Файл: Выбор стиля руководства в организации ( Стиль руководства: понятие и классификация).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
Содержание:
Введение
Актуальность темы исследования. Стиль руководства во многом зависит от уровня культуры и ценностной ориентации. Существуют три группы факторов, определяющих стиль управления персоналом: личностные характеристики руководителя как субъекта управления (его индивидуальная концепция управления; ценностные ориентации; управленческая готовность; профессиональная позиция; управленческие роли и другие принятые им личные качества); характеристики объектов управления (конкретные подчиненные и профессиональные команды); системные организационные или управленческие факторы (пример стиля работы надзорных органов; степень институциональной «свободы» лидера при реализации своих полномочий; установленная в организации система делегирования полномочий; административные нормы и положения; существующее управление процессы, принятие решений и передача документов; особенности задач и текущей ситуации).
Объект исследования – руководство.
Предмет исследования – выбор стиля руководства в организации.
Целью исследования является комплексный анализ стиля руководства в организации.
Данной целью обусловлены следующие задачи:
– исследовать понятие стиля руководства;
– проанализировать классификацию стилей руководства;
– изучить факторы формирования стилей;
– рассмотреть формирование индивидуального стиля и репутации;
– исследовать власть в организации;
– проанализировать проблему определения оптимального стиля управления.
Методы исследования. В данной работе были применены общенаучные методы: анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов исследования. Частнонаучную методологию составили: сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод нормативно-правового анализа.
Теоретической значимостью отличаются работы таких авторов, как: Андреев В.Д., Базиян, Н. Р., Блинов, А. О., Бурняшов, Б. А., Данилина, Е. И., Дорофеева, Л. И., Дробышева, Л. А., Захарова С.А., Короткий, С. В., Мальшина, Н. А., Маслова, Е. Л., Маслова, Е. Л., Пудич, В. С., Семенов, А. К., Семенова, И. И., Фомичев, А. Н., Чижова, Е. Н., в которых подробно рассмотрены общие вопросы темы исследования.
Структура курсовой работы содержит в себе введение, три главы, разделенные на 5 параграфов, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Стиль руководства: понятие и классификация
1.1 Понятие стиля руководства
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в стиле, свойственном только ему. Стиль руководства выражается в способах, которыми менеджер побуждает команду проявлять инициативу и творческий подход к выполнению своих обязанностей, а также контролирует результаты деятельности подчиненных.
Стиль управления является типичным типом поведения менеджера по отношению к подчиненным в процессе достижения цели. Одним из компонентов функций управления является лидерство.[1]
Стиль управления - индивидуальные и типичные характеристики устойчивой системы методов, методов и приемов воздействия на команду для выполнения организационных задач и функций управления. Это обычное поведение менеджера по отношению к подчиненным, чтобы влиять на них и побуждать их к достижению целей организации. Степень, в которой менеджер делегирует свои полномочия, типы полномочий, которыми он пользуется, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, особенно, о задаче, - все отражает стиль руководства, который характеризует этого лидера.
Стиль характеризуется стабильностью, что проявляется в частом использовании различных приемов управления. Но эта стабильность относительна, поскольку стиль обычно характеризуется динамизмом. Хорошо разработанный стиль руководства, соответствующий текущей ситуации, способен преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. И это приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль управления во многом определяется индивидуальными качествами руководителя. Но при всей своей значимости личностные качества не исключают другие составляющие, которые формируют стиль управления. Эти компоненты составляют субъективный элемент стиля, но у стиля всегда есть общая объективная основа.
Объективно, какой бы стиль не был выбран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме того, есть и другие объективные составляющие стиля. К ним относятся: регулярность управления; специфика сферы конкретных видов деятельности; общие требования к менеджерам; социально-психологические особенности исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и т.д.); уровень иерархии управления; методы и приемы управления, используемые высшими руководителями.[2]
Есть два подхода к изучению стиля руководства.
1. Поведенческие теории, которые смотрят на проблему с точки зрения
Менеджер, который стремится эффективно организовать деятельность сотрудников под своим контролем.
2. Ситуационные теории, которые исследуют стиль руководства в контексте ряда ситуационных факторов. Эти факторы включают в себя ясность и характер задачи, объем информации, доступной для менеджера, личные качества подчиненных, наличие профсоюза и т.д.
1.2 Классификация стилей руководства
Существует несколько классификаций стилей управления.
Следует отметить, что по отношению к некоторым людям и в некоторых ситуациях традиционный стиль руководства более эффективен, чем современный: если подчиненный не делает ничего, что заслуживает похвалы, он должен указать на свои ошибки и определить, как устранить их. Однако, когда они достигают первых хороших результатов, их следует хвалить.
Деловой стиль управления проявляется тогда, когда для руководителя важнее всего интересы бизнеса, конечные цели команды.
