Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы игрового метода
1.1. Особенности игрового метода
1.2. Применение игрового метода в процессе физического воспитания
1.3. Процесс физического воспитания и происхождение игрового метода
1.4 Понятие соревновательного метода
Глава 2. Практическое исследование
2.1. Основная часть урока физического воспитания с использованием игрового метода
2.2. Тестирование уровня развития физических качеств
2.3. Практические рекомендации
После выполненного нами эксперимента и обработки полученных результатов был проведен анализ полученных данных с нормативными требованиями к уровню развития физических качеств у учащихся. Для эксперимента был взят 2 «В» класс. Анализ показал, что практически во всех тестах результат соответствует среднему уровню развития физических качеств.
2.3. Практические рекомендации
Процесс эффективного повышения уровня физической подготовленности, приобретение разнообразных двигательных навыков, формирование физических способностей указывают на более широкое использование игрового метода в процессе занятий физической культурой. [6]
Очень важно в процессе использования игрового метода избегать механического переноса модели игры (которые описаны в сборниках и пособиях) в практическую часть учебной работы, а сами формы игрового метода модернизировать и модифицировать в зависимости от формы построения занятий, задач занятия, а также имеющихся условий. На уроках физической культуры целесообразнее всего применять следующие формы игрового метода:
- игровые задания;
- игровые упражнения;
- сюжетная организация занятий;
- подвижные игры;
- тренажеры;
- игровые снаряды. [13, 20]
Также эффективны такие формы занятий, как применение сюжетных полос препятствий (тип круговой тренировки, где на станциях используются разнообразные тренажеры). [16]
Для процесса воспитания скоростно-силовых качеств можно использовать следующие подвижные игры, игровые упражнения и задания:
- эстафета;
- «передай как можно быстрее»;
- «лучшие прыгуны»;
- «кто дальше бросит»;
- «прыжки через гимнастическую палку»;
- «прыжки через мяч»;
- «количественная передача»;
- «метание в щит».
Для процесса воспитания гибкости:
- «держать равновесие»;
- «будь гибким и ловким»;
- «двойная эстафета»;
- «салки в беге»;
- «перекаты под мостом»;
- «волна»;
- «велогонка гимнастических палок». [20]
Для процесса воспитания выносливости можно порекомендовать следующие игровые упражнения и задания, подвижные игры:
- «эстафета с возвращением»;
- «салки»;
- «ласточка»;
- «займи свободное место»;
- «охотники»;
- «кто быстрее перекатит мяч».
2.4. Исследование уровня физического развития у детей
Цель исследования: определить уровень работоспособности и физической подготовленности как отдельного ребенка, так и целой группы детей в условия образовательного учреждения.
В исследовании приняли участие 40 учеников 2 «В» и 2 «Г» классов МБОУ СОШ НАЗВАНИЕ.
В данном исследовании преимущество отдается за текущим наблюдением двигательной активности детей (в процессе самостоятельной деятельности и в организованных формах работы). Применение данного материала позволить дать оценку общей картины физического развития детей. Данное тестирование можно проводить в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также в рамках физкультурных занятий.
Характеризуется физическая подготовленность ребенка по степени сформированности основных видов движений (метание, бег, прыжки), координационными способностями, функцией равновесия, развитием физических качеств (сила, быстрота, гибкость, ловкость).
К числу основных физических качеств относят разнообразные виды выносливости, гибкость, скоростные качества (быстроту), силовые качества (мышечную силу), их сочетание (скоростно–силовые качества), координационные способности, ловкость.
Критерии оценки уровней физического развития:
Низкий уровень: ребенок осуществляет существенные ошибки в технике движений. Не соблюдает заданный ритм и темп, действует в сопровождении показа воспитателя. В процессе игры нарушает правила, хотя с интересом в ней участвует. Не замечает ошибок в действиях других.
Средний уровень: ребенок владеет основными и главными элементами техники многих движений. Также способен самостоятельно выполнять упражнения при помощи предварительного показа. При выполнении упражнений иногда замечает ошибки и нарушения правил в играх. Не всегда обращает внимание на результат, так как увлечен процессом. Активен в процессе игры.
