Файл: Цель и задачи налогового учета (Сущность налогового учета и налоговой отчетности).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность налогового учета и налоговой отчетности
1.1 Основные положения системы налогообложения
1.2 Особенности ведения налоговой отчетности
2 Анализ системы налогового учета на примере ООО «ЛГМ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ системы налогообложения ООО «ЛГМ»
Организация выступает плательщиком страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Базой для начисления взносов выступает заработная плата, выплаченная работникам организации. При исчислении взносов применяется ставка 30% и 0,2% при страховании от несчастных случаев на производстве. Динамика суммы уплаченных взносов представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Расчет социальных отчислений ООО «ЛГМ», руб[3].
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
Темп роста/снижения, % |
|
2018/2017 |
2019/2018 |
||||
Расходы на оплату труда |
1 872 500 |
2 214 834 |
2 032 980 |
118,3 |
91,8 |
Взносы на обязательное пенсионное страхование |
411 950 |
487 263 |
447 256 |
118,3 |
91,8 |
Взносы на обязательное медицинское страхование |
95 498 |
112 957 |
103 682 |
118,3 |
91,8 |
Взносы на обязательное социальное страхование |
54 303 |
64 230 |
58 956 |
118,3 |
91,8 |
Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве |
3 744 |
4 430 |
4 066 |
118,3 |
91,8 |
Итого страховые взносы во внебюджетные фонды |
565 495 |
668 880 |
613 960 |
118,3 |
91,8 |
По итогам проведенных расчетов видно, что сумма отчислений в государственные внебюджетные фонды повторяет тенденцию изменения начисленной заработной платы. Так как ставка страховых взносов не изменялась, то их величина изменяется в соответствии с изменением суммы начисленной заработной платы. Так в 2018 году по сравнению с 2017 годом заработная плата увеличилась на 18,3%, что привело к росту взносов в государственные внебюджетные фонды на 18,3%. В 2019 году по сравнению с 2018 годом было произведено сокращение численности работников, что уменьшило заработную плату на 8,2%, и соответственно страховые взносы в государственные внебюджетные фонды снизились также на 8,2%.
Следующим уплачиваемым налогом выступает налог на имущество организаций. В качестве налоговой базы является среднегодовая стоимость имущества, определяемая на основе остаточной стоимости основных средств,
числящихся на балансе организации. Ставка налога установлена на уровне
максимальной - 2,2%. Динамика налога на имущество организаций представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Расчет налога на имущество ООО «ЛГМ» за 20172019гг[4].
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
Темп роста/снижения, % |
|
2018/2017 |
2019/2018 |
||||
Среднегодовая стоимость имущества, в руб. |
3 583 412 |
3 493 152 |
3 426 212 |
97,5 |
98,1 |
Ставка налога, в % |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
100,0 |
100,0 |
Сумма налога на имущество, руб. |
78 835 |
76 849 |
75 377 |
97,5 |
98,1 |
Таким образом можно отметить, что сумма налога на имущество ООО «ЛГМ» ежегодно сокращается. Так в 2018 году по сравнению с 2017 годом она уменьшилась на 2,5%, в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 1,9%. Это вызвано тем, что данное имущество является амортизируемым в связи с чем его остаточная стоимость ежегодно уменьшается, а вновь вводимого имущества у организации за данный период времени не было. Таким образом наблюдается тенденция изнашивания оборудования и снижения величины налога на имущество организаций.
2.3 Специфика налогообложения ООО «ЛГМ»
Исходя из представленных данных можно отметить, что организация по- прежнему является плательщиком четырех основных платежей. Однако, платежи по налогу на прибыль сократились в связи со снижением суммы полученной прибыли. Наблюдается увеличение доли НДС, что обуславливается ростом выручки, полученной от реализации продукции и услуг.
