Файл: Теоретические основы игрового метода.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учебно-воспитательный процесс физического воспитания должен проводиться динамично и с оптимальной моторной плотностью, с использованием рациональных форм организации занятий, инвентаря и спортивного оборудования, а также технических средств обучения.

Большое значение для достижения указанной цели имеют сочетание и правильный выбор методов обучения, в частности, таких методов, как соревновательный и игровой.

Возникновение соревновательного и игрового методов можно отметить уже на ранних ступенях общественного развития.

По мере совершенствования орудий производства в первобытном обществе, с процессом развития языка, мышления танцевальные движения и игровые элементы постепенно выделяются в самостоятельный вид деятельности, в них появляются отвлеченные формы движений, возникают новые, более сложные действия, которые более богаты по своему содержанию. [14, 16]

Главным фактором на ранних этапах развития общества, которое оказывает на развитие детей формирующее влияние, являлось непосредственное их участие в жизни взрослых. Они принимают участие в ритуалах, праздниках, отдыхе, торжествах.

Методы физкультурных занятий – это способы применения средств физической культуры в соответствии с поставленной целью и задачами. Выделяют общепедагогические и специфические методы.

Игровой метод – двигательная деятельность на основе содержания, условий и правил игры.

Он обеспечивает комплексное и избирательное развитие физических качеств, двигательных умений и навыков подбором соответствующей игры. Наличие в ней элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, а широкий выбор способов достижения цели и вариативный характер действий делает игру эффективным способом воспитания у человека физических способностей, самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности.

Спортивные и подвижные игры связаны с соревновательным компонентом, ситуативными действиями, эмоциональностью, определяющие моторную и интеллектуальную активность человека. Оздоровительным задачам больше соответствуют такие популярные спортивные игры как футбол, баскетбол, стритбол, волейбол, пляжный волейбол, настольный теннис, теннис и бадминтон.

В играх присутствует бег с изменением направления движений, прыжки, остановки в сочетании с ускорениями, периоды прекращения игровой деятельности (нарушения правил, потеря мяча, подготовка к подаче мяча и т.п.), что обеспечивает анаэробно-аэробный режим двигательной активности.


Занятия спортивными и подвижными играми характеризуются высокой эмоциональностью, разнообразием и привлекательностью, что способствует формированию мотива к регулярным занятиям.

Однако, занятия спортивными играми предъявляют повышенные требования к функциональному состоянию мышц, связок, сухожилий и суставов, поэтому они являются травмоопасными.

Соблюдение правил игры в условиях противоборства формирует у занимающихся чувство взаимопомощи и сотрудничества, дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.

Присущая игре эмоциональность способствуют формированию (особенно у детей) положительного интереса к занятиям физическими упражнениями

К недостаткам этого метода относятся его ограниченные возможности при разучивании новых движений и сложности дозирования нагрузки на организм.

Во время игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как смелость, уверенность, настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и соблюдать определённые правила [17].

Для детей дошкольного возраста чаще используются подвижные сюжетно-ролевые игры, включающие подражательные действия («гуси-лебеди», «мышеловка», «у медведя на бору», а также игры с мячом, включающие простейшие соревновательные элементы («передача мячей», «мяч среднему», «кто быстрее»)).

При выборе игр врач и инструктор лечебной физкультуры учитывают лечебные задачи, предполагаемую нагрузку, состав детей и уровень их адаптаций к нагрузке.

В соответствии с этими моментами оценивается насыщенность игры:

  • двигательными элементами (ходьба, бег, прыжки, перенос предметов, бросание в цель, преодоление препятствий, переползание),
  • сложность правил,
  • различие в эмоциональной и физической нагрузке при выполнении ролей.

Любая игра должна вызывать у детей интерес и желание продолжить её.

Использование подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов:

1. Учёт возрастных особенностей детей, чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.

2. Подбор игр в соответствии с лечебно - педагогическими, лечебными и воспитательными задачами.

3. Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.

4. Чёткое объяснение правил игры и распределение ролей.

Объясняя игру, следует объявить ее название, указать намеченную цель и разъяснить задачи.


При объяснении игры следует соблюдать некоторые особенности:

1. Объяснение должно быть точным, ясным и немногословным. Для детей 6-8 лет в объяснении выдвигают действия играющих, после подчеркнуть правила игры, а в конце указать, как размещаются участники.

2. Объясняя игру опираться на словарный запас детей, знания и их навыки. Не отягощать незнакомыми словами.

3. Объясняя игру, умело и осторожно пользоваться словом.

4. В играх с детьми следует применять различные сигналы и команды. 1. Краткая команда в повелительной форме. 2. Звуковые сигналы (например, хлопок, удар в бубен). 3. Команда, требующая выдержки («внимание», «Марш» и т.д.).

Игра, как и другие средства обучения, преподаются с постепенной и последовательно с нарастанием сложности. Поэтому необходимо в начале года давать игры с небольшими по качеству и количеству требованиями и усложнять их.

Вмешательство в игру с целью дозирования должно быть продуманным. Каждую игру следует заканчивать своевременно. Конец игры застает участников в то время, когда действия полноценны, эмоции оживлены, играющий владеет собой.