Высокий уровень: ребенок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям. В играх замечает нарушение правил, осуществляет элементы контроля за действиями сверстников. Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность.
При помощи контрольных упражнений осуществляется тестирование физических качеств школьников. Предлагаются они детям в соревновательной и игровой форме.
Бег. Для этого со школьниками проводят бег на дистанции 30 метров, при этом необходимо зафиксировать время пробегания дистанции, а также отметить качественные особенности бега у каждого из детей. Дети с высокого старта по команде «Марш!» бегут до ленты или флажка, которые размещают дальше на 2-3 метра от финишной линии. Это делается с целью предупреждения снижения скорости перед финишем.
Секундомер включается с началом движения ребенка. Он останавливается после пересечения финишной линии ребенком. Поочередно данную дистанцию пробегают все дети. Затем осуществляется вторая попытка для преодоления этого расстояния, при этом дети ее пробегают в том же порядке, как и в первый раз (рис.1).
Рис.1. Оценка результатов бега среди школьников
Метание на дальность. Данное исследование проводится на асфальтной дорожке, ширина которой должна быть не меньше 3-х метров, а длина 15-20 метров. Дорожка непосредственно побуждает к большей точности броска в заданном направлении.
Для этого она предварительно размечается поперечными линиями через каждые полметра при помощи мела. С обеих сторон дорожки на концах линии ставятся порядковые числа, которые отражают число метров от линии броска. Размеченное расстояние должно быть в полтора раза больше среднего возрастного показателя дальности метания.
Всем детям заранее объясняется задание, а иногда применяют и метод показа. Ребенок должен осуществить три броска каждой рукой, после каждого броска осуществляется замер. Дети метают мешочки, вес которых составляет 200 г.
Техника движений: и.п. – вполоборота по направлению к метанию, наличие замаха, перенос центра тяжести на стоящую сзади полусогнутую ногу во время замаха, энергичный бросок с последующим сопровождением рукой предмета (мешочка) (рис.2).
Рис.2. Оценка результатов метания среди школьников
Прыжок в длину с места. Требуется создать необходимые условия для проведения прыжков, то есть положить мат или же сделать вдоль него разметку. Для того, чтобы повысить активность у детей нужно на определенном расстоянии разместить 3 флажка и предложить выполнить прыжок до самого дальнего из флажков.
Результаты замеряются от носков ног в самом начале прыжка до пяток в конце прыжка. Необходимо выполнять прыжок 3 раза, при этом фиксировать надо лучшую из попыток.
Осуществляется прыжок на взрыхленный грунт или заполненную песком яму. Прыжок выполняется детьми по очереди. Каждым ребенком выполняются 3 прыжка подряд без интервалов.
Измерение длины прыжка осуществляется от линии отталкивания до самого места приземления пятки с точностью до 1 см. В сам протокол вписываются результаты всех 3-х попыток, а в обработку берется наилучший результат.
Рис.3. Оценка результатов прыжков в длину с места среди школьников
Техника выполнения:
- подготовка к прыжку (руки отведены назад, туловище немного наклонено вперед);
- отталкивание (энергичный толчок 2-мя ногами, а также взмах руками в момент отталкивания);
- полет (в самом начале полета ноги согнуты, а перед приземлением они выносятся вперед);
- приземление (мягкое приземление на прямые ноги с перекатом с пятки на носок, а также сохранение равновесия).
Таблица 2. Показатели физической подготовленности количественное и качественное соотношение
Кол–во детей |
Вид движений |
||||||||
Бег (30 м) |
Прыжки в длину |
Метание |
|||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
40 |
10 (20%) |
22 (64%) |
8 (16%) |
8 (20%) |
20 (50%) |
12 (30%) |
20 (50%) |
15 (46%) |
5 (4%) |
Исходя из таблицы 2, можно сделать вывод о том, что средние показатели наблюдаются у детей в беге на 30 метров, прыжках в длину с места. В метании предмета наблюдается низкий уровень показателей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании поставленных задач курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
1. Изучили научно-методическую литературу.
2. Изучили теоретические основы игрового метода.
3. Раскрыли основы методики игрового метода.
4. Рассмотрели применение игрового метода.