Такой стиль руководства подразумевает максимальное использование следующих качеств руководителя:
* способность сосредоточиться на основной цели деятельности команды, а именно на целеустремленности, практичности и т. д .;
* умение выбирать кратчайший путь к достижению цели, т. е. умение мыслить аналитически, деловая активность, смелость;
* независимое мышление, инициативность и инновационный подход к бизнесу, т. е. способность генерировать идеи, предусмотрительность, инициативность, умение брать на себя обоснованные риски, желание совершенствовать свои навыки;
* критика практического мышления, то есть способность анализировать и делать выводы, мудрость, гибкость, практичность и здравый смысл;
* эффективность решений и действий, то есть умение находить кратчайшие пути решения проблем управления; независимость, деловая активность, гибкость; умение эффективно и рационально использовать свое время;
* предвидение новых проблем и возможность решать их, прежде чем они потребуют больших усилий;
* сосредоточиться на компетенции подчиненных.
Бюрократический стиль управления характеризуется доминированием формы (т. Е. Самой бюрократической структуры) над содержанием (задачами управления производством) и предполагает следующие особенности:
* слепая вера в рациональность некогда установленных организационных структур и порядка;
* идея о том, что абсолютным критерием важности является мнение высшего органа власти;
* удаленность внутренних законов и целей бюрократической иерархии от реальных жизненных требований;
* отсутствие контроля снизу, отсутствие ответственности перед трудовыми коллективами;
* желание переложить ответственность на вышестоящее начальство, что приводит к безответственности (в то же время начальство также стремится снять с себя ответственность путем создания визовой системы и процедуры утверждения);
• оценка умения работника, умения находить эффективное, креативное решение и умение действовать, ориентируясь, прежде всего, на внутренние законы функционирования аппарата;
* затрудняет доступ масс к субъектам бюрократического управления;
* создание ситуации, когда отдельные лица или отдельные организации находятся вне критики (особенно снизу);
* сужение рекламы.[3]
В зависимости от степени коллегиальности и единоначалия, существует три основных стиля руководства: авторитарный (автократический), демократический и либеральный, которые, однако, редко встречаются в «чистой форме».
Авторитарный стиль - это использование приказов, инструкций, приказов, не предполагающих возражений подчиненных. Менеджер определяет, кто, что, когда и как это делает, дает команды и запрашивает отчеты об их исполнении. Авторитарный стиль руководства используется в чрезвычайных ситуациях - в военной ситуации, в случае различных типов природных или техногенных катастроф. Кроме того, некоторые сотрудники, которые не любят принимать собственные решения, предпочитают авторитарный стиль руководства.
Главная потребность автократа - быть в центре внимания группы, которую он возглавляет, он должен иметь всю власть без следа, и он решает все вопросы - маленькие и большие.
Он предпочитает послушных сотрудников, независимо от того, обладают ли они необходимыми знаниями.
Негативные качества автократа особенно заметны, когда руководителю не хватает организационных навыков, общей культуры и профессиональной подготовки. В этих условиях такой лидер может превратиться в тирана.
Преимущества лидера самодержца - молниеносная реакция, энергия, решительность, быстрое принятие решений и настойчивость. Они уверены в себе и не сомневаются в своей способности руководить командой.
Демократический стиль руководства подразумевает дружеские советы, инструкции в форме запросов и активное участие подчиненных в выработке управленческих решений.
Это наиболее эффективный стиль руководства, поскольку он поощряет инициативу подчиненных, творческое отношение к работе, чувство ответственности и ответственности.
Демократический лидер не командует, но вдохновляет, не инструктирует, а советует. Сотрудники чувствуют себя менее подчиненными, чем сотрудники, которые несут ответственность за работу, выполняемую командой.[4]
Прежде чем принять решение, демократический лидер пытается обсудить это с работниками, систематически информирует их о положении дел в команде, не скрывая никаких успехов или трудностей, правильно реагирует на критику в своем обращении, никогда не показывает свое превосходство ни в чем, не избегает ответственности за свои собственные решения или ошибки подчиненных, а формулирует свои инструкции четко и убедительно.
Либеральный стиль руководства - это невмешательство руководителя в работу подчиненных, по крайней мере, до тех пор, пока подчиненные сами не обратятся за советом к руководителю.
Либерал не демонстрирует своей лидерской позиции. он обращается к своим подчиненным с решительной вежливостью, которая, конечно, обращается к его подчиненным.
Однако либеральный лидер не очень активен в своей работе, нерешителен, легко поддается влиянию других, готов отказаться от только что принятого решения и не проявляет принципа и последовательности в трудных ситуациях.
В компании, управляемой демократом, активность сотрудников постоянна, независимо от того, присутствует ли начальник на своем рабочем месте. В организации, управляемой автократом, картина совершенно иная: как только он уходит, трудовая активность резко падает; оно так же резко возрастает сразу после его возвращения.
Автократ приемлем и терпим в сложных и динамичных условиях, но вряд ли стоит доверять ему руководить творческими, педагогическими, исследовательскими группами и особенно общественными организациями. Не рекомендуется назначать либерала главой команды, где есть необходимость принимать и энергично выполнять решения, рисковать.
Таким образом, из трех основных стилей руководства предпочтение следует отдавать демократическому стилю. Автократический стиль подходит только в исключительных случаях (чрезвычайная ситуация, особый характер подчиненного и т.д.), а либеральный может применяться только как исключение в отношении отдельных подчиненных особенно высокой квалификации - в других случаях это может привести к анархии резко снизить эффективность управления.