоретические основы игрового метода.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Созданию правильного представления об изучаемом двигательном действии способствует также использование движений, близких изучаемому по технике выполнения и встречавшихся ранее в двигательном опыте детей. Например, игры в снежки помогают освоить метание мяча на дальность и в цель.

На этапе разучивания двигательных действий (II этап) большое значение имеет формирование у детей представления о месте данного упражнения в практической деятельности человека.

При обучении того же метания следует предложить учащимся роль солдат в ситуации, когда надо поразить «вражеский танк», а обучая прыжку в длину, моделировать ряд препятствий.

Так, в игры включаются элементы техники разучиваемого двигательного действия. В такой ситуации дети становятся более внимательными и старательными.

Применяя соревновательный метод на данном этапе, объектом соревнования должен быть показатель качества выполнения движений («Кто правильнее?», «Кто точнее?»).

Использование эстафет с включением разучиваемых упражнений или их частей допустимо только при условии их выполнения в знакомых учащимся условиях.

При этом в условия игр и соревнований могут включаться взаимные оценки играющими качества выполнения изучаемого упражнения, включенного в эстафету [21].

Если на II этапе обучения оценивалась способность учащихся выполнять упражнения в постоянных условиях, то на этапе совершенствования и закрепления двигательного действия (III этап) ставится задача довести его до уровня навыка, т. е. упражнение должно выполняться всегда свободно, с целесообразной быстротой, амплитудой, силой и вариативно.

Изучаемое упражнение выполняется в разных условиях в сочетании с другими действиями.

Здесь способы выполнения изучаемого действия зависят от конкретных условий игровой ситуации и, что очень важно, подчинены цели игры, ее замыслу и сюжету, а внимание играющих сосредоточено на результате деятельности, а не на технике.

Проблемные ситуации, возникающие в играх и соревнованиях, требуют срочного принятия решения, что совершенствует и психологические функции детей.

Соревновательный метод помогает сформировать у детей способность применять изученное упражнение в условиях ограниченного времени и эмоционального напряжения.

Включение в эстафеты нескольких изученных двигательных действий, когда одно вызывает затруднение выполнения другого, позволяет приблизить обучение к условиям жизненных ситуаций.

Так, например, совершенствуют метание в цель после бега, а ловлю и передачу мяча — во время передвижения по кругу.


Эти и подобные ситуации помогают моделировать естественные условия выполнения упражнений и прочно усваивать учебный материал.

Правила – это обязательные требования для участников игры. Они:

  • обуславливают расположение и передвижение игроков,
  • уточняют характер поведения игры,
  • права и обязанности игроков,
  • определяют способы ведения игры,
  • приемы и условия учета ее результатов.

При этом не исключается проявление творческой активности, и инициативы игроков в рамках правил игры.

Обязательным его условием является подготовленность занимающихся к выполнению упражнений, в которых они должны состязаться при определенном виде физических упражнений или спорта.

Игры-эстафеты с бегом следует рассматривать как одну из разновидностей подвижных и спортивных игр командного характера с правилами.

В играх-эстафетах с бегом команды подростков состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач.

Подобные эстафеты и игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды, а также тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды.

Эстафеты приучают детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.

Для координации действий и общего руководства эстафетами появляется необходимость выделить из членов команды капитанов команд, подчинение которым является обязательным для всех игроков команды [22].

По сравнению с другими методами физического воспитания, соревновательный метод позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать наиболее эффективному их развитию.

Глава 2. Практическое исследование

2.1. Основная часть урока физического воспитания с использованием игрового метода

Практическое исследование курсовой работы проводилось на базе МБОУ СОШ НАЗВАНИЕ в городе НАЗВАНИЕ.

Урок №1.

Данное исследование проводилось среди учеников 1 «В» класса.


Содержание основной части урока физической культуры на основе игрового метода по типу круговой тренировки.

Задачей урока является: обеспечить воздействие на воспитание ловкостно-координационных и координационных способностей.