Основная доля уплачиваемых платежей приходится на налог на добавленную стоимость и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, которые составляют около 85% всех обязательных платежей организации. Причем именно по данным налогам наблюдается прирост платежей. Снижение объемов уплачиваемых налогов зафиксировано по налогу на прибыль организации и налогу на имущество, что связано со снижением показателей финансовых результатов деятельности организации.
Далее в таблице 4 проведем анализ уровня налоговой нагрузки организации ООО «ЛГМ».
Таблица 4 - Расчет налоговой нагрузки ООО «ЛГМ» в 2017-2019гг[5]
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
Темп роста/снижения, % |
|
2018/2017 |
2019/2018 |
||||
1. Доходы от реализации продукции без НДС |
5 991 200 |
6 843 200 |
7 135 000 |
114,2 |
104,3 |
2. Расходы от реализации продукции, всего: |
5 184 873 |
5 399 620 |
5 954 540 |
104,1 |
110,3 |
в том числе налоги, учитываемые в составе прочих расходов: |
644 330 |
745 729 |
689 337 |
115,7 |
92,4 |
Пенсионный фонд |
411 950 |
487 263 |
447 256 |
118,3 |
91,8 |
ФСС |
95 498 |
112 957 |
103 682 |
118,3 |
91,8 |
ФОМС |
54 303 |
64 230 |
58 956 |
118,3 |
91,8 |
Страхование от несчастных случаев |
3 744 |
4 430 |
4 066 |
118,3 |
91,8 |
Налог на имущество организаций |
78 835 |
76 849 |
75 377 |
97,5 |
98,1 |
3. Удельный вес налогов в расходах от реализации, % |
12,4 |
13,8 |
11,6 |
111,3 |
93,5 |
4. Прибыль от реализации |
806 237 |
1 443 580 |
1 180 460 |
179,1 |
81,8 |
5. Прибыль до налогообложения |
806 237 |
1 443 580 |
1 180 460 |
179,1 |
81,8 |
6. Налог на прибыль |
161 265 |
288 720 |
236 090 |
179,1 |
81,8 |
Продолжение таблицы
7. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия |
644 972 |
1 154 860 |
944 370 |
179,1 |
81,8 |
8. НДС |
786 098 |
927 014 |
941 540 |
117,9 |
101,6 |
9. Вновь созданная стоимость |
4 328 725 |
4 984 080 |
5 164 780 |
115,1 |
119,3 |
10. Среднегодовая стоимость имущетва |
3 583 412 |
3 493 152 |
3 426 212 |
97,5 |
98,1 |
11. Всего налогов и обязательных взносов |
1 591 693 |
1 961 463 |
1 866 967 |
123,2 |
95,2 |
12.Налоговая нагрузка по методике Минфина |
26,6 |
28,7 |
26,2 |
107,9 |
91,3 |
13. Налоговая нагрузка по методике Крейниной М.Н. |
36,7 |
39,4 |
36,1 |
107,4 |
91,6 |
14. Налоговая нагрузка по методике Литвина М.И. |
26,3 |
28,0 |
25,7 |
106,5 |
91,8 |
15. Рентабельность продаж |
10,8 |
16,9 |
13,0 |
129,3 |
92,2 |
То есть доля налоговых обязательств ООО «ЛГМ» в выручке 2017 г. составляет 26,6%, в 2018 году - 28,7%, в 2019 году - 26,2%.
Таким образом, можно отметить, что происходит в 2018 году рост налоговой нагрузки на 7,9%, а в 2019 году снижение уровня налоговой нагрузки на 8,7%.
В соответствии с методикой М.Н. Крейниной налоговая нагрузка в 2017 году составила 36,7%, в 2018 году она увеличилась на 7,4%, а в 2019 году сократилась на 8,4%.
На основании методики М.И. Литвина налоговая нагрузка в 2017 году составила 26,3%, в 2018 году увеличилась до 28%, а в 2019 году снизилась до 25,7%.
