Файл: Выбор стиля руководства в организации ( Стиль руководства: понятие и классификация).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
При наличии авторитарного стиля, как уже упоминалось, упор делается на административные методы управления, то есть на административную деятельность руководителя; при наличии демократического стиля - больше о социально-психологических методах управления, т. е. умении общаться с людьми, вдохновлять их на продуктивную работу; при наличии либерального стиля организационных методов, то есть четкого регулирования прав и обязанностей работников, которые они должны осуществлять без непосредственного вмешательства самого руководителя.
Глава 2. Анализ процесса формирования стиля руководства
2.1 Факторы формирования стилей
Основной характеристикой эффективности управления является стиль управления, который менеджер использует в своей работе. Изучение стиля лидерства проводится психологами уже более полувека. Исследователи накопили много материала по этой проблеме на сегодняшний день.
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в стиле, свойственном только им. Стиль руководства выражается в способах, которыми менеджер побуждает команду проявлять инициативу и творческий подход к выполнению своих обязанностей, а также контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль управления может служить характеристикой качества деятельности менеджера, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а также создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных отношений и поведения. Степень, в которой менеджер делегирует свои полномочия, типы полномочий, которые он использует, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, особенно, о выполнении задач, - все отражает стиль лидерства этого лидера.[5]
Стиль характеризуется стабильностью, что проявляется в частом использовании различных приемов управления. Но эта стабильность относительна, поскольку стиль обычно характеризуется динамизмом. Хорошо разработанный стиль руководства, соответствующий текущей ситуации, способен преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. И это приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль управления во многом определяется индивидуальными качествами руководителя. Но при всей своей значимости личностные качества не исключают другие составляющие, которые формируют стиль управления. Эти компоненты составляют субъективный элемент стиля, но у стиля всегда есть общая объективная основа.
Объективно, какой бы стиль не был выбран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме того, есть и другие объективные составляющие стиля. К ним относятся: регулярность управления; специфика сферы конкретных видов деятельности; общие требования к менеджерам; социально-психологические особенности исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и т.д.); уровень иерархии управления; методы и приемы управления, используемые высшими руководителями. Эти объективные компоненты стиля показывают сочетание деятельности менеджера, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в команде, характера устоявшихся традиций и методов общения и, следовательно, стиля работы.[6]
Любая управленческая деятельность также имеет субъективную основу. Менеджер, прежде чем принимать какое-либо решение, сначала продумывает все возможные способы воздействия на подчиненных и выбирает наиболее подходящие, в зависимости от ситуации. И, несмотря на то, что обязанности руководителя определяются должностной инструкцией, стиль работы имеет отпечаток уникальной личности руководителя. Именно в стиле лидера проявляются его личные качества, которые несколько меняются в зависимости от характеристик и потребностей команды.
Поэтому стиль управления отличается, с одной стороны, его общей объективной основой, а с другой - методами и приемами, присущими функциям управления данного менеджера. Объективная составляющая стиля определяется совокупностью социальных и экономических требований к лидерству. Субъективные составляющие характеризуются личностными качествами менеджера. Но если стиль не может четко определить его объективную основу, то нет, даже самого красивого, качество руководителя не способно обеспечить успех организации.
Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль управления:
Требования к менеджерам относительно их компетентности, эффективности, ответственности, личных качеств, морали, характера, темперамента и т. д.
Специфика системы - ее цели и задачи, структуры управления и технологии управления, функции руководителя;
Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, наличие материальных ресурсов и т.д.
Особенности управляемой команды - это ее структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в ней отношений, ее традиции и ценности.
Стиль работы определяет не только деятельность менеджера, он напрямую влияет на все аспекты системы и непосредственно на подчиненных.[7]
Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию людей, целей и задач. Каждый менеджер - это уникальный человек с рядом способностей. Каждый менеджер является создателем стиля управления, который он применяет на практике.
2.2 Формирование индивидуального стиля и репутации
Динамический стиль, который меняется в зависимости от меняющихся ситуаций и объектов управления, может быть оптимальным. Хороший менеджер должен быть знаком с разными стилями лидерства и знать, при каких обстоятельствах и в отношении каких подчиненных тот или иной стиль лидерства является наиболее подходящим.
Тем не менее, основой оптимального стиля управления должен быть демократический стиль, который характеризуется единством теории и практики управления, тесными взаимоотношениями с персоналом организации, чувством ответственности перед обществом, умением общаться с разными людьми, уважение к подчиненным и постоянная забота о них.
Оптимальным стилем руководства можно считать индивидуальный стиль руководства, основанный на демократическом стиле, который в острых ситуациях превращается в авторитарный, а в отношении высококвалифицированных творческих личностей - в либеральный.
Для оценки индивидуального стиля руководства особую важность имеет способность менеджера достичь взаимопонимания с работниками разных возрастов, пола, разных профессий, разного образования, семейного положения, темперамента, навыков; ценится способность лидера убеждать людей, вдохновлять даже неприятные задания, вдохновлять их, помогать им заменить привычный образ действий на новый, более рациональный, более эффективный, помочь наладить контакт.
Эффективный индивидуальный стиль лидерства активно способствует сплоченности команды. Часто считается, что главной задачей менеджера является выполнение производственного плана. Между тем, даже самый лучший менеджер не сможет реализовать такой план без работающей, сплоченной команды. Правильнее предположить, что главной задачей менеджера является не только выполнение плана, но и создание команды, способной выполнять высокие задачи.
