Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации:тенденции и перспективы развития ( Теоретические аспекты местного самоуправления ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В восьмой главе Конституции Российской Фе­дерации «Местное самоуправление» отсутствует конкретизация указанного принципа, этот пробел в определенной мере может быть компенсиро­ван нормами Европейской хартии местного само­управления, подписанной Российской Федерацией в Страсбурге 28 февраля 1996 года и ратифициро­ванной в начале 1998 года. Статья 9 Хартии «Финан­совые ресурсы органов местного самоуправления» является самой большой из содержащихся в доку­менте и регламентирует положения, содержащие развернутые юридические нормы принципов бюд­жетной и финансовой самостоятельности муници­пальной власти, которые должны быть реализованы в законодательстве стран ее подписавших.

Для создания на практике правовых условий реализации принципов бюджетной и финансовой самостоятельности муниципальной власти, меж­дународный нормативный акт требует выполнения следующих условий:

  • финансовые ресурсы местного самоуправле­ния должны быть соразмерны полномочиям, пре­доставленным им конституцией или федеральным законом;
  • часть местного бюджета должна пополняться за счет местных налогов и сборов, а их ставки му­ниципальные власти вправе самостоятельно опре­делять в законных пределах;
  • защита более слабых в финансовом смысле муниципальных органов обуславливает введение процедур финансового выравнивания или коррек­тирующих мер, направленных на урегулирование последствий неравномерного распределения источ­ников финансирования, данные процедуры и меры не должны ограничивать свободу выбора муници­пальных органов в пределах их компетенции;
  • порядок предоставления перераспределяе­мых ресурсов должен быть согласован с муници­пальными органами;
  • предоставление субсидий не должно противо­речить и вступать в конфликт с основополагающим принципом свободного выбора муниципальными органами политики в сфере их компетенции.

Поскольку Россия подписала и ратифицировала Хартию, данные положения должны быть установ­лены федеральным законом.

Бюджетным кодексом Российской Федерации муниципальным образованиям передается боль­шое количество полномочий в бюджетной сфере на местах, но по факту муниципальные органы проводят политику субъектов, это обусловлено недостатком собственных финансовых средств у муниципальных органов, участием их в различ­ных региональных программах, для которых вы­деляются бюджетные целевые денежные средства субъектов Российской Федерации, и др.

Произошедшее в течение 2016 года уменьшение темпа роста экономики России, сопровождавшееся увеличением бюджетных расходов в социальной сфере, вызвало в субъектах рост бюджетных дефи­цитов, а, следовательно, и дефицит муниципаль­ных бюджетов. Так, объем долга муниципалите­тов на начало декабря 2015 года вырос на 12,8% по сравнению с показателем 2014 года и составил 318 079 354,65 тыс. рублей.


В настоящее время правовое регулирование бюджетных отношений муниципалитетов приве­ло к обесцениванию конституционного принципа бюджетной самостоятельности муниципальной власти, постепенно происходит сосредоточение бюджетных средств на федеральном уровне с даль­нейшим их предоставлением муниципалитетам по принципу «что осталось», сосредоточение бюд­жетных полномочий муниципалитетов не только на городском и районном уровне, но и на уровне субъектов. Увеличение бюджетной зависимости муниципальных органов власти от вышестоящих органов проходит совместно с процессами, гово­рящими о том, что государственная властная вер­тикаль вобрала в себя всю структуру местного са­моуправления. Муниципальные потребности часто удовлетворяются при помощи разного рода недви­жимых объектов, в том числе зданий, сооружений, при этом расположение этих объектов вокруг мест проживания территориальных общностей является одним из решающих факторов для установления и утверждения границы муниципального образо­вания. Иным определяющим фактором является потребность включения в границы муниципалите­та территории, за счет которой будет происходить социально-экономическое развитие и рост муни­ципального образования, фактически речь идет о территории для создания новых объектов, целью которых будет являться удовлетворение муници­пальных потребностей.

Всем ли муниципалитетам посильно содержать объекты, предназначенные для удовлетворения об­щественных потребностей, ведь сфера интересов и запросов граждан постоянно растет.

В Европейских странах проходили исследо­вания, целью которых было определение числен­ности людей в муниципалитете и иных админи­стративно территориальных образованиях, при которой выполнение какой-либо местной задачи является наиболее экономически целесообразным. Так, непосредственно перед муниципальной ре­формой 1970 годов в Дании было выявлено, что наиболее целесообразное использование учебных помещений и преподавателей школы обеспечивается в случае наличия трех параллельных классов с первого по последний и двух параллельных клас­сов для трех лет последующего обучения. Для ра­боты такой школы требуется население в размере 5600 человек. Другие исследования выявили, что дома престарелых на 25-30 мест требуют населе­ния примерно в 3600-5500 человек, а для работы системы «социальной помощи на дому» нужно население в 4200-5500 человек, то есть европейские экономисты выявили, что для полно­ценной работы муниципалитета нужна числен­ность населения составляющая примерно 5000­6000 человек.