Следовательно, динамика данных по этим методикам совпадает, однако в одной методике налоговые платежи соотносятся с выручкой, а в другой с вновь созданной стоимостью, но отличий в динамике налоговой нагрузке не наблюдается.
В соответствии с произведенными расчетами можно сделать вывод, что в целом налоговая нагрузка исследуемого объекта относительно высокая по сравнению с аналогичными хозяйствующими субъектами. Однако в динамике уровень налоговой нагрузки на организацию снижается.
Выявленный уровень налоговой нагрузки подтвердил, что у компании есть потенциал для налоговой оптимизации, ибо нагрузка выше средней, что позволит увеличить чистую прибыль, остающуюся в распоряжении компании. Получение дополнительной прибыли компании может быть использовано организацией на увеличение собственных оборотных средств, которое приведет к улучшению финансового состояния организации.
3Совершенствование деятельности налогового учета
Налоговый учет - обеспечение оперативности, полноты и точности исчислении внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Достижение этой цели оказывать содействие развитию социальной области, повышению рост предпринимательской инвестиционной деятельный. Налоговый учет в РФ должен стремиться к совершенству и служить увеличению эффективности контрольной деятельности с учетом позитивного зарубежного опыта в этой сфере. Бесспорно, внедрение интернациональных наработок должно осуществляться с учетом менталитета населения, экономической и политической ситуации, а кроме того, особенностей национального законодательства о налогах и сборах.
Исследование опыта Запада в области налогового учета, введение вэксплуатацию современных форм и способов его выполнения, подтвердивших свою результативность на практике, способны оказать значительное позитивное воздействие на налоговую систему РФ. Опыт Франции предполагает существенный интерес для РФ, а также, может колоссально помочь в вопросах.
Стоит отметить, что при подготовке Налогового кодекса Российской Федерации обширно применялся действующий во Франции Налоговый кодекс. Возьмем к примеру, в Российской Федерации был внедрен по примеру французской налоговой системы – налог на добавленную стоимость.
В Налоговом кодексе Франции, все без исключения требуемые мероприятия с целью борьбы с уклонением от уплаты налогов учтены. В нескольких государствах, такой единый акт присутствует. Во Франции при утверждении Закона о бюджете он уточняется, это происходит каждый год. К кодексу, также прилагаются два тома разъяснений. С целью наиболее точного пояснения, остановимся более подробно. Остановимся на ряде определенных проблем функционирования французской системы налогового учета.
Реализация проверок возложено на созданные в каждом департаменте налоговые центры. Центры исследуют подаваемые в добровольном порядке декларации, они отправляют уведомления плательщикам. Физические лица должны демонстрировать декларацию, независимо от величины их прибыли.
Два типа контроля реализовывают налоговые сотрудники. Они исполняют работу с декларациями на собственных рабочих участках (это называется - камеральный контроль). Информация представленная в декларации сравнивается с данными существующими в базе сведений. Зачастую, ранее на данной стадии выявляются расхождения, следовательно, инспектор обращается к налогоплательщику, чтобы истребовать у него должных разъяснений.
В случае, если данные разъяснения налоговую администрацию никак не удовлетворяют, она вправе требовать доплаты налогов или же, обратиться в иные осуществляющие контроль подразделения, с целью выполнения наиболее детализированного контроля.
Контроль с выездом на место, как правило, он исполняется при наличии значительных причин для подозрений в сокрытии заработка.
Во Франции, характерной чертой налогового учета считается то, что, в отличие от российского, французский налогоплательщик обязан быть предупрежден о налоговой проверке. Данное предупреждение должно быть, как минимум, за 8 суток. А также, в отсутствии предупреждения внезапная проверка имеет возможность быть проведена, исключительно лишь, при наличии надёжных и достоверных данных о том, то что организация уклоняется от уплаты налогов.
За три предыдущих года как правило, исполняются проверки. Специализированных положений о частоте проверок не имеется. За редкими исключениями, повторные проверки в отношении одного периода, как правило не ведутся.