Таким образом, очень кратко рассмотрены игровой и соревновательный методы физического воспитания.
Игровой метод – двигательная деятельность на основе содержания, условий и правил игры.
Игровой метод включат в себя множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных навыков в игровую ситуацию. В связи с этим важно при обучении физическим упражнениям детей, направлять их творческую деятельность. Особое значение имеет использование метода творческих заданий, который обеспечивает развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений.
Использование разнообразных комбинаций движений в играх не только способствует использованию физических упражнений в качестве средства решения двигательных задач, но и активизирует творческую деятельность детей.
Игровой метод обучения вносит большой эмоциональный всплеск в занятиях, бодрость, удовольствие.
Дети быстрее осваивают технические приемы игры. Помимо игрового метода, вводиться соревновательный метод по обучению техническим приемам: подачи и разнообразным ударам, проводятся “микро соревнования”, продолжительностью 15- 20 минут.
Соревновательный метод – это метод применения состязаний как средства повышения уровня физической подготовленности занимающихся.
В практической деятельности игровой метод проявляется как элемент организации урока, а также любого физкультурно-спортивного занятия, включая спортивную тренировку, а также в виде официальных соревнований разнообразного уровня.
Сущность игрового метода состоит в том, что вся двигательная деятельность занимающихся основывается на условиях, содержании и правил игры.
Основными методическими особенностями игрового метода являются:
- соблюдение правил и условий в процессе противоборства;
- обеспечение комплексного и всестороннего развития физических качеств;
- наличие соперничества;
- совершенствование двигательных навыков и умений;
- широкий выбор различных способов для достижения цели.
В процессе физического воспитания игровой метод используется для комплексного совершенствования движений во время их первоначального разучивания, применяется для совершенствования физических качеств, так как в игровом методе имеются благоприятные предпосылки для развития силы, ловкости, выносливости, быстроты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Ашмарин Б.А. Теория физического воспитания и его методика: Учебник. - М.: Академия, 2014. -с.156.
- Ашмарин Г.А. Теория педагогических исследований в физическом воспитании и его методика: Учебное пособие - М.: Академия, 2015. -с.311.
- Быков В.С. Развитие у учащихся двигательных способностей: Учебное пособие. – М.: Академия, 2013. -с.202.
- Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. - М., 2014. -с.88-92.
- Воронова, Е.К. Игры-эстафеты для детей 5-7 лет: Практическое пособие / Е.К. Воронова. - М.: АРКТИ, 2009. - 188с.
- Гойхман П.Н., Трофимов О.Н. Основы проведения физической культуры в школе. - М.: Академия, 2014. -с.243.
- Гугин А.А. Уроки физической культуры в школе. - М.: Академия, 2014. -с.331.
- Гуревич И.А. «Физическая культура в школе», журнал 2010, №9. -с.12.
- Демидов В.М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников. – 2014. - № 2.-с.27-33.
- Казначеева В.П. Теория физического воспитания и его методика. М.: Академия, 2013. - с.133.
- Каюров В.С. Книга для учителя физической культуры. - М.: ФиС, 2015. - с.411.
- Кузнецов, В.С. Физические упражнения и подвижные игры: Методическое пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. - 152с.
- Курамшин Ю.Ф. Теория физического воспитания и его методика: Учебник для институтов физической культуры. М.: Академия, 2015. - с.247.
- Матвеев Л.П. Теория физического воспитания и его методика проведения: Учебник. - М.: Академия, 2015. – с.287.
- Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана. – М.: Академия, 2016. - с.227-236.
- Озолин Н.Г. Молодому коллеге. М.: Физическая культура и спорт, 2013. - с.413.
- Педагогика физической культуры и спорта: учебник / под.ред. С. Д. Неверковича. - М.: Физическая культура, 2006. – 72 с.
- Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссуз физической культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 229 с.
- Романенко М.И. Физическая культура. – Киев, 2013. -с.189.
- Ториев А. Ш. Игровые методы в физическом воспитании [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 102-103.
- Холодов, Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Academa, 2012. - 480 с.
- Шпак, В.Г. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / В.Г. Шпак. - ВГУ им. П.М. Машерова, 2017. – С. 80-84.