Дозированная нагрузка: интенсивность и количество упражнений лимитируются согласно величине пульса 140-150 ударов в минуту.

Ориентировочное время во время непрерывной работы: 140-150 ударов в минуту – 4 сс, темп – индивидуальный, время – 15-30 секунд, время отдыха – 15-30 секунд.

Игра «Космонавты» является сюжетом урока. Учитель рассказывает о том, что нужно подготовиться к полету в космос, а также о том, что важно быть готовым к физическим перегрузкам во время полета, а, следовательно, ученикам необходимо повысить свои физические качества.

Рассмотрим более подробно схему построения станций, через которые нужно ученикам пройти последовательно.

Первая станция – процесс подготовки для прохождения всех имеющихся станций. Передача мяча, прыжки через скакалку.

Вторая станция – «Перешагивание через треугольник».

Один ученик из пары держит гимнастическую палку (гимнастическая палка и руки должны образовывать треугольник), другой ученик перешагивает, при этом старается как можно меньше коснуться гимнастической палки.

Третья станция – «Преодоление ручья».

Укладываются «ручьи» при помощи гимнастических палок. Требуется перепрыгивать так, чтобы не попасть в ручей.

Четвертая станция – «Все наоборот».

Первый ученик выполняет упражнения, второй ученик делает все эти упражнения наоборот (к примеру: 1 ученик стоит руки вперед, 2 ученик присел, руки назад).

Пятая станция – «Попасть в цель»

Необходимо попасть в корзинку резиновыми мячами (3-5 штук) и кто больше.

Шестая станция – «Капельки воды».

Один из учеников совместной пары держит теннисные мячики и 1 внезапно отпускает, затем другой. Второй ученик пары должен поймать все падающие капли воды.

Седьмая станция – «Хвостики».

Ученики находятся в парах. Каждый их учеников пытается поймать «хвостик» партнера, который закреплен сзади.

Восьмая станция – «Посчитай и передай».

Все ученики стоят друг напротив друга, бросают мяч и при этом стараются как можно быстрее передать и посчитать, сколько раз они передали друг другу мяч.

В данном игровом методе прохождение через станции обеспечивает воздействие на:

- ориентирование в пространстве;

- воспитание ловкости (координация движений);


- точность движений по силовым и временным характеристикам.

Прыжки с приземлением через определенную отметку и по заданию, метание мяча, жонглирование мячами – это все подобранные средства воспитания ловкости в игровой форме.

Во время прохождения через все станции использовались разнообразные исходные положения (вторая и третья станции), зеркальный показ (четвертая станция), пространственные границы движения (пятая и шестая станции), изменение темпа и скорости (третья и восьмая станции).

Возможно усложнение игровой ситуации для старших классов. К примеру:

- на третьей станции можно увеличить ширину ручья;

- на пятой станции можно увеличить расстояние до цели;

- на шестой станции возможно применение мячиков меньшего размера или же увеличить их количество до трех штук и более;

- на восьмой станции мячи можно передавать усложненными способами (из-за головы, одной рукой).

В подготовительной части урока применяются общеразвивающие упражнения (ОРУ) с разными предметами, игровые упражнения и игры, которые подготавливают учеников к нагрузкам и движениям основной части урока.

В заключительной части применяются игровые упражнения и игры успокоительного характера.

Урок №2.

Данный урок проводился с учащимися 2 «В» класса.

Содержание основной части урока физического воспитания в форме сюжетной полосы препятствий с применением игрового метода.

Задача урока: воспитание быстроты, ловкости, выносливости, силы.

Сюжетом данного урока является игра «Альпинист».

Для данной игры «Альпинист» комплексная полоса препятствий состоит из:

- вис на руках (на брусьях);

- завис на ногах и руках (канат);

- бег;

- переход через бревно;

- кувырок вперед;

- переход по скамье, держа при этом набивной мяч, с дальнейшей передачей следующему участнику;

- ползание по матам в туннеле;

- лазание по канату;

- прыжок через имеющееся препятствие;

- соскок в намеченное место;

- подтягивание на руках в положении лежа;

- проход через обручи;

- переход по скамейке на четвереньках;

- выполнение прыжков через препятствие;

- перекаты боком в положении лежа.

