Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации:тенденции и перспективы развития ( Теоретические аспекты местного самоуправления ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Местное самоуправление – комплексное и многообразное явление, которое является воплощением идеи демократизации и децентрализации власти в государстве. Разносторонность данного понятия делает возможным сосуществование его различных интерпретаций. Местное самоуправление в роли правового института относится к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации согласно ч.4 ст. 15 Конституции РФ.

Несмотря на то, что Конституция РФ исключает местное самоуправление из системы органов государственной власти и закрепляет положение о том, что оно независимо от государства, нельзя говорить о противопоставлении этих двух понятий. Гражданское общество же признано неотъемлемой частью демократического государства, коим Российская Федерация является. Таким образом, можно говорить о том, что местное самоуправление является связующим звеном между обществом и государством и может выступать первостепенным фактором стабилизации ситуации в стране в условиях социальных и экономических проблем, обострение которых всегда возможно.

Начало местного самоуправления в России относится к середине XIX века, и оно являлось выражением идей отечественных и зарубежных ученых, работа которых была, в основном, попыткой четко обозначить место самоуправления в общей системе государства и его роль в осуществлении основных функций государства, а именно экономических, политических и социальных. Со временем понимание самого местного самоуправления и его функций сильно изменялось. В наши дни принятие сначала Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и вступление его в силу с 1 сентября 1995 г., затем реализация Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» можно ознаменовать новым этапом в процессе становления местного самоуправления в современной России. Также интересными представляются правовые реформы 2014 года.

В наше время точно можно утверждать, что само местное самоуправление и его законодательное регулирование стоят на распутье своего развития. Первый путь представляет собой усиление влияния политики государства в отношении местного самоуправления, заключающейся в реальном закреплении уже присущих местному самоуправлению свойств, который описывается некоторыми как «последовательно демократический путь, реально ведущий к повышению эффективности ведения местных дел и в целом усилению результативности управления экономическими и социальными процессами в стране»[1]и поддержку самоуправления со стороны государства. Второй – путь угнетения местного самоуправления путем уменьшения возможностей решения дел местного значения самим населением.


Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня становится очевидной необходимость внедрения иных эффективных механизмов, форм и систем управления на местах и самоуправления[2]и анализа уже существующих источников, регламентирующих осуществление местного самоуправления.

Целью курсовой работы является систематизация и обобщение научного знания на предмет особенностей Конституционного и иного правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации, как самостоятельного уровня власти, исключающих возможность включения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти.

Для достижения поставленной цели при подготовке курсовой работы ставились следующие задачи:

  • рассмотреть понятие, функции и принципы местного самоуправления;
  • ознакомиться со структурой и полномочиями представительного органа муниципального образования город Тобольск;
  • изучить организационно-правовой статус главы муниципального образования город Тобольск;
  • охарактеризовать исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город Тобольск.

Объект исследования – общественные отношения в сфере деятельности органов местного самоуправления.

Предмет исследования - современная модель местного самоуправления в Российской Федерации.

При написании работы использовались работы многих российских ученых и практиков по проблемам местного самоуправлении: Зотова В.Б., Аболонина Е.С., Кутафина О.Е., Фадеева В.И., Игнатюка Н.А., Павлушкина А.В., Кораблева Д.П., Васильева А.А., И.В. Бабичева, Чепурновой Н.М. Шугриной Е. С., Кудилинского М. Н., Шевелевой И. А., Алехина Э.В., Кузнецова В. В., Чепурновой Н.М. и других авторов.

Курсовая работа состоит из 3 глав. Первая глава посвящена теоретическим аспектам местного самоуправления. Вторая глава рассматривает тенденции развития органов местного самоуправления и их структуру на примере города Тобольска. В третьей главе изложены перспективы развития местного самоуправления

Глава 1. Теоретические аспекты местного самоуправления

1.1 Понятие местного самоуправления


Понятие местного самоуправления является дискуссионным, и существует множество его интерпретаций, научных и законодательных. В то время как некоторые авторы местное самоуправление называют формой организации самостоятельной деятельности граждан, другие считают его децентрализованной формой публичной власти.[3]

Интересным представляется то, что в советский период на конституционном уровне местные Советы рассматривались как элементы общей системы органов государственной власти и решающие на своей территории все вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета.[4]

