Файл: Теоретические основы игрового метода.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Движение — основное внешнее проявление деятельности организма и, вместе с тем, необходимый фактор его развития.

В условиях ограничения движений резко замедляется как физическое, так и психическое развитие.

Двигательная активность, в особенности движения рук, является одним из необходимых условий нормального развития мозга, его речевой функции и мышления. Двигательная активность играет также важнейшую роль в обменных процессах, положительно влияет на работу всех внутренних органов.

Знание возрастных особенностей органов движения и условий, способствующих их нормальному развитию, необходимо для разработки эффективных средств и методов физического воспитания, трудового обучения, организации режима дня детей дошкольного возраста.

Среди эффективных методов физического воспитания детей дошкольного возраста являются игровой и соревновательный.

Возникновение соревновательного и игрового методов можно отметить на ранних стадиях общественного развития.

Еще в первобытном обществе по мере того, как совершенствовались орудия производства, с развитием мышления, языка танцевальные движения и игровые элементы постепенно выделяются в самостоятельный вид деятельности, в них появляются отвлеченные формы движений, возникают новые, наиболее сложные действия, которые более богатые по своему содержанию.

Главным фактором на ранних этапах развития общества, которое оказывало формирующее влияние на процесс развития детей, считалось непосредственное их участие в жизни взрослых. Они принимали участие в ритуалах, праздниках, отдыхе и торжествах.

Там, где ребенок не мог принять участие в работе взрослых без выучки и предварительной особой подготовки, он «врастал» в мир взрослых при помощи игровой деятельности.

В Древнем Риме, в период расцвета древнегреческой культуры, в период раннего феодализма совместно с развлекательной функцией приобретали военно-прикладной характер, при этом играя имитационную роль небольших военных действий. [11]

В самих празднествах граждан обогащалось содержание игр, формировались договорные определенные правила, появлялась сюжетность (многие виды спортивных упражнений проверялись, в основном они носили игровой характер).

Эпоха капитализма стала благоприятным периодом для развития практики и теории спортивно-игрового метода в физическом воспитании. С развитием социализма соревновательный и игровой методы становятся одними из основных в физическом воспитании. [3]


Соревнование и игра являются общественными многообразными явлениями, а их значение выходит далеко за пределы физического воспитания.

Развиваясь совместно с культурой общества и возникнув на ранних этапах истории, соревнования и игры служат для удовлетворения разнообразных потребностей во внешнем контактировании и самосознании, физическом и духовном развитии, развлечении и отдыхе.

Главной функцией соревнований и игр является педагогическая (они считаются основными методами и средствами в воспитании). [1]

Цель курсовой работы: изучение игрового метода в физическом воспитании.

Объект исследования – физическое воспитание.

Предмет исследования – методика развития игрового метода.

Исходя из поставленной цели курсовой работы, были выделены следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу.

2. Изучить теоретические основы игрового метода.

3. Раскрыть основы методики игрового метода.

4. Рассмотреть применение игрового метода.

Методы исследования:

  • анализ научно-методической литературы,
  • синтез,
  • анализ,
  • обобщение,
  • систематизация,
  • ранжирование,
  • реферирование,
  • конспектирование,
  • индукция,
  • дедукция,
  • эксперимент,
  • обработка полученных данных,
  • проектирование.

Гипотеза: более подробное изучение теоретического материала по теме курсовой работы позволит намного чаще применять игровой метод для процесса физического воспитания.

Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации научных данных по проблеме использования игрового и соревновательного метода в процессе физического воспитания.

Практическая значимость раскрывается в возможности использования полученных в ходе исследования данных для совершенствования воспитательного и учебного процесса учреждений общего образования, при профессиональной подготовке студентов, в практической деятельности педагогов физической культуры и воспитания, на курсах повышения квалификации.

Структура работы включает в себя введение, основную часть, разделенную на практическую и теоретическую главу, заключение и список использованной в работе литературы.

Глава 1. Теоретические основы игрового метода


1.1. Особенности игрового метода

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть воспитания личности. Основными задачами физического воспитания в школе являются: укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым навыкам, воспитание физических и нравственных качеств.

Решению этих задач активно содействует игра, которая выступает как средство укрепления здоровья и метод физического и нравственного воспитания. Игра — это естественный вид живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка к которой закладывается с раннего детства [17].

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.

Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.