Итак, секрет эффективного управления не в том, чтобы ограничивать себя жесткими рамками единого стиля: все стили вписываются в рамки общей теории управления, все они могут быть полезны и даже необходимы в той или иной ситуации.[8]
Следующие принципы помогут создать правильный индивидуальный стиль.
Обратная связь. Подчиненные, как правило, стремятся узнать оценку выполненной ими работы непосредственно у своего руководителя. По мнению психологов, такие отзывы являются ключевым моментом в процессе труда. Менеджер должен уметь оценивать работу своих подчиненных вовремя и точно.
Определение свободы действий подчиненного. Зная природу своих подчиненных, менеджер в каждом случае должен решить, как сделать работу сотрудника более эффективной - предоставить PI некоторую свободу действий или указать, что он делал только то, что ему было приказано.
Учитывайте отношение работника к работе. Менеджер, который трезво оценивает роль работы в жизни людей, не преувеличивая и не преуменьшая ее, помогает своим подчиненным развить правильную психологическую ориентацию, создать школу жизненных ценностей и четко определить место работы в своей жизни.
Сосредоточиться на окончательных результатах работы. Важно не создавать у людей впечатление, что сам процесс работы не имеет значения. Опытный менеджер, оценивая работу подчиненных, учитывает как сам результат, так и элемент трудовой конкуренции.
Продвижение. Менеджер должен внушить своим подчиненным, что лучший способ сделать карьеру - это хорошо выполнять сегодняшние ежедневные обязанности, дополняя это намеками на желательность продвижения по службе.
Личное поведение менеджера. Менеджер должен относиться ко всем без исключения подчиненным с определенным интересом и уважением. Хороший менеджер не может позволить себе выражать личные симпатии и антипатии.
Это не значит, конечно, что менеджер должен быть другом каждого подчиненного. В конце концов, его отношение к подчиненному в определенной степени зависит от отношения к нему подчиненного.
Представители разных классов на разных исторических этапах обратили внимание на вопросы формирования и развития имиджа. Цицерон, раскрывая природу изображения, сказал: «... нам было проще всего появиться такими, какими мы были на самом деле - хотя самое главное, чтобы мы были такими, какими мы хотим, чтобы нас считали». ... Макиавелли Н. В трактате «Государь» составил портрет идеального образа, указав, среди качеств, необходимых государю, следующие: сострадание, верность слову, искренность, честность, милосердие, прямота, благочестие. Рассмотрим содержание понятия «имидж» в зарубежной и отечественной научной литературе.
Первое упоминание изучаемого нами термина появилось в начале 60-х годов ХХ века в области рыночных отношений как инструмента психологической борьбы за потребителя.
Со временем знания, накопленные в этой области знаний, оформились в науку об изображении (основатель - К. Боулдинг).
Кроме того, термин «имидж» стал широко использоваться в избирательных кампаниях США. Сам термин «изображение» происходит от английского слова «image», которое, в свою очередь, происходит от латинского «imago».
Причем в английском языке слово image имеет как минимум 5 значений («изображение», «статуя (идол)», «подобие», «метафора», «икона»). Однако наиболее часто используемым значением является «изображение».
В настоящее время термин «изображение» в научной литературе имеет большое количество различных определений, авторами которых изначально были Н. Вейль, П. Друкер, Ф. Котлер, П. Берд, Э. Сэмпсон, Э. Барнов, К. Лысеющий, Д. Ягер и многие другие. Так, в произведениях П. Берда образ определяется как «общее впечатление, которое человек производит на окружающих».
Он состоит из того, как субъект представляет свои идеи людям, как он ведет себя в обществе, как он одевается, как он говорит, что он говорит и делает. С учетом сказанного личный имидж определяет имидж работы человека и организации в целом, становясь визитной карточкой ».
Дж. Ягер включает в свое определение, прежде всего, внешние характеристики человека: «образ состоит из всего набора особенностей вашей внешности, речи, поведения и даже умения общаться с людьми».
Благодаря В. М. Шепелю стереотипность была преодолена. Однако, несмотря на многочисленные исследования, в настоящее время нет четкого определения понятия «образ» в отечественной и зарубежной литературе; Большинство исследователей отождествляют понятие «имидж» с такими понятиями, как «имидж», «мнение», «репутация», «авторитет» и другими.
Мы придерживаемся точки зрения В. М. Шепеля, который определяет имидж как «искусство очарования», «увеличительное стекло, выявляющее деловые и личные качества людей» и разделяющее понятия «имидж» и «имидж».
Исследователь утверждает, что изображение не идентично изображению, изображение является внешним отражением изображения. Отечественные авторы-теоретики, а также практики-имиджмейкеры (П. Г. Комлев, Г. Г. Почепцов, В. М., Шепель, С. Е. Ананьева, Е. Б. Перелыгина и др.) Предлагают различные варианты набора и структурирования изображения.
Таким образом, Г.Г. Почепцов рассматривает образ с трех позиций: с функциональной (есть разные виды в соответствии с аспектами функционирования. Например, зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный, множественный), контекстной (разные контексты реализации) и сравнительный (сравнение разных изображений, похожих по своей природе).