Если говорить о законодательном понимании местного самоуправления, то впервые данное понятие на территории нашей страны было закреплено в Законе РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР». Наиболее полно понятие местного самоуправления раскрывается в данных трех нормативных правовых актах. В Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление определяется как «признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.»[5]

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [6]определяет местное самоуправление как «форму осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.» (ч.2 ст.1)[7]

Необходимо также упомянуть определение местного самоуправления, содержащееся в Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., которое было впоследствии прописано в Федеральном законе от 11 апреля 1998 г. №55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления». В данной ситуации местное самоуправление интерпретируется как «право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».[8]


Таким образом, мы можем наблюдать, во всех случаях подчеркивается, что деятельность местного самоуправления должна совершаться исключительно в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Рассматривая данные определения, можно заметить и отличия. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в отличие от Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подчеркивается, что местное самоуправление является «формой осуществления народом своей власти», тогда как в определении местного самоуправления в Федеральном законе 1995 г. оно называется лишь «деятельностью населения» с последующим перечислением признаков.

В определении же, прописанном в Федеральном законе от 11 апреля 1998 г. №55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления», нет какого-либо упоминания населения или народа как субъекта местного самоуправления, и делается акцент именно на органах местного самоуправления, однако и не имеется отрицания возможности осуществления прямой демократии. В Европейской хартии также прослеживается сближение задач местного самоуправления и государства. Муниципальные органы в ее решении регламентируют значительную часть публичных дел, как имеющих сугубо местное значение, так и представляющих государственный интерес, российская же конструкция местного самоуправления, напротив, разделяет местные вопросы и государственные полномочия.[9]

В правовой науке на сегодняшний день нет четкого определения местного самоуправления, которого бы придерживались все ученые. Рассмотрим несколько взглядов на понятие местного самоуправления. Некоторые предлагают рассматривать местное самоуправления в двух, то есть широком и узком смыслах. Так, например, Ю. В. Агибалов утверждает: «В широком смысле местное самоуправление – это право и реальная способность населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения; его исторических и иных местных традиций. В узком смысле местное самоуправление – это деятельность органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальное управление (муниципальную власть) и выполняющих отдельные государственные полномочия на территории муниципального образования». [10]


Обычно местное самоуправление рассматривают в нескольких аспектах.

Н. С. Бондарь местное самоуправление рассматривает в трех аспектах:

  1. Как институт гражданского общества;
  2. Как институт правового положения личности;
  3. Как институт организации публичной власти.[11]

Мерсиянова И.В. в понятии «местное самоуправление» выделяет следующие три аспекта:

  1. социальный (субъект местного самоуправления);
  2. функциональный (регулятивная деятельность);
  3. институциональный (социально-политический институт).[12]

Институциональный аспект предполагает в понятии местного самоуправления делать акцент на рассматривании местного самоуправления как социального института, в рамках которого население непосредственно или через создаваемые им органы участвует в решении вопросов местного значения. В функциональном аспекте акцентируется внимание на ролях, выполняемых местным самоуправлением как субъектом социальной системы в ее организации как целого, в достижении целей и удовлетворении потребностей индивидов и их групп.[13] Социальный аспект ставит первостепенным вопрос о субъекте местного самоуправления, представляющем собой в наилучшем варианте все население данного муниципального образования, которое будет стремиться участвовать в решении вопросов местного значения, а также о возможностях формирования подходящей социальной базы местного самоуправления.

В целом, местное самоуправление можно рассматривать как:

  1. Одну из основ конституционного строя;
  2. Форму народовластия;
  3. Элемент правового статуса гражданина;
  4. Способ оптимизации социального управления;
  5. Институт организации и предоставления услуг населению.

Таким образом, понятие местного самоуправления многогранно, вследствие чего сложно дать единое определение, с которым было бы согласно большинство ученых. Это подчеркивало бы все отличительные, существенные черты местного самоуправления. Рассматривать самоуправление с разных сторон, в нескольких аспектах и смыслах представляется удобным.

Несмотря на то, что существует законодательное определение местного самоуправления в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г., мы считаем, что нужно учитывать и особенности местного самоуправления, отмеченные в научных и иных законодательных источниках, так как без них раскрытие понятия местного самоуправления не будет исчерпывающим.