Игра в системе физического воспитания применяется с целью решения оздоровительных, образовательных, воспитательных задач.

Сама сущность игрового метода состоит в том, что на основе условий, содержания и правил игры организуется двигательная деятельность занимающихся. [4]

Основные методические особенности игрового метода:

  • наличие метода соперничества в процессе игры, которое требует от занимающихся значительных физических усилий, что непосредственно делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
  • игровой метод обеспечивает комплексное, всестороннее развитие физических качеств, а также совершенствование двигательных навыков и умений, потому что в процессе игры они проявляются в тесном взаимодействии, а не изолировано;
  • с помощью игрового метода при педагогической необходимости можно развивать избирательно определенные физические качества (для этого подбираются соответствующие игры);
  • соблюдение правил и условий игры в условиях противоборства дает возможность педагогу формировать целенаправленно нравственные качества у занимающихся: сознательная дисциплинированность, воля, коллективизм, чувство сотрудничества и взаимопомощи;
  • широкий выбор различных способов для достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствует формированию у человека инициативы, самостоятельности, целеустремленности, творчества, а также других ценных личностных качеств;
  • присущий игровому методу фактор эмоциональности, удовольствия, привлекательности способствует формированию у занимающихся положительного устойчивого интереса, а также деятельного мотива к физкультурным занятиям. [2, 7, 13]

Роль игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Игра сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно – нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. Игры прививают ребенку культурное наследие его окружающего общества, подготавливают к выходу в большой мир.

Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся.

Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.

1.2. Применение игрового метода в процессе физического воспитания

В процессе физического воспитания игровой метод используется для комплексного совершенствования движений во время их первоначального разучивания, применяется для совершенствования физических качеств, так как в игровом методе имеются благоприятные предпосылки для развития силы, ловкости, выносливости, быстроты.

С использованием игровой формы в процессе обучения, в тренировку или урок вводятся такие упражнения, которые носят соревновательный характер. [5]

Также к игровой форме относят вспомогательные упражнения и игры, подготовительные упражнения, в которых присутствуют элементы соперничества. [8]

Игровой метод не всегда должен быть связан с общепринятыми спортивными играми, к примеру, с волейболом, футболом, подвижными играми. Он может применяться на базе любых физических упражнений. [12]

В силу всех имеющихся особенностей, игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях, а не только для избирательного воздействия на отдельные физические способности или для начального обучения движениям.

Данный метод в наибольшей мере позволяет совершенствовать такие способности и качества, как:

  • находчивость;
  • ловкость;
  • быстрота ориентирования;
  • инициативность;
  • самостоятельность. [10]

Упражнения, которые выполняются в игровой форме – игровые задания, подвижные игры, использование разнообразных стендов, снарядов отличаются разносторонностью и глубиной воздействия на физические качества занимающихся.


Данные занятия способствуют повышению интереса к физической культуре и спорту, способствует стремлению к преодолению трудностей для процесса решения поставленных задач перед занимающимися. [17, 19]

Каждая игра на местности должна начинаться и заканчиваться за заранее определенными сигналами.

После окончания игры тренер вместе с всеми игроками должен проанализировать их ход, определить победителей (группы или команды), отдельных игроков, которые в особенности успешно выполняли задачи. и судий — посредников, которые успешно справилось с своими обязанностями, а также сказать о тех, кто получил замечание.

Соблюдение дисциплины, правил и условий игры на местности оказывает содействие ее качественному проведению и повышает заинтересованность детей.

Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося.

1.3. Процесс физического воспитания и происхождение игрового метода

Исключительное значение играет процесс физического воспитания подрастающего поколения.

Перспективные задачи совершенствования физического воспитания, которые не удовлетворяют современное общество, выражены в постановлениях и резолюциях, в которых указывается гармоничное развитие личности, важность укрепления здоровья населения, в подготовке молодежи к защите Родины и труду, в возрастании значения спорта и физической культуры, а также их внедрения в повседневную жизнь. [20]

На сегодняшний день очень актуальна проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Успешная его реализация возможна при использовании разнообразных методов, средств, способов и приемов физического воспитания, привития нужных навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями. [9, 15]

При этом педагогический процесс должен строиться с учетом возрастных особенностей занимающихся, реальных психофизических возможностей, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям, развивал необходимые двигательные качества, активно содействовал гармоническому физическому развитию и укреплению здоровья, оказывал положительное влияние на психические процессы занимающихся.