Игру следует прекращать, если появляются признаки переутомления, перевозбуждения.

Воспитатель должен перед игрой объявить продолжительность игры. В соревновательных видах игры следует следить за состоянием борьбы, чтобы закончить игру в нужную минуту.

После игры следует подвести итоги. В некомандных играх: кратко оценивать игру отдельных детей, подчеркивать неудачи, ошибки. После командной игры подводят итоги, объявляют общий результат.

Очень важно, разбирать итоги игры.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

- увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);

-усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают);

- изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);

- сменить сигнал (вместо словесного - звуковой или зрительный);

- провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);

увеличить число «ловишек») и т. д [8].

Игра благоприятствует равномерному развитию опорно-двигательного аппарата, т.к. в работу включаются все мышечные группы, а тренировки, особенно групповые, где присутствует соревновательный аспект, требуют значительных физических нагрузок.

Оптимальные физические нагрузки при выполнении различных спортивных игр снимают усталость, увеличивают интерес к занятиям. Игры также благоприятствуют и нравственному воспитанию.


Уважительное отношение к соперникам, ощущение чувства дружбы, честность в спортивном соревновании, стремление к самосовершенствованию - все эти качества успешно формируются под влиянием занятий бадминтоном.

Так, к примеру, подвижные игры с ракеткой и мячом могут выступать как эффективный элемент мотивации в процессе формирования оптимального мотивационного комплекса при занятиях спортом.

Играя, дети упражняются в движении, осваивают его, в процессе игры развиваются положительные качества личности детей, через игру они познают жизнь.

Будучи следствием естественной потребности в деятельности, игра дает возможность ребенку познать и преобразовать окружающую действительность с одной стороны, а с другой стороны – развивает его способности и творческую деятельность. В любой игре творчество выступает обязательным компонентом [19].

Игровая деятельность, как метод и форма обучения младших школьников, является в учебно-воспитательном процессе наиболее продуктивным в современной методике физического воспитания.

Игровой метод, в каком бы объеме и форме не выражался, всегда радует и привлекает ребенка, а целесообразное варьирование различных его форм дает возможность полного и успешного решения задач по физическому воспитанию.

1.4 Понятие соревновательного метода

Соревновательный метод – использование состязаний как средства повышения уровня физической подготовленности занимающихся.

Данный метод осуществляется как соревнования различного уровня и как элемент организации физкультурно-спортивного занятия.

Использования соревнований помогает стимулировать проявления двигательных способностей, выявляет уровень их развития, качество владения двигательными действиями, обеспечивает максимальную физическую нагрузку, содействует воспитанию волевых качеств [12].

Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развёрнутой форме.

В первом случае это выражено в применении соревновательного начала, как способа стимулирования интереса у детей и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений.

Во втором случае этот метод применим в качестве относительной самостоятельной формы: контрольные, зачётные, спортивные и подобные им состязания.

Наиболее характерными признаками соревновательного метода являются:


1. Соизмерение сил, занимающихся в целях установления победителя. Победе подчиняется вся деятельность участников согласно установленным правилам.

2. Соревновательный метод позволяет в полной мере раскрывать функциональные и психические возможности занимающихся и выводить их на новый уровень подготовленности.

3. Ограниченные возможности регулировать нагрузку учеников. Применяется при совершенствовании упражнений и воспитании физических качеств, когда необходимы и допустимы предельные усилия.

Соревновательный метод в относительно элементарных формах широко применяется в работе с детьми дошкольного возраста.

Соревновательный метод является эффективным способом для практического освоения двигательных действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах дошкольников.

Так, в младших группах перед детьми может ставиться задача: кто быстрей принесет флажок, кто дальше бросит мяч.

В более старших группах этот метод дает возможность совершенствовать движения, эффективнее развивать творчество.

Соревновательному методу присущи многие признаки соревнований, но он имеет более широкую среду применения.

Предметом соревнования при использовании соревновательного метода могут быть любые физические упражнения на занятиях от построения до выхода из зала [21].

При правильном использовании игрового и соревновательного методов раскрываются широкие возможности для воспитания чувства коллективизма, инициативы, настойчивости, выдержки, сознательной дисциплины.

Если педагог в процессе управления играми и соревнованиями будет допускать ошибки, недооценивая отрицательных проявлений в поведении учеников, то их воспитанию может быть нанесен непоправимый вред.

Практическое применение методов физического воспитания требует учета этапа обучения, а, следовательно, и фазы усвоения учебного материала.

Так, этап предварительного разучивания упражнения (I этап), основывается на ознакомлении с техникой двигательного действия.

Появляющиеся при этом положительные эмоции побуждают детей к многократному выполнению действий, которые способствуют их закреплению, воспитанию физических качеств. Дети могут подражать движениям, повадкам:

  • животных,
  • птиц,
  • насекомых,
  • растениям,
  • различным видам транспорта,
  • трудовым операциям.

Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создавать правильное зрительное представление о нем, сравнивать собственное выполнение с заданным образом. Это способствует повышению сознательности детей в процессе обучения.