Такая полоса препятствий с применением игрового метода способствует комплексному развитию физических качеств школьников.

Урок №3.

Данный урок проводился с учащимися 3 «В» класса.

Содержание основной части урока физической культуры с применением игрового метода.

Задача урока: учить занимающихся прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на расстоянии 2-3 метров.


Сюжетом данного урока является игра «Прыгуны».

На асфальте рисуют круг. Один из занимающихся становится в круг (его середину) – он является пятнашкой. По сигналу руководителя дети перепрыгивают через нарисованную черту круга и, если им не грозит быть осаленным, то какое-то время остаются внутри самого круга. Далее дети продолжают осуществлять прыжки на двух ногах на одном месте или же с продвижением вперед к центру круга. Участники данной игры пытаются увернуться от пятнашек и успеть выпрыгнуть из круга. Кого успевают осалить, тот становится новой пятнашкой.

Правила игры «Прыгуны»:

- участникам игры разрешается только выпрыгивать из круга (тот, кто выбегает из круга, выходит из игры);

- пятнашка преследует играющих, при этом прыгает на двух ногах.

Указания к проведению игры.

Размер круга полностью зависит от количества участников игры. Перед началом игры необходимо договориться о том, как дети будут перепрыгивать через намеченную черту круга: боком или прямо на двух ногах, на одной ноге (левой или правой).

Другой вариант игры.

Игра может начинаться также, но осаленный игрок уже не выходит из круга, а становится помощником пятнашки. Когда число пятнашек достигнет 5, то 4 выходят из круга, а последний осаленный игрок становится новой пятнашкой. Игра повторяется снова.

2.2. Тестирование уровня развития физических качеств

Данный эксперимент проводился при помощи следующих тестов:

- наклон туловища вперед из положения, стоя на скамейке;

- сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

- прыжок в длину с места;

- бег 30 метров.

Таблица 1. Тестирование уровня развития физических качеств у учащихся 2 «В» класса

ФИО

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

Наклон туловища вперед из положения, стоя на скамейке

Бег 30 м (сек)

Прыжок в длину с места (см)

1

Атаманова М.А.

5

Касание пола пальцами рук

5,9

151

2

Афанасьева О.Ю.

6

Касание пола пальцами рук

6,0

160

3

Богданов И.Т.

9

Касание пола пальцами рук

5,8

154

4

Бокарев И.С.

8

Касание пола ладонями рук

6,3

159

5

Гамов В.И.

9

Касание пола пальцами рук

6,1

153

6

Дякин Т.О.

7

Касание пола пальцами рук

5,8

160

7

Егорова М.С.

6

Касание пола ладонями рук

6,2

158

8

Зрюкина В.Е.

5

Касание пола пальцами рук

6,3

157

9

Иванова Т.А.

4

Касание пола ладонями рук

5,7

153

10

Копаева М.А.

8

Касание пола пальцами рук

6,0

159

11

Коршунов С.И.

9

Касание пола ладонями рук

6,2

151

12

Лаухин А.Р.

9

Касание пола пальцами рук

5,8

160

13

Левищев А.С.

8

Касание пола пальцами рук

6,0

155

14

Лупарева В.Э.

5

Касание пола ладонями рук

5,8

159

15

Мишина Н.В.

4

Касание пола пальцами рук

6,3

156

16

Носова П.И.

5

Касание пола пальцами рук

6,2

151

17

Орехова А.А.

3

Касание пола ладонями рук

5,8

153

18

Пяткин Е.К.

6

Касание пола пальцами рук

6,0

158

19

Рассказов Р.В.

6

Касание пола пальцами рук

6,0

160

20

Яковлева С.О.

5

Касание пола пальцами рук

6,2

152