Чем больше налогоплательщиков, тем больше будет бюджетных поступлений, тем меньше будут расходы местного бюджета на единицу населения. Такой подход к оптимизации расходов называется в экономической науке «эффектом масштаба» или иначе «эффектом синергизма».

Данные переписи населения в России говорят о том, что в настоящее время существует большое количество нежизнеспособных муниципальных образований по указанному выше показателю. 86949 сельских населенных пункта имеют населе­ние численностью до 100 человек, 13047 - вообще не имеют постоянного населения, в 55425 сельских населенных пунктах число постоянного населения не больше 100 человек (35,8 %).

Вышеприведенные показатели, выявленные датскими учеными, доказывают необходимую ве­личину численности населения для решения не только местных задач, более широкие во внимание не берутся. Населения в размере 5500-6000 че­ловек достаточно для создания и обслуживания «средней» больницы, в которой не предусмотре­но лечение относительно серьезных заболеваний. Для строительства и функционирования более «многопрофильного» лечебного учреждения со сложным оборудованием требуется большее коли­чество населения, не менее 200 000 человек.

По показателю численности населения многие городские населенные пункты России окажутся неспособными решить задачи местного значения. Исходя из данных переписи населения, в 2276 го­родских поселениях постоянная численность на­селения 100 тысяч человек и меньше, в 94 - от 100 тысяч человек до 250 тысяч человек, при этом в общей сумме эти поселения составляют 97% всех городских поселений.

Исходя из вышеприведенного экономического анализа, следующим шагом муниципальной ре­формы, очевидно, будет ликвидация сельских по­селений как «неэффективного» элемента местного самоуправления, в тоже время будет происходить «укрупнение» муниципальных образований с це­лью увеличения их экономического потенциала. Данную стратегию развития диктует как экономи­ческая целесообразность, так и зарубежный опыт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Местное самоуправление в роли правового института относится к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации согласно ч.4 ст. 15 Конституции РФ.

Существует множество законодательных и научных определений местного самоуправления. Основным является определение местного самоуправления, прописанное в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. Однако мы считаем, что нужно учитывать и особенности местного самоуправления, отмеченные в научных и иных законодательных источниках, так как без них раскрытие понятия местного самоуправления не будет исчерпывающим. Представляется существенным обозначать местное самоуправление, в том числе, как элемент правового статуса гражданина и способ оптимизации социального управления.


Принципы местного самоуправления представлены как общеправовыми принципами, такими как: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность, гласность и другими, так и специальными принципами местного самоуправления (гарантированности местного самоуправления в Российской Федерации, самостоятельности в решении вопросов местного значения, организационного обособления органов местного самоуправления от органов государственной власти, многообразия форм местного самоуправления, соразмерности полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам). И те, и другие играют огромную роль в осуществлении и развитии местного самоуправления, сочетая в себе основы теоретические и практически применимые, наиболее важные свойства, признаки.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч.2 ст.130 Конституции РФ). Согласно ч.1 ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Обязательными являются представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования и местная администрация.

Представительный орган муниципального образования – выборный и коллегиальный орган, обладающий исключительной компетенцией. Наличие данного органа является обязательным, однако Законом предусмотрены случаи, в которых представительный орган муниципального образования не формируется. Численность депутатов в его составе может быть различной.

Глава муниципального образования – выборное должностное лицо, которое осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения, в том числе, издает нормативные правовые акты, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий и, соответственно, обладает своими обширными полномочиями.

Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, имеющим полномочия по решению вопросов местного значения и выполнению отдельных государственных полномочий, данным органом руководит глава администрации на основе принципа единоначалия.

Таким образом, местное самоуправления – это уникальное явление, представляющее собой институт гражданского общества и, вместе с тем, форму осуществления публичной власти. Значение местного самоуправления несомненно велико и возрастает с каждым годом, так как развитие муниципальных органов является одной из важнейших составляющих в формировании гражданского общества в Российской Федерации.


Список литературы

  1. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 02.12.12.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) , с изменениями и дополнениями // РГ. – 2009. – 21 января.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) – п. 1 ст. 215.
  4. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации»: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ(ред. от 03.07.2016) // РГ. – 2003. - 8 октября.
  5. Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов" от 20.03.2016 N 38-ФЗ (действующая редакция, 2016) – ст.2

Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления (утв. Указом Президента РФ от 2 ноября 2007 г. N 1451)-(ред.от 29.03.2017г.).

  1. Устав Тюменской области (принят областной Думой 15 июня 1995) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]
  2. Закон Тюменской области «О наименованиях, численности, сроках полномочий, порядке формирования и дате выборов органов и должностных лиц местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, а также о продлении сроков полномочий органов местного самоуправления муниципального образования город Тобольск» от 23 декабря 2004 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 7.11.17.
  3. Закон Тюменской области «О местном самоуправлении в Тюменской области» от 22 декабря 2005 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 7.11.17.
  4. Устав города Тобольска (принят решением Тобольской городской Думы от 17.06.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 7.11.17.
  5. Регламент Тобольской городской Думы от 24 апреля 2006 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 7.11.17.
  6. Положение об администрации города Тобольска от 2 марта